Многие украинцы знают, насколько неблагоприятна для здоровья людей жизнь в Запорожье. Со времен запуска союзных гигантов тяжелой индустрии воздух, земля и вода загажены здесь уже настолько, что не выдерживают ни критики, ни норм ПДК. Нам бы эту беду совместно как-то одолеть, но сами же привносим еще и другую. Ведь существенную долю в загрязнении атмосферы (около 40%) составляют выбросы вредных веществ от наших с вами (частных) и других автомобилей. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26–30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа – 700, диоксида азота – 40, несгоревших углеводородов – 230 и твердых веществ – 2–5. Кроме того, еще не так давно выбрасывалось много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина – все это осталось в придорожной почве. Транспорт отравляет также водоемы и растения. А ведь его в Запорожской области, поверьте, немало – по последним данным пресс-службы ОблГАИ, более 466 тысяч единиц.
Если вам не жаль матушку-природу, то подумайте хотя бы о себе любимых. Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3–4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние 50 м.
Также автомобильные выхлопы снижают уровень интеллекта у детей – это доказали ученые Гарвардского университета. А вы думаете, почему богатенькие стараются жить подальше от смога, где-нибудь на вилле за городом?
Притом одним понижением IQ тут все не заканчивается. Выхлопы – один из самых важных факторов, способствующих развитию у склонных к бронхиальной астме детей тяжелых астматических приступов. У детей наличие свинца в крови может ухудшать способность к обучению и вызывать приступы агрессии. У взрослых возрастает риск ревматического артрита и рака крови. Чем выше концентрация выхлопных газов в атмосферном воздухе, тем выше вероятность образования тромбов и «уничтожения» человеческого сердца. К тому же, автомобильные выхлопы негативно влияют и на развитие плода в утробе матери. Беременные женщины имеют выше вероятность родить ребенка, больного аутизмом.
Выхлопы от транспортных средств, автошум очень вредны и людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. К группе повышенного риска ученые относят пожилых людей, женщин, а также людей, страдающих ангиной. А теперь представьте, насколько увеличиваются риски, если вся эта выхлопная гадость осела во дворах, где устраивают стихийные парковки с ночлегом владельцы авто, а родители, как правило, «выгуливают» там же своих детей. Как быть со всем этим и сохранить здоровье родным, близким, соседям и владельцам тех же авто?
Королевская электромаршрутка
На фоне всемирного кризиса, глобального потепления и повсеместной негативной экологической обстановки в городской среде всё чаще поднимается вопрос о чистых источниках энергии. Мировые лидеры в автомобилестроении предлагают новинки гибридных автомобилей и электромобилей. Есть они уже и в Запорожье, но, к сожалению, как мы убедились, ГАИ не ведет пока отдельную на них статистику. Хотя нам и подтвердили, что гибриды марок «Тойота», «Лексус» уже зарегистрированы в области. Однако эти «игрушки» «кусаются» пока в цене. Но это пока. Еще в прошлом году стало известно, что инженеры из подмосковного города Королёва разработали прототип маршрутного такси на электромоторе, который по стоимости будет не дороже обычного авто. За образец они взяли серийный «Дукато», вынули из него двигатель и коробку передач и поставили на место каждого приводного колеса двигатель собственного производства, так называемый «мотор-колесо». Два таких двигателя представляют собой 36 стационарно расположенных катушек и вокруг них два ряда магнитов. Автомобиль может нормально передвигаться даже при одном рабочем колесе. Он очень надежен, долговечен и развивает скорость до 80 км/час (дальше стоят ограничители), электрозаряда хватает на 180 км пробега (зарядить авто можно на обычной бензозаправке). Плюс для увеличения ресурса аккумуляторов в полтора раза используются специальные наноконденсаторы, которые накапливают энергию при торможении авто. То есть она уходит не в нагрев тормозных колодок, как в обычном автомобиле, а накапливается на обкладках наноконденсаторов, которые отдают ее затем при разгоне авто. Новинка очень проста и удобна в эксплуатации. Автомобилей на «мотор-колесе» в мире пока еще нет, а стоить они будут вдвое меньше зарубежных аналогов электромобилей. Кстати, запорожский завод «Искра» уже изготавливал инвалидные электроколяски на «мотор-колесе», и для него это производство не ново.
