Наша газета продолжает цикл материалов, посвященных успешным запорожским предпринимателям. Возможно, наши читатели да и сама редакция не всегда согласны с их мнениями и выводами, политическими взглядами и поступками. Но факт остается фактом: эти люди достигли многого и готовы делиться советами.

Сегодняшний собеседник – председатель совета компании «Прогресс» Алексей Кравчун.

– Алексей Степанович, как и с чего все начиналось?

– Я родился и вырос в Запорожье, окончил машиностроительный институт по специальности «обработка металлов давлением», там же окончил последипломный экономический факультет. Уже когда работал в Министерстве экономики, окончил Академию госуправления при Президенте Украины. Там же «по инерции» защитил кандидатскую диссертацию, простыми словами тема звучит «Государственная инвестиционная политика» – которой у нас нет.

Удалось поработать по специальности – занимались совершенно новыми для страны системами автоматизированного проектирования по разработке штамповой оснастки на АвтоЗАЗе. По моему мнению, производственный цикл подготовки отдельных элементов штамповой оснастки был сокращен более чем в 20 раз. Брак удалось свести практически к нулю. В процессе развала в 1996 году масштабное внедрение этих технологий было свернуто.

– Именно в те годы в Украине происходили бурные приватизационные процессы. Как на Вас отразились?

– Я перешел работать в инвестиционную компанию. Мы занимались тем, чем тогда занимались все участники рынка ценных бумаг – инвестиционными сертификатами, ваучерами, фондовыми рынками – в том виде, в каком это существовало на тот момент. Ничего общего с цивилизованным рынком ценных бумаг это не имело. Но так был получен мой первый коммерческий опыт. Уже тогда было понятно, что классический фондовый рынок в Украине формироваться не будет. А вообще от 70 до 80% всего мирового денежного обращения – это рынок ценных бумаг. Все остальное – айфоны, машины, пшеница и так далее. Поэтому рынок крайне интересен, но не у нас.

 Семейный бизнес за $9000

– А как родилась идея начать что-то свое?

– В 1996 году мой отец – генеральный директор ПО «АвтоЗАЗ», почетный житель Запорожья – вышел на пенсию, но из-за своей деятельной натуры искал, чем заняться. Мой товарищ и соученик предложил идею дистрибуции авторемонтных лакокрасочных материалов. Отец был хорошо знаком с производителем, созвонились и достаточно просто получили дилерские права. К тому времени этим уже занимались три в сравнении с нами крупные компании в Киеве. Но мы рискнули попробовать. Название нашего частного предприятия придумали за пять минут – «Прогресс», еще за десять – логотип. Зарегистрировались. Когда встал вопрос по платежам, оказалось, что у нас всего имеется 7 тысяч долларов своих. Еще девять – удалось занять в банке. С этого и начался бизнес.

У нас с отцом и двумя сестрами был гараж, две «Таврии» – бизнес был семейным. Вместе с отцом и зятьями мы разгружали продукцию в гараже, развозили по рынкам. Конечно, до начала коммерческой деятельности, мы провели маркетинговый анализ рынка, составлены карты сравнительного анализа потребителей и т.д.

– А потом, как в анекдоте, кто-то оставил в наследство миллион долларов?

– Просто нам удалось сделать правильный выбор, верный ход. Несомненно, мы занимались продвижением товара. Но наша доля на рынке не превышала 1%. Стояла задача создать правильное восприятие клиентом нашего продукта. Сам продукт был сложным, требовал правильного отношения к технологическим процессам, культуры производства. А продавалось в то время то, что просто блестело: покрасил – и можно выгонять машину на улицу. Как вело себя покрытие после – мало кого интересовало. На наш же продукт можно было давать гарантию в 10 лет.

Труд был  долгим и кропотливым. И лишь к 2001 году мы вышли на какой-то видимый объем – вступили в открытую конкурентную борьбу. Кризис заставил двигаться иначе. Поставщик поставил нам условие: либо мы увеличиваем объемы в 2 раза – и тогда они рассмотрят вариант эксклюзива, – либо будет перекраиваться рынок. Мы обеспечили рост в 2,5 раза за один год. Конечно, присутствовал и демпинг. Улучшили логистику, открыли склады в регионах.

– Насколько известно, компания имеет серьезную дилерскую сеть в Украине и за рубежом…

– Очень важным моментом считаю то, что упор мы сделали не только на свою энергию: была сформирована мощная дилерская сеть. Эти люди с нами уже 20 лет. Мы создали такую систему работы с дилерами, чтобы это было интересно самому дилеру, чтобы он мог зарабатывать. Не обязательно обваливать цены – необходимо свои действия согласовывать с партнерами. Они должны четко понимать, почему происходит так, а не иначе. Нужно работать совместно на захват рынка и на заработок для партнера. Результатом такого подхода стало то, что сегодня наша доля рынка эмалей оценивается приблизительно в 30%. Около десяти лет являемся номером один в авторемонте.

