– А твоя машина тоже на газированной воде? – спросил Незнайка.
– Нет, моя на спирте. В цилиндр, понимаешь, засасываются пары спирта и поджигаются электрической искрой. Пары, сгорая, расширяются и толкают поршень, а поршень вертит колеса. Машина может работать и на бензине, но от бензина в воздухе остается не очень приятный запах. От спирта же никакого запаха не остается. А то есть машины, которые работают на мазуте, так те – фу-у!
(Николай НОСОВ. “Незнайка в Солнечном городе”, 1958 год)
Прошло совсем немного времени, и сказка стала былью.



Кто-то планирует, а кто-то работает
Биоэтанол – жидкое спиртовое топливо, которое производится из сельскохозяйственной продукции, содержащей крахмал или сахар, например, из кукурузы, зерновых или сахарного тростника. В отличие от спирта, из которого производятся алкогольные напитки, топливный этанол не содержит воды, зато содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для питья.
В настоящее время наблюдается рост производства и потребления этого вида топлива во всем мире, хотя основная его часть производится в Северной и Южной Америке. На сегодняшний день мировым лидером в производстве этанола является Бразилия. Китай и Индия приняли программу о доведении доли биотоплива до 5 процентов. Почти вдвое больше возобновляемого топлива использует сегодня объединенная Европа, здесь этот момент даже закреплен законодательно.
В Соединенных Штатах повышению спроса на этанол способствовало принятие в 1990 году поправок к “Акту о чистом воздухе”, которые требуют использования обогащенного кислородом топлива в районах с недопустимо высоким уровнем загрязнения воздуха, особенно в мегаполисах.
Имея большие площади под выращивание необходимых для получения биотоплива растений, официальные власти Украины, тем не менее, на протяжении всей истории страны не особо-то стремились развивать это направление. Так, согласно принятому еще в 2008 году Закону “Об альтернативных видах топлива” на экологически чистое биотопливо планировалось сразу же перевести 50 процентов, а в 2009-м уже все 100 процентов транспортных средств в наиболее крупных городах. Согласно этому документу для всех производителей бензина норма обязательного использования биоэтанола при производстве традиционного топлива в 2008 году должна была составить не менее двух процентов, в 2009-м – не менее трех, в 2010-м – пяти, а в 2011-м – 10 процентов. Параллельно планировалось внедрение программы производства биотоплива. В декабре 2006 года Кабмин утвердил планы на 2007–2010 годы, согласно которым в Украине через 3 года должны были вырасти, по меньшей мере, 20 заводов по производству биотоплива общей мощностью свыше 600 тысяч тонн в год. Однако дальше бумажного энтузиазма дело не пошло.
Впереди – еще один заход
То, что отечественный рынок нефтепродуктов работает только по своим правилам, устраивающим всех, кроме простых автолюбителей, известно давно. Украинские цены на бензин растут, невзирая на снижение мировых, а качеством топлива на АЗС никто особо не интересуется. Народ негодует, матерится, но везет деньги на заправки, ехать-то надо. Тем не менее, центральные власти время от времени напоминают о себе и в этом направлении.
Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Именно так можно охарактеризовать недавно обнародованный Министерством энергетики и угольной промышленности законопроект, в котором говорится, что с 2013 года рекомендуется содержание не менее пяти процентов биоэтанола при производстве бензина, в 2014–2015 годах предлагается это сделать обязательным, а с 2016 года ввести содержание биоэтанола не менее семи процентов.
Сельско-хозяйственный фактор
По словам авторов законопроекта, одна из главных его целей – загрузить агропромышленный комплекс, дать ему новый серьезный рынок сбыта. В рамках документа существует поручение премьер-министра Украины – переориентировать отрасль по выращиванию сахарной свеклы на производство биотоплива. Речь идет об 1 миллионе гектаров, которые будут засаживаться сахарной свеклой. Позже 40 миллионов тонн этой культуры (при общем урожае в 60 миллионов и внутренней потребности Украины на уровне 18 миллионов) должны идти в спиртовую отрасль для производства биоэтанола. 40 миллионов тонн сахарной свеклы – это 4 миллиона тонн биотоплива, – утверждают в Министерстве аграрной политики и продовольствия.