Может, к королевской новинке стоит присмотреться и запорожским транспортникам? Ведь, как сообщил нам начальник управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского горсовета Юрий Дроздов, парк «Запорожэлектротранса» составляет сейчас всего порядка 200 единиц трамваев и троллейбусов. Это в 2-2,5 раза меньше, чем было еще 20 лет назад. То есть во столько же раз сократились и пассажироперевозки на экологически чистом транспорте, а значит, и удельный вес экологически чистого транспорта.
Почему отвергли турецкий монорельс?
Несколько вариантов постройки скоростной трамвайной монорельсовой линии, которые предлагались в Запорожье в прошлом году, тоже не нашли своего продолжения. Турецкая компания-инвестор «Turkarge Transport Co» (мировой лидер в строительстве монорельсовых дорог) предложила провести трассу лишь по проспекту Ленина, полностью демонтировав существующую электротранспортную систему. Представляете, на проспекте через каждые 25 метров стояли бы бетонные быки, а по ним на подвесном монорельсе на высоте 6-9 метров гоняли бы составы по 3-6 вагонов на скорости до 80 км/час. Посадка-высадка, естественно, тоже должна происходить на той же высоте (скорее всего, взбираться туда пришлось бы по ступенькам). Да-а-а, видок у нашего проспекта тоже стал бы соответствующим. При этом билет стоил бы до 4 гривен, а все денежки текли бы не в бюджет города, а конвертировались в валюту и уходили на Турцию (рассчитывали и на 50-миллионую гривневую субвенцию со стороны нашего государства). Поэтому с турками не согласились ни запорожские транспортники, ни архитекторы.
В свою очередь запорожцы предложили инвесторам свои варианты развития монорельсового электротранспорта. Это – 5 схем направлений, которые недостаточно охвачены электротранспортом:
1) в Хортицком и Шевченковском районах;
2) от улицы Чумаченко до площади Ленина;
3) ул.Куйбышева – Набережная магистраль (через ул.Солидарности и Украинскую);
4) ул.Куйбышева – Набережная магистраль (через ул.Микояна, Пархоменко, Чаривную, Украинскую);
5) Ореховское шоссе – Набережная магистраль.
Но ни один из этих вариантов турков не устроил.
Электровелосипед как выход
Не остались без внимания мировых разработчиков электротранспорта и велосипедисты. На рынке велопродукции за последние годы вышло достаточно много моделей, конструктивной особенностью которых стало наличие электромотора и аккумуляторов. Продукция получила названия – электровелосипед, электросамокат и электроскутер. Вас уже интересует ее цена? Всё зависит от типа электровелосипеда, его принадлежности, комплектации и, естественно, производителя. Встречаются электровелосипеды китайского производства в разы дешевле, чем велосипед известного бренда. Но не буду вас томить: у нас на рынке «Анголенко» «китайцы» стоят от 3500 гривен и выше. Ого? Ну, так и педалями вам уже не надо будет крутить! Когда дорога подымается вверх – довольно удобно воспользоваться электромотором, правда, далеко не все электровелосипеды способны справиться с данной нагрузкой. Имея дело с дешёвыми моделями, приходится помогать ногами, крутить педали.