 Чем богаты, чему рады

– Какими успешными направлениями может еще похвастать компания?

– Мы также занимаемся индустриальной темой – антикоррозионные материалы. Среди наших клиентов – железная дорога, морские краны, судоремонтные предприятия, часть авиаремонта. Уже около десяти лет действует наш центр по ремонту кузовов – сегодня он №1 в области. Мы просто не могли себе позволить, занимаясь красками и эмалями, не заниматься таким ремонтом. Можем срастить переднюю и заднюю части различных автомобилей с полным сохранением геометрии.

Среди других наших направлений – промышленная керамика. Наша продукция используется при ремонтах электропечей в металлургии, в металлургических и химических лабораториях и других производствах, даже в швейном. Откуда берутся такие темы? Например, закрывалось одно из запорожских предприятий, которое располагало керамическим цехом. Мы не взяли оттуда ничего, кроме идей одного из сотрудников. Все сделали с нуля. Около пяти лет производство было для нас убыточным. Сегодня это эффективное прибыльное предприятие, продукция которого не имеет аналогов не только в Украине, но и на просторах СНГ. Большая часть продукции идет на экспорт, начали осваивать Европу.

Кстати, одним из главных двигателей торговли сегодня является Интернет. Именно через него нас находят потребители из Европы, братья-славяне.

– В свое время достаточно неожиданно Вы занялись аграрным бизнесом. С чего к земле-то потянуло?

– Украина была индустриальной страной. Только в Запорожье насчитывалось около 70 заводов. Наш город значился в США под №4 в списке на уничтожение в случае ядерной войны. К сожалению, нашу страну активно и успешно перевели в аграрно-индустриальную и, судя по всему, хотят сделать просто аграрной. Считаю, что не заниматься аграрным бизнесом неправильно. И сейчас обрабатываем несколько тысяч гектаров в разных районах, имеем одну из крупнейших в области современную свиноферму: вначале это было два полуразвалившихся здания, сегодня это девять новых корпусов. Установлено американское, голландское и датское оборудование. Это производственное решение на уровне мировых лидеров.

В позапрошлом году было много рукоплесканий по поводу подписания экономической части Европейского соглашения. Мол, открылись для нас европейские рынки. Ну, во-первых, они четко квотированы. Доля, отведенная свиноводству для поставок в Европу, равна двум нашим фермам, а это не более 1% производственных сил Украины. Квоту по меду Украина выбирает за первую половину января по тем же причинам, хотя в мировом рейтинге занимает 2-3 место. В то же время поставки любой продукции в Украину происходят без ограничений. К чему это приводит: в ЕС каждый гектар обрабатываемой земли дотируется государством. В разных странах от 150 до 300 и более евро за гектар. На выращенных кормах выкармливаются их животные и без ограничений поступают в Украину. Можем ли мы конкурировать с мясом, в каждом килограмме которого заложено до 20 евроцентов дотаций? В результате после подписания этого соглашения оптовая закупочная цена на мясо снизилась с 2 долларов за килограмм живого веса до 1,2. Притом, что розничная стоимость практически не изменилась. Ни о каком равноправии и равновесии рынка речь не идет, не говоря уже о лоббировании отечественного производителя.

Если бы мы не готовились столь тщательно – не смогли бы работать рентабельно. У нас, например, установлено компьютерное регулирование климата, теплые полы  т. д. Но самое главное – это люди, коллектив профессионалов! И тем не менее считаю эту отрасль инвестиционно непривлекательной. Я уже не говорю о крупном рогатом скоте, это ещё более длинные инвестиции, без дотаций и доступа к заемному капиталу по цене 1-3% годовых, у нас его не будет.

 Научи меня, Toyota!

– И все же «Прогресс» для многих ассоциируется с автомобильным бизнесом. Чем он оказался для вас?

– Автомобильный бизнес последовал за эмалями. Работаем с различными марками, но самый больший сдвиг позволило совершить сотрудничество с Toyota. Компания зашла в Украину позже других брендов – в 2004-2005 годах. На тот момент мы были еще довольно непрезентабельны. Отчего же выбор компании пал на нас – понял спустя годы. Выбрали за очень высокую скорость реакции на все их вопросы. Партнеры поняли, что мы работаем все 24 часа в сутки и живем темой Toyota, ну а за этим конечно просматривалась наша мотивация. В результате на тендере отдали право дилерства нам. Кстати, именно Toyota с 2008 года занимает первое место в мире, выпуская около 10 миллионов автомобилей в год. Как не парадоксально, но – одной из важнейших задач компании сегодня является мотивация сотрудников, чтобы те не… перерабатывали, меньше тратили времени на работу. Для них ментальная норма 14-15 часовой рабочий день. Для нашего общества, это сегодня не понятно – и соответственно задачи нашего менеджмента лежат в другой области.

