Земский банк (на переднем плане) и Земская управа (сзади) – сегодня это Осипенковский сельсовет. Фото Владимира Малевского

В 25 километрах от Бердянска, т.е. по нашим степным меркам – просто рядом, расположено большое село Осипенко. Из последних данных, которые удалось добыть по его населению, получается, что численность жителей здесь значительно упала по сравнению, например, с информацией, которая фигурирует сегодня в популярной “Википедии”. В последней говорится еще о 4667 осипенчанах, а новые данные указывают, что их только 3902. М-да, а ведь до революции в селе жило почти 12 тысяч народа (это когда в Александровске, ставшем Запорожьем, до Первой мировой войны насчитывалось около 50 тысяч горожан). И всем тогда не только хлеба, но и работы хватало…
Эксплуататора бы…

Василий Куриленко и Виктор Белаш

С умилением читаешь, например, еще советскую “Историю городов и сел Украины”, посвященную селу Новоспасовка (так до 1939 года называлось село Осипенко). “С развитием капитализма происходил процесс классового расслоения. По данным подворной переписи 1885 г., в Новоспасовке насчитывалось 1096 дворов. 277 семей, из них 180 батрацких, не были приписаны к общине и права на надельную землю не имели. Из 819 общинных дворов 275 составляли бедняцкие. Из-за отсутствия тягловой силы и инвентаря они частично, а иногда и полностью сдавали землю в аренду. На долю этих хозяйств приходилось всего 13 проц. посевов. Из 404 середняцких хозяйств только 44 самостоятельно обрабатывали свои наделы, остальные же вынуждены были прибегать к супряге, нанимать тягловую силу и инвентарь или подобно беднякам сдавать часть земли в аренду. Господствующее положение в селе занимали 140 кулацких семей, каждая из которых засевала по 50–100 десятин земли, имела 6–8 голов рабочего скота, 4–6 коров, сельскохозяйственный инвентарь”.
Ну, короче, кровопивцы – с 6–8 головами рабочего скота и 4–6 коровами, плюс десятинами. Правда, с этим всем как-то нужно было управляться. И управлялись без трактора и… мобилки. Вкалывая от темна до темна. Где бы сейчас таких 140 хозяйств-то набрать? Ау-у, люди!
Но почитаем дальше: “Еще в 50–60-е годы XIX в. 20 состоятельных семей из числа казацкой старшины вышли на хутора, расположенные в 5–25 км от Новоспасовки. По данным переписи 1885 г., хуторянам принадлежало 3,5 тыс. десятин земли. Эти кулацкие хозяйства, применяя передовую агротехнику и беспощадно эксплуатируя батраков, стали крупными производителями товарного зерна. Наемный труд также широко использовался на принадлежавших сельской буржуазии промышленных предприятиях и в торговых заведениях, число которых во второй половине XIX в. все возрастало. В 1890 г. предприниматель Данильченко основал в селе производство по изготовлению черепицы, где эксплуатировал рабочих. В начале XX в. в Новоспасовке действовало уже 17 предприятий – паровых мельниц, кирпично-черепичных заводов, маслобоен и др., – где было занято 109 рабочих. В селе насчитывалось 463 кустаря и ремесленника, которые продавали свои изделия на трех ежегодно проходивших в селе ярмарках или вывозили их в другие уезды и губернии. В Новоспасовке торговало около трех десятков лавок и разных питейных заведений. Купцам принадлежали хлебный и лесной склады”.
Короче, “передовая агротехника”, по мнению “советского Агитпропа в картинках” – большой грех. А что касается эксплуатации, то в “прежние времена” она была поставлена в селе на широкую ногу: мало того, что здесь работало, видимо, популярное во всей округе черепичное производство, но и 17 других предприятий, которые давали работу 109 людям. Остальные же ремесленничали и благодаря трем, как мы понимаем, опять же, популярным ярмаркам, куда съезжались люди со всей округи, зарабатывали себе на хлеб.
Самое время посмотреть, а чем зарабатывает село Осипенко на хлеб сегодня? Некогда огромный и богатый колхоз “Дружба” (из 7,2 тысячи жителей села в 1980-е в колхозе работали 1,6 тысячи народа) приказал долго жить. Что-то шевелится, в значительной степени благодаря тому, что Мариупольский металлургический завод имени Ильича прикупил отдельные удачно обанкротившиеся ошметки некогда знаменитого колхоза. Остальное “колхозное” опустилось до уровня фермерских хозяйств, и, как нам рассказал Осипенковский сельский голова Алексей Кривцун, – только четыре хозяйства на плаву и еще четыре в целом “живы”. Начинали же с 18 хозяйств. Получается, что некому осипенковцев сегодня эксплуатировать…
Нет и черепичного производства, и кустарей, и ярмарок. И 30 лавок, “и питейных заведений” тоже нет. А что у нас сегодня бюджетонаполняющее в селе? Нет, не “ильичевцы”! Ибо, как мы понимаем, налоги с их хозяйств идут в Мариуполь. Т.е. по месту регистрации владельца. Таков закон. Поэтому селу остаются больница, аграрный лицей и школа. Налоги на зарплату их работников и укрепляют бюджетную базу Осипенковского сельсовета.
