Юлий Ким, легендарный бард–шестидесятник и автор песен к фильмам «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Бумбараш», «Про Красную Шапочку», «Формула любви» и многих других, которые давно стали классикой, не страшился критиковать Советскую власть в свое время и не стесняется высказывать негодование по поводу политики Путина сейчас.
5 марта он начал свой концертный тур по Украине с Запорожья, далее его ждут в Днепропетровске, Виннице, Одессе, Харькове и Киеве.
Перед выступлением Юлий Ким давал пресс-конференцию, «ЗС» не упустила случая задать и свои вопросы.
– Юлий Черсанович, Вы один из немногих, кто отваживается называть вещи своими именами. В подтверждение этому у Вас появились песни «Внутренний голос», «Песня пятой колонны» и другие, где называются конкретные имена и ситуации, и то, что Россия сошла с ума после взятия Крыма. Что за этим стоит? Порядочность? Желание достучаться до сердец и до разума?
– За этим стоит лично мой подлинный патриотизм, который никак не совпадает с пропагандистским. И я исключительно люблю свою Россию. А как говорят, чем больше я люблю страну, тем меньше я люблю власть.
– Вы всегда повторяете в своих интервью, что никогда не пишете специально на злобу дня. Так и сейчас происходит?
– Даже не знаю, кто может писать на злобу дня намеренно. Виктор Шендерович, Игорь Иртеньев, Вадик Жук и многие другие откликаются на события злобы дня, потому что просто не могут иначе. Так у меня было во времена советской власти. Я тоже не мог пройти мимо того или иного события и как-то на это откликался. Но после был длинный перерыв, ведь уже при Горбачеве уровень гласности так резко расширился, а при Ельцине вообще стал беспредельным, что сразу заработали мощные молодые перья, которые с этой задачей – откликаться сатирой на злобу дня – справлялись продуктивнее меня. И я спокойно стал заниматься театром. Конечно, иногда у меня руки чесались. Во время Чеченской войны, например, но прорыва не произошло. Зато последнее время что-то так зачесалась рука, накипело, и несколько песенок на злобу дня я сочинил.
– Как Вам удалось не стать «персоной нон грата», не смотря на свое отношение к Путину и Украине, если вспомнить Андрея Макаревича, то его чуть ли не сделали врагом народа?
– Дело в том, что Макаревич, в отличии от меня, чрезвычайно резонансная фигура. Поэтому его отношение может повлиять на многих, вот наши истерические патриоты и накинулись на него, как шавки. И сейчас все эти доброхоты, я даже не думаю, что по велению Кремля, отменяют и срывают его концерты. Это, конечно, омерзительно очень. Но до сознательной, полномерной государственной травли, как это было при Советской власти по адресу Макаревича, по-моему, дело пока не дошло.
– А Вам никакие угрозы не поступали?
– Да нет, я не такая фигура, как Андрей Вадимович. Я думаю, до меня дело не дойдет, но если и дойдет, то дойдет…
– Путин никак не комментировал Ваши песни?
– Да господь с Вами, я не уверен, что он вообще их знает. На мой счет пока никаких угроз не поступало. Но очень тяжело сейчас Шендеровичу. Ему сорвали даже презентацию детской книжки в Волгограде! Это говорит о таком ничтожестве наших ура-патