Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых были заложены в детском возрасте. Также исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

 

Недавно на одной из пресс-конференций заведующая кардиологическим отделением центральной больницы Коммунарского района Марина Горбачева рассказала, что из всех обследованных в 2012 году в их больнице юношей-призывников только один оказался абсолютно здоров, у остальных парней обнаружили те или иные проблемы со здоровьем.
“Что мы видим сегодня? Инфаркт миокарда в 27 лет – это уже не новость. А все потому, что у детей и молодежи отсутствуют регулярные физические нагрузки: спортивные секции доступны не всем, в школах на уроках физкультуры активность детей в последние годы ограничили, в вузах предмет физической культуры вообще воспринимается с улыбкой. Я считаю, это неправильно. Нужно перенимать опыт других стран, где заботятся о здоровье будущих поколений. Помню, как в начале 90-х годов делегация завода “Коммунар” посетила Корею. Наши люди были просто потрясены увиденным. Там в детских садах 5-летних детей начинают учить элементам ушу и йоги. Ежедневные занятия продолжаются и в школе. Кроме того, государство всячески поощряет занятия молодежи профессиональным спортом. Вот откуда черпается здоровье нации!” – сказала кардиолог Марина Горбачева.
В продолжение темы мы решили узнать, как с физическими нагрузками обстоит дело в запорожских дошкольных заведениях? Помнится, во времена СССР в детском саду нас даже закаливали – обливали ножки прохладной водой и обтирали все тело мокрой махровой варежкой. А практикуется ли закаливание в нынешних детсадах? Этот вопрос мы задали главному специалисту управления департамента образования и науки, молодежи и спорта горсовета Виктории Бакуменко.
– Чтобы дети меньше болели, в первую очередь, во всех детских садах в полном объеме соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Это – своевременное проветривание групп и влажная уборка, соблюдение режима дня. Каждое утро у детей начинается с зарядки, два раза в неделю спортивные занятия проходят в спортивном или музыкальном зале, в остальные дни – подвижные игры или прогулки на улице при любой погоде. Все это под наблюдением врачей-педиатров, которые проводят медико-педагогический контроль с измерением пульса у нескольких детей на выбор. Если пульс выше нормы – нагрузки снижают, если ниже – наоборот, усиливают.

В целях профилактики различных заболеваний проводится корригирующая гимнастика после сна, босохождение, в летний период – водное закаливание. Согласно нормативам, сейчас во всех детских садах идет С-витаминизация третьих блюд – тем детям, у кого нет противопоказаний, в компот добавляют аскорутин.
Мы отправились в ближайший от редакции детский сад № 182 “Счастливое детство”, чтобы посмотреть, как проходит утренняя зарядка в разных группах. Комментировала все увиденное нами воспитатель-методист Елена Винниченко.
Как оказалось, физкультурно-оздоровительное направление является приоритетным для этого дошкольного заведения, где из семи групп три – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В прошлом году в областном этапе всеукраинского конкурса “Школа содействия здоровью” детский сад № 182 занял второе место.
Так что оздоровительные методики здесь развивают и внедряют в детсадовские будни. Например, один из инструкторов по физическому воспитанию разработал авторскую методику из 29 занятий под названием “Школа мяча”, при помощи которой детей теперь обучают элементам основных игр с мячом – футболу, баскетболу, волейболу. Кроме того, в саду работает районный консультативный центр, так что родители со всего района могут обратиться сюда, чтобы проконсультироваться по поводу здоровья своего ребенка у невролога, ортопеда, педиатра, психолога.
В день нашего прихода только ясельная группа и группа, в которой карантин по ветрянке, не поднимались в спортивный зал на утреннюю зарядку, остальные одна за одной в течение примерно 15 минут каждая занимались с инструктором по физическому воспитанию под аккомпанемент музрука на пианино. С явным удовольствием дети повторяли движения за воспитателем, были задействованы мячики и флажки (на них ко всему прочему дети дули, выполняя таким образом дыхательную гимнастику). Воспитанники старшей группы после основного комплекса упражнений сняли чешки и стали ходить в носочках по специальным лечебным коврикам, массирующим стопы.
Что это, нам объяснила Елена Винниченко:
– Эти массажеры собственного изготовления – творчество воспитателей и родителей. Они прикрепили ракушки, камушки, бусинки к половичкам, сделали “подушечки” из каштанов и фасоли, придумали игру “классики” из гравия разного диаметра. Подобные, а также коврики с пластмассовыми иглоаппликаторами Кузнецова есть и в спецгруппах для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. С их помощью сразу после сна детям проводится так называемая гимнастика пробуждения. Ребенок просыпается, раскрывается, но не встает сразу теплыми ножками на пол, а готовится к подъему постепенно – сначала на кроватке делает несколько упражнений, потом встает на коврик, после чего все дети в группе бегают по специальным массирующим дорожкам пять минут и лишь после этого идут умываться.
– В вашем садике закаливание практикуется?
– У нас применяется несколько методов закаливания. Например, такой: на 1 литр воды берется 90 граммов морской соли, в этом растворе смачивается полотенце и кладется на пол, второе смачивается в обычной воде, а третье кладется сухое. Вот по такой дорожке ребенок должен сделать 8 кругов. Естественно, те, кто только переболел, освобождаются от такой процедуры, те, кто болел неделю-две назад, делают меньше кругов. Для этого воспитатель ведет специальный журнал, куда записывает рекомендации медсестры, и четко им следует. В летний период у нас дети после прогулок принимают душ. А после сна проводим обливание ног с постепенным изо дня в день снижением температуры – минимум вода должна равняться 16 градусам.
Как видим, на этапе дошкольного образования в нашем городе здоровью и физической активности детей уделяется внимание. Гиподинамия и другие проблемы здоровья, связанные с недостатком движения, начинаются у детей, когда они идут в школу, к сожалению, их лучшим другом становится компьютер. Родители, принимайте меры!

фото Владимира ШЕРЕМЕТА