Впрочем, в селе уже были бы рады, если бы люди вообще платили налоги в Бердянске. Но пусть бы их там обеспечивали работой: в 1980-е годы в Осипенко курсировали автобусы бердянских заводов – для подвоза своих работников. Сейчас нет ни автобусов, ни работников, ни, откровенно говоря, заводов.
Эх, эксплуататора бы! Да где же его взять? Повывели…
От Новоспасовки до Осипенко
Кого сегодня помнит село? Полину Осипенко, прославленную летчицу 1930-х годов, прах которой похоронен в Кремлевской стене. Погибла Полина Денисовна 32-летней…
Вышла Полина Дудник замуж за летчика, стала Полиной Говяз. Легенда говорит, что поступала в Качинское училище, но не поступила. Не легенда говорит, что работала она официанткой в летной столовой, а “в перерывах между боями” освоила У-2. А дальше, то ли призыв: “Девушки, на самолет!”, то ли и вправду нарком Ворошилов помог, но ее летная карьера пошла вверх. Вышла во второй раз замуж за летчика-”испанца” Осипенко и так стала Полиной Осипенко – многократным рекордсменом СССР, членом экипажа легендарного самолета АНТ-37 “Родина”, совершившего беспосадочный перелет Москва–Дальний Восток. Погибла в 1939 году во время учебного полета “вслепую”…
А кого еще помнят в Осипенко? А вернее, в Новоспасовке – старинном казацком селе, основанном официально в 1805, а по уточненным данным сельского головы – в 1803 году. Сюда с Полтавщины целыми даже не семьями, а родами бежали крепостные, а с 1829 года – поселились Задунайские казаки. Которые за собственный счет проходили службу в Петровской (ныне село Ново-Петровское) и Захарьевской (ныне село Калайтановка) крепостях. Кроме того, они “принимали также участие в ежегодных морских экспедициях по патрулированию восточного побережья Черного моря”. За это царь-батюшка даровал им на всех 20 тысяч десятин земли. Поделили не поровну, а “по-братски”: “атаманам досталось по 1000 десятин, есаулам, сотникам, хорунжим – по 500, некоторым старшинам – по 200, служилым казакам – по 12, а неслужилым – по 2 десятины на каждого члена семьи мужского пола”.
Так, скажем прямо, закладывались основы казачьего батрачества, но дух-то бунтарский жил! Жил… Поэтому, чего в Осипенко сегодня практически не помнят, так это людей, которыми стоило бы гордиться. Ведь выходцы из села в незначительной степени составили в свое время скелет руководства армии батьки Махно, да и вообще анархистского движения на Юге России до революции. Сегодня же в Осипенко есть памятник тем, кто односельчан расстреливал, но не тем, кто их защищал. Поэтому попробуем немного восстановить историческую справедливость (по форуму газеты “Поиск”):
БЕЛОУС ТРОФИМ СЕРГЕЕВИЧ
уроженец с. Новоспасовка Мариупольского уезда, из бедняцкой семьи. Анархист-активист. Погиб на каторге.
ВДОВИЧЕНКО ТРОФИМ ЯКОВЛЕВИЧ (1889–1921)
родился в батрацкой семье с. Новоспасовка Мариупольского уезда. Член новоспасовской группы анархо-коммунистов с 1910 г. На германском фронте – полный георгиевский кавалер, прапорщик. Председатель полкового комитета. Активный участник антигетманского восстания, с мая 1918 г. – командир 2-го Новоспасовского отряда. С сентября по декабрь 1919 г. – командир 2-го Азовского корпуса Повстанческой Армии (махновцев). С мая 1920 г. по март 1921 г. – бессменный командир азовской группы Повстанческой Армии. Фанатик перманентной анархической революции. Расстрелян ЧК в мае 1921 г. в г. Александровске.
ДОБРОВОЛЬСКИЙ
уроженец с. Петровское Мариупольского уезда. Анархо-террорист. Сожжен на костре во время пыток мариупольской полицией и казаками в с. Новоспасовка.