– Япония вообще для украинцев – это совершенно другой мир. Чем поразила она Вас?

– Зарплата рабочего на конвейере автосборочных предприятий может достигать эквивалента 10 тысяч долларов. В то же время проехать на метро стоит от 15 до 35 долларов. Хорошая, по нашим меркам трехкомнатная квартира стоит примерно полмиллиона евро. Поэтому 10 тысяч там – это не совсем большие деньги. Ездить на личных автомобилях не принято. В будний день в центре огромного Токио автомобилей меньше, чем в Запорожье. Личные машины – чтобы провести выходной день с семьей за городом.

Вообще в Японии у жителей крайне развито чувство непостежимой для нас ответственности. На улицах ходят в медицинских масках. Стоит отметить, что как таковых больничных там нет: заболел – твои проблемы. И люди не только боятся заболеть, но и заразить окружающих.

 Гонки на выживание

– А что предприняли лично Вы, чтобы «подтянуть» нашу экономику к мировому уровню?

Нужно говорить о создании производственных сил и отношений на уровне конкурентном с мировым, это и даст возможности для экономического процветания. Во время работы на АвтоЗАЗе, я обращался к руководящему составу профильных кафедр технических ВУЗов, как мне казалось заинтересованных в выращивании современных специалистов,с предложением направлять к нам студентов – будущих специалистов САПРа. Чтобы во время подготовки курсовых и дипломных работ они могли бы освоить азы специальности, на уровне, которым тогда пользовались мировые автопроизводители. А мы – отобрать из них тех, кто после выпуска будет работать на предприятии. Таких походов по ВУЗу было три – ни один студент или научный сотрудник ВУЗа к нам не пришел. Наверное, у них полно других забот. Соответственно, мы и находимся там, где находимся. Конечно не только в этом причина. Уверен, что мы отстали от ведущих мировых индустриальных производителей навсегда, за редчайшим исключением. И не следует думать, что сможем догнать самостоятельно. Прорывом может послужить лишь мудрая государственная инвестиционная политика, целью которой было бы привлечение мировых лидеров, для размещения их производств.

Лично мы, стараемся собирать опыт отраслевых лидеров, как в аграрном производстве, так и в изготовлении керамики. Пока это удается.

– А как же насчет никогда не говорить «никогда»?

– Прорывом может послужить лишь мудрая государственная инвестиционная политика, целью которой было бы привлечение мировых лидеров, для размещения их производств. А они, в свою очередь, принесут сюда свои деньги, опыт и знания. Как, например, поступают китайцы: их автомобили уже выглядят довольно прилично. Они посылали своих детей учиться за рубеж – чтобы затем сделать из них топ-менеджеров. Когда те возвращались, в Японии нанимали пенсионеров ведущих компаний и назначали их главными инженерами предприятий. Рядом с ним находился выпускник ВУЗа, который уже понимал его форматы работы. Лет через 5-7 японца с огромными почестями провожают домой, а на его место ставят своего выращенного руководителя. Считаю, что другой схемы для нас не существует. Ничего в этом нового, так поступал и Петр 1, поступают китайские товарищи, а мы пока подбираемся с большим трудом. Но не было бы такого успеха Китая, если бы не его протекционистская политика в отношении отечественного производителя.

 Что не так в консерватории?

– Есть ли у ЗАЗа шанс возродиться?

– В 2001 году в Украине приняли закон о развитии автомобильной промышленности. Активное действие этого закона совпало с моей работой в Минэкономики в 2004-2005 годах. Кабмином были утверждены  если нпе ошибаюсь пять программ по развитию автозаводов в Кривом Роге, Луцке, Закарпатье, Черкассах и Запорожье. Закон давал права и накладывал ответственность. Давал право беспошлинного ввоза комплектующих в случае, если у тебя 50% местного производства. Была прописана линейка снижения: к 2012 году они лишались этого права. Кстати, Китай начинал с введения 200% пошлины на ввоз автомобилей – сегодня она у них не ниже 25-30%, как и в России.

Согласно закону все пять украинских автозаводов должны были выйти на полный цикл производства, включая штамповку, прессовое производство, сварку кузовов и полную сборку. Это обеспечивало бы 50 и более тысяч рабочих мест, со смежниками – вдвое больше. Налицо явный протекционизм государства отечественному производителю – чего мы не видим.

