В Украине учебно-воспитательные учреждения, которые воплощают идеи и методы вальдорфской педагогики, появились в 1991 году и сейчас существуют в Одессе, Кривом Роге, Киеве. У наших соседей в Днепропетровске подобная школа работает уже 20 лет. Есть все предпосылки, чтобы с нового учебного года такая школа открылась и в Запорожье.

 

Сейчас на базе школы № 37 идет набор в экспериментальные 1 и 2 классы, а также в дошкольную группу, где последователи Рудольфа Штайнера хотят воплотить для запорожских детей идею вальдорфского детства.
Для начала  маленькая справка. Рудольф Штайнер – немецкий философ-мистик, теософ и оккультист, основатель антропософии. Это  – течение в духовной жизни начала XX в., исходящее из основанной Штейнером “науки о духе” – сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. Первая школа, основанная на этих принципах, была открыта в Германии в начале двадцатого века управляющим сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, что послужило источником названия “вальдорфская педагогика”, которое в настоящее время является всемирно известным учебным методом. Вальдорфские школы основаны на обучении детей по принципу художественной образности. В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трех душевных способностей ребенка: воли, чувства и мышления. И ставят перед собой задачу наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Вальдорфская педагогика пропагандирует идею о том, что все равны, а учитель – хороший друг.
Чтобы продемонстрировать родителям, что ждет их драгоценных первоклашек в вальдорфской школе, педагоги-новаторы провели уже несколько открытых родительских собраний в школе № 37. Побывали на одном из них и мы.
Сначала всем показали фильм, что из себя представляет вальдорфская система обучения. Но, на наш взгляд, здесь был один существенный минус – фильм американский, снят для американской публики и, конечно же, с комментариями детей, отучившихся в американских школах.
Затем родителям показали пробный урок, где малыши вместе с папами и мамами пытались учить буквы через сказку. Мастер-класс проводили педагог Анастасия Боковец и трое педагогов из Днепропетровкой вальдорфской школы. Было предложено прослушать необычную сказку и нарисовать к ней иллюстрацию с буковками. Это действительно было увлекательное задание, тем более что рисовали не карандашами или фломастерами, а мягкими восковыми мелками. Их гораздо удобнее держать в маленькой ручке и легче прорисовывать линии. Когда родители играли в игры с мячиками (они были сделаны своими руками из ткани и крупы), обнаружилось, что взрослым гораздо сложнее ориентироваться в правилах игры, нежели детям. “Просто у малышей гораздо лучше развиты зрительная память и сенсорные способности, что помогает им быстро сориентироваться и переключаться с одного предмета на другой”, – прокомментировала Анастасия Боковец.
После всех игр и мастер-классов преподаватели и педагоги с опытом работы в вальдорфской школе Днепропетровска отвечали на вопросы, которых у родителей было много. Например, многих волновал такой вопрос: “Сможет ли ребенок после вальдорфской школы перейти в обычную и насколько отличаются школьные программы?”. Выяснилось, что умный ребенок в любое время может нормально перейти в другую школу. Хотя начальная вальдорфская школа очень сильно отличается от обычной, но к 4 классу все выравнивается. Как рассказали педагоги, все дело в иной подача знаний. К примеру, расписание уроков такое же, как и в общеобразовательных школах, просто на основные уроки выделяется больше времени. С утра у первоклашек всегда “основное занятие”. Так в вальдорфской школе называются чтение, письмо, рисование, лепка, математика. На это отводится два часа. Потом – языки, музыка, рукоделие, рисование, труд и другие. Педагоги обещают родителям, что их дети будут знать несколько иностранных языков.
Главное, что смутило родителей, это религиозная составляющая вальдорфских школ. А также то, что здесь не задают домашних заданий и оценок не ставят. Получается, школа снимает с себя ответственность за качество знаний?
На родительском собрании было сказано, что в следующем году администрация 37-й школы планирует открыть, кроме 1-го и 2-го классов, еще и вальдорфский садик при школе. Так ли это? И вообще, каково отношение руководства школы к альтернативной системе образования, “ЗС” попросила рассказать директора школы № 37 Ирину Владимировну Баеву. Вот что она ответила:
– В Украине штайнеровская педагогика поддерживается государством. Так что вальдорфская педагогика сегодня уже не является альтернативой, а вошла в образовательную систему Украины и имеет уверенные результаты внедрения на государственном уровне. Эксперимент по внедрению вальдорфской педагогики проводится в нашей стране под эгидой Института инновационных технологий с 2004 года. Вот и в нашу школу сейчас оттуда приехал координатор, который помогает разобраться в новом для нас деле.
А началось все с того, что мне как директору поступило предложение от инициативной группы родителей об открытии в нашей школе первого класса, где велось бы преподавание на основе вальдорфской педагогики. Мы задумались и стали вникать в эту педагогику, знакомиться с опытом коллег из других городов, где она прижилась. Пока ко всему, что мы уже узнали о вальдорфской системе обучения, у меня лично сложилось положительное отношение. Главное, что все запорожские учителя, специалисты по вальдорфской педагогике – подготовленные, имеют сертификаты и стаж, работают по государственным программам и учебным планам. Так же, как и в общеобразовательных школах, в вальдорфских дети сдают обязательную государственную аттестацию в 4, 9 и 11 классах и показывают неплохие результаты. Хотя программа этой школы нацелена не только на обучение, но и на воспитание в детях индивидуальности. Все выпускники вальдорфских школ, как правило, – реализовавшиеся в жизни люди с глубокими знаниями.
И хотя вальдорфская педагогика для нас дело новое, мы, понятно, осторожничаем. Но социальный запрос общества существует – и никуда от этого не денешься. Так, на новый учебный год у нас уже набирается желающих на два класса по 20 человек, плюс одна дошкольная группа. Кстати, в Днепропетровске в вальдорфскую школу поступило 100 заявок от родителей будущих первоклассников, и всех желающих удовлетворить не могут, потому что классов всего два. Это о чем-то говорит?
Окончательное решение, будет ли в нашей школе внедрена вальдорфская педагогика, примут депутаты городского совета на сессии.

Ирина ГАВРИЛЕНКО,
Эльмира ШАГАБУДТДИНОВА, Оксана ИВАНОВА