– Аграрный сектор Запорожской области вряд ли получит какой-то существенный толчок в своем развитии в связи с реализацией этого направления, – говорит начальник отдела Главного управления агропромышленного развития облгосадминистрации Сергей Лысенков. – Сахарная свекла в наших краях не имеет распространения. В принципе, биоэтанол добывают еще и из такой культуры как кукуруза – вот это было бы интересно для запорожских фермеров. Сегодня наши урожаи несколько меньше тех, которые собирают соседи. Аграрии Акимовского, Белозерского и Веселовского районов собирают кукурузу в пределах 20–30 центнеров с гектара, тогда как в Полтавской области эта цифра составляет порядка 70 центнеров. В деле развития посевов той или иной культуры играет главную роль спрос и цена на нее. Если фермерам будет выгодно ее продавать и будут определенные условия для развития, то все возможно.
В то же время специалист напоминает, что главной проблемой производства биоэтанола из товарной сельскохозяйственной продукции является сокращение доли земель, занятых под производство кормовых и пищевых культур и, как следствие, дефицит и рост цен на продовольствие. Во всем надо находить золотую середину.
Экологический фактор
Одна из причин замены традиционных видов топлива топливом растительного происхождения – необходимость снижения вредных выбросов в атмосферу. Ученые еще дискутируют, насколько экологично биотопливо. В то же время они констатируют тот факт, что оно намного безопаснее нефтяных аналогов. Для Запорожья этот вопрос особенно актуален, ведь не так давно ученые института им. Марзеева доказали, что автомобильные выбросы в высокой степени канцерогенны, а их в общем количестве выбросов областного центра – 30–40 процентов. Поэтому вопрос, внедрять или не внедрять биотопливо в городском транспорте, стоять не может.
– Одним из наиболее крупных источников загрязнения окружающей природной среды крупных городов стал автомобильный транспорт, – говорит заведующий отделом гигиены окружающей среды городской СЭС Евгений Тулушев. – Автомобильные выбросы, которые содержат более 200 токсических веществ, являются основными загрязнителями современного города. Загрязнения эти очень часто превышают допустимую норму в 2–4 раза. За последние 10 лет в Запорожье существенно увеличился уровень загрязнения атмосферного воздуха выхлопами. Все объясняется увеличением количества автотранспорта, выбросы от эксплуатации которого составляют 30 процентов от всех выбросов в атмосферу города. Ситуацию усугубляют плохая организация работы общественного транспорта, низкое качество бензина, отсутствие эффективного государственного контроля за выбросами, – подчеркивает специалист СЭС.
Благодаря добавлению этанола бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30 процентов. Он также уменьшает выбросы токсичных веществ на 30 процентов, а выбросы летучих органических соединений – более чем на четверть.
Проанализировав жизненный цикл этанола, Департамент сельского хозяйства США пришел к выводу, что этанол вырабатывает 134 процента энергии, затрачиваемой при выращивании, уборке и переработке кукурузы. Бензин же возвращает лишь 80 процентов энергии, используемой в его производстве.
Биотопливо как раз самый простой и доступный способ улучшить атмосферный воздух мегаполисов. Этанол нетоксичен и растворим в воде. При разливе бензина он разлагается естественным образом быстрее других составляющих, не нанося при этом вреда окружающей среде. Содержащийся в этаноле кислород позволяет более полно сжигать углеводороды топлива.
В 2006 году применение этанола в США позволило сократить выбросы около 8 миллионов тонн парниковых газов, что примерно равно годовым выхлопам 1,21 миллиона автомобилей. К слову, в городе Запорожье – порядка 190 тысяч зарегистрированных транспортных средства. Что же касается всей области, то общее количество автотранспорта составляет почти 450 тысяч единиц.
“Лично-автомобильный” фактор
Первый личностный фактор появления нового вида топлива – его цена.
– В принципе, небольшой процент биоэтанола в топливе является приемлемым. Поэтому такая практика может иметь место на рынке. Не думаю, что на цене это сильно скажется – в пределах нескольких копеек на литре, – таково мнение Олега Омельницкого, директора информационно-аналитической группы “Автоконсалтинг”.
Что касается технического вопроса, а именно как поведет себя автомобиль, то авторы законопроекта утверждают: “Предложенная инициатива не потребует никаких действий со стороны автомобилистов, поскольку опыт европейских стран показывает, что добавление биоэтанола в бензины на уровне 10–15 процентов не требует переоборудования двигателей”.
Тем не менее, существует ряд технических аспектов, которые наряду с экономическими ставят под сомнение целесообразность перевода значительной части автопарка страны на биоэтанол.
Спирты отличаются агрессивностью ко многим материалам, которые традиционно используются в двигателях и топливной системе автомобилей. В последние годы большинство европейских производителей учитывает этот фактор, выпуская автомашины, которые допускают использование смесей нефтяного топлива с альтернативными видами топлива. К сожалению, в украинском автопарке машины с подобными техническими особенностями пока составляют ничтожно малую долю.