Но с 2005 эта конструкция зашаталась. Сегодня для того, чтобы поднять ЗАЗ с его 130 гектарами и сотнями тысяч квадратных метров производственных площадей с колен, должен быть серьезный инвестиционный проект и бескомпромиссная господдержка.

Ведь с 2001 по 2005 и несколькими годами позже год был явный прорыв, выписана и выстроена система, был четкий протекционизм. В Черкасский, Луцкий, Запорожский заводы вложили миллиарды евро, созданы современные производства, которые сегодня заморожены. Как говорит Жванецкий, если мы в пятый раз наступаем на одни и те же грабли, то что-то не так в консерватории. Мы просто поломали ту поддержку, которую сами выстроили.

 Бизнес в Украине: за и против

– Сегодня наш восточный сосед ведет себя по отношению к Украине как агрессор. Но ведь в таком случае следует изучать его экономику еще более внимательно. Что там сегодня происходит с автопромом?

Я бы стартовым считал 2001 год, находились мы примерно в равных стартовых позициях, с пеерсчетом на масштаб рынков и производств соответственно. Они приняли аналогичные законы чуть позже, занимались таким же протекционизмом, но не давали обратного хода. На тот момент у них было три завода: ВАЗ, Ока и ГАЗ – сегодня имеется 14 автосборочных площадок. Это огромное количество рабочих мест. Цены на квартиры в Калуге выше, чем в Киеве. В 2013-м попал в Краснодар – город по населению сопоставим с Запорожьем. У нас один автоцентр, который недогружен наполовину. В Краснодаре три загруженных, каждый из которых больше нашего. В салоне пять продавцов, запись и по воскресеньям с 8 до 20 часов. Автосервисов больше раз в пять, стоимость нормо-часов выше втрое, заказами забиты под завязку. У нас с 2009 года авторынок упал в 12 раз, у них – на 20-30%. А теперь сравним: в прошлом году Россия произвела 1,1 миллиона автомобилей (в том числе экспорт), Украина – 3 тысячи. Выводы делайте сами.

– Так что, вообще не стоит вести серьезный бизнес в Украине?

– Вопрос можно разложить на две составляющие. Во-первых, чисто бизнесовый аспект: да, стоит! В стране с кризисом у бизнеса появляется гораздо больше возможностей, чем в спокойных и лояльных странах. Несомненно, даже в США могут появляться новые миллионеры и миллиардеры. Но во время кризиса территория кризиса – это всегда успех для людей, готовых рисковать. Во-вторых, о самой территории – потому, что это уже сложно назвать страной. Но мы здесь родились и выросли. Сейчас говорят что в СССР перебор был с патриотическим воспитанием, но скажу как думаю: если ваши родители больны, вы что бросите и уедите, а чем отличается земля, на которой мы выросли? Если мы все так поступим, то кто здесь останется – лишь, те, кто ничего не может. Да, эта территория больна, больна давно и тяжело, многие уже теряют надежду на выздоровление. Но ведь это в том числе и от нас зависит! Но сегодня тенденция не радует. Очень тяжело, например, находить серьезных сотрудников. Да просто хорошего слесаря, сварщика, агронома найти – огромная проблема. Кадровый голод – страшная вещь. Поэтому наш будущий успех зависит от того, сколько внимания мы сегодня уделяем нашим детям и молодежи.

 Рецепт успеха: трудолюбие и дисциплина

– Что необходимо человеку для достижения успеха?

– Мне близки по духу японцы. Так вот буквально на днях председатель федерации Киокушин карате сказал простую, но важную вещь: «Успех японцев – это трудолюбие и дисциплина». Наверное, этих акцентов необходимо придерживаться всем – как начинающим, так и продолжающим. Этого сегодня не хватает. А ведь имеется много незанятых ниш, ситуация будет меняться.

– Откуда черпаете силы для бизнеса?

– Одному мне никак бы не удалось вести бизнес успешно. Просто удается находить людей, которые относятся к делу, как к своему собственному. Поэтому советую искать таких людей, которые будут доверять и вам, и вашему делу, делать его вместе с вами. Меня порадовали слова сотрудников: «Это не дело, а наш стиль жизни». Начинающим же бизнесменам советую учиться не только на своих ошибках, но и на чужих, делать из них выводы и никогда не сдаваться. Самые главные учителя в бизнесе – это конкуренты.

СПРАВКА «ЗС»

Кравчун Алексей Степанович родился 08.09.1972 г., женат, имеет троих детей. Председатель совета компании «Прогресс». Основные направления деятельности: автобизнес, авторемонтные лакокрасочные материалы, агробизнес, животноводство, индустриальная керамика, железнодорожная продукция и др.

Редакция выражает благодарность Агентству регионального развития Запорожья за помощь в организации материала.

Роман ВЛАДИМИРОВ.