КУРИЛЕНКО ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1891–1921)
родился в семье батрака с. Новоспасовка Мариупольского уезда. В раннем детстве остался без отца. Единственный кормилец матери и сестры. По профессии – сапожник. С 1910 г. – член новоспасовской группы анархо-коммунистов. В 1912 г. призван на службу, служил в уланских частях. В первые дни Октябрьской революции – председатель полкового комитета. С июня 1918 г. – активный участник восстания против гетманщины и командир первого новоспасовского отряда. С декабря 1918 г. – начальник гарнизона ст. Цареконстантиновки, член оперативного штаба. С января по июнь 1919 г. – командир 8-го Заднепровского полка, начальник Мариупольского гарнизона и начбоеучастка Таганрогского направления. С сентября 1919 г. по апрель 1920 г. – красный командир 8-й дивизии Червоных казаков. С мая 1920 г. по июль 1921 г. – начальник административно-организационного отдела Совета Революционных Повстанцев Украины (махновцев). Храбрый боец и хороший тактик в кавалерии. Убит в бою с красной конницей близ Лозовой в июле 1921 г.
СЕРЕДА
уроженец с. Новоспасовка Мариупольского уезда. Анархист, каторжанин. В 1911 г. погиб в Ростовской тюрьме во время пыток.
ХОЛОДАЙ
уроженец с. Новоспасовка Мариупольского уезда, середняк. Анархо-коммунист. Погиб на каторге…
Обратили внимание, сколько и до сего дня в “кулацком” махновском движении было “кулаков”? Обратили внимание на Вдовиченко – полного Георгиевского кавалера? Т.е. человека, который в первую Мировую минимум четыре раза совершил подвиг и дослужился до офицерского звания?
Да, еще об одном уроженце села нужно сказать поподробнее. Ибо ему посвящена целая и большая статья в “Википедии”:
“Виктор Фёдорович Белаш
(1893, д. Новоспасовка Бердянского уезда Таврической губернии – 24 января 1938, Харьков) – российский анархист.
Из крестьян. Получил начальное образование, работал машинистом паровоза. С 1908 – участник Новоспасовской группы анархистов-коммунистов, вёл пропаганду в родном селе, осуществлял связь с анархическими группами в Бердянске и Мариуполе”.
Сомнительно, что Белаш был русским анархистом – в украинском-то селе? Но коснемся его дальнейшей биографии. Все годы Гражданской провел в борьбе – сначала с германскими оккупационными войсками, затем с деникинцами.
“23–25 июля 1918 во главе отряда анархистов (150 чел.) высадился в районе Мариуполя, но был разбит германскими частями, после чего скрывался на Кубани и Северном Кавказе. Летом-осенью 1918 командовал полком Красной Армии… Вступил в контакт с Военно-революционным советом (ВРС) махновцев, по поручению которого организовал и 3–4 января 1919 провёл в Пологах съезд повстанческих отрядов. По докладу Белаша съезд принял решение о замене отрядов полками, упорядочил снабжение, врачебное и обозное дело, выбрал Оперативный штаб во главе с Белашом. С этого времени Белаш – один из ведущих руководителей махновского движения, лидер той его части, которая была настроена наиболее терпимо в отношении Советской власти и выступала за тесный союз с ней для борьбы с белой контрреволюцией. По характеристике П. А. Аршинова, Белаш – “великолепный военный стратег, разрабатывавший все планы движения армии и за них отвечавший”.
“С конца марта находился на фронте (против Деникина, – ред..); 9 апреля 1919 назначен начальником штаба боевого участка махновской бригады в районе Волновахи. Фактически исполняя обязанности командира боевого участка (12 тыс. штыков, 600 сабель, 4 орудия, бронепоезд), руководил разгромом казачьего корпуса А. Г. Шкуро у ст. Розовка 15–16 апреля 1919 и наступлением махновцев на Волноваху”.
Добавим, что деникинцы за участие Виктора Белаша в Махновских частях расстреляли его отца, деда, двух братьев, а также сожгли все его хозяйство. Затем Белаш был среди тех, кто даже батьку Махно пересилил в стремлении не ругаться с большевиками, за что красные его чуть не расстреляли… Ушел на нелегальное положение и даже служил рядовым в Красной армии.
Короче, если разобрать все заслуги Белаша перед Советской властью, то их с лихвой хватило бы на Буденного и Ворошилова вместе взятых. Но он четыре года просидел в разных советских тюрьмах и один раз даже ждал расстрела. Последний раз его взяли в декабре 1937 года. Спустя месяц Белаш умер на допросе в НКВД. Оставил (тут особое спасибо его сыну Александру, обработавшему уцелевшие записки отца) книгу воспоминаний “Дороги Нестора Махно”. Которую, с ведома НКВД, Виктор Белаш писал в тюрьме.
Совсем не уверены, что в Осипенко сегодня помнят Белаша и остальных и тем более то, что село было вторым, если не первым Гуляйполем. Позаботились добрые люди… Которые вместе с умением постоять за себя с шашкой наголо истребили здесь и дух инициативы, предпринимательства и умения, хорошо поработав, хорошо погулять. Как это делали новоспасовские казаки…