Скорость некоторых относительно недорогих моделей может достигать 30-35 км в час по ровной местности. «Ну, и велик разогнать так можно!» – возразите вы. А если у вас длинная дорога или вы устали, или вам просто лень крутить педали? Тогда да, электромотор – это достоинство. Впрочем, относительно небольшой пробег на одном заряде (в среднем около 35 км) и значительное время зарядки (от 6 до 9 часов) можно считать его недостатком. Хотя не так давно в противовес долгозарядным кислотно-свинцовым батареям в продаже появились литиевые – LiFePO4: они вдвое легче, хорошо отдают большие токи, быстро заряжаются (всего за 2 часа) и имеют до 1500 циклов (против 100-200 у кислотных) заряда-разряда до начала заметного снижения емкости. Китайцы собирают их из отдельных элементов необходимого вольтажа, мощности и размера. Дальше – больше. Как известно, еще в ноябре 2011 года учёные построили экспериментальный электрод для литиевого аккумулятора, который удерживает в десять раз больше энергии и заряжается в десять раз быстрее традиционного аналога. До рынка эта разработка должна добраться за три-пять лет, уверяли тогда мировую общественность ее авторы. Т.е. ждать осталось не так долго. Ведь «мотор-колесо» и остальные детали электровелосипеда известны давно, загвоздка была только за мощными, эффективными и небольшими по размеру аккумуляторами. Поэтому на фоне все дорожающего бензина за электровелосипедом для многих из нас, возможно, будущее. Особенно хорош он для перемещения в городской местности. При постоянных заторах на дорогах и вечно с утра забитом транспорте общего пользования кто-то решит пересесть на электровелосипед. На нем удобно съездить и на дачу, не всякий же раз вы тащите туда ящики с картошкой и все семейство (сам дачник, знаю). Да и весит «железный конь» всего около 30 кг. При желании его можно и на 5 этаж «хрущевки» по лестнице поднять. Бросить на некоторое время на улице тоже не так страшно. В фаре электровелосипеда находится «замок зажигания». Ключ заменяет выключатель питания, а дальнейший поворот включает фару. Это удобно. Вытащить ключ из фары, не выключив велосипед, не получится. Тому же вору оседлать его и уйти от преследователей «на педалях» будет не так просто, ведь они стоят на максимуме крутящего момента, и еще надо провернуть мотор, который в таком случае становится генератором. Даже просто укатить его в руках будет непросто. Это позволяет вам не сильно «напрягаться», отвлекаясь от велосипеда на несколько минут, и не пристегивать его каждый раз замком.
Чтобы недостатки электровелосипеда свести до минимума, при покупке стоит обращать особое внимание на мощность электромотора, ёмкость батареи и, соответственно, чтобы были правильно подобраны под их характеристики размеры колёс. Так, у электровелосипеда с диаметром колеса 28” (дюймов) и «мотор-колесом» 500 Вт максимальная скорость – 35 км в час, а у электровелосипеда с диаметром колеса 14” и «мотор-колесом» 250 Вт максимальная скорость – всего 12 км в час.
Однако не стоит зацикливаться на одних только «китайцах». Можно попробовать заказать себе и двухместную ER61-модель из Латвии. Максимальная скорость – 32 км/ч, пробег (на одном заряде) – 65 км, масса загрузки – более 150 кг. Идеален для перевозок, поездок на дачу, курьерских доставок…
«32 км в час – мало!» – скажете вы. Не надо на сей счет беспокоиться – есть модели, которые ездят со скоростью 40-45 км/час. Это мы тут, в городе, мало что знаем о них. Я когда поехал в одно из сел Ореховского района и хотел рассказать им о электровелосипедах, там ухмыльнулись и сказали: «У нас уже года три полсела на таких ездит». Ну, насчет «полсела» приврали, конечно. Но наша Родина полна «кулибиными»: они добрались уже до «мотор-колеса», перемотали обмотки двигателя более мощным проводом, и их велосипед развивает скорость до 60 км/час. Плюс, помимо литиевых батарей, используют еще наноконденсаторы, которые при торможении на спуске накапливают дополнительный заряд энергии, позволяющий ощутимо увеличивать пробег.
В заключение хочется подчеркнуть: в нашей области, где одна только АЭС поставляет 25% электроэнергии всей страны, а кроме того есть мощная тепловая и гидроэлектростанции, сам Бог велел перейти на широкое, повсеместное использование электротранспорта! Пассажирские «Дукато» или другой грузопассажирский транспорт на «мотор-колесе» или еще чем другом – какая народу разница? Ведь всем уже понятно, что нефть как традиционный источник энергии рано или поздно себя исчерпает, к тому же бензин только дорожает. И теперь не только властям, но и каждому из нас стоит задуматься, может, скорейший переход на электротранспорт или другой источник энергии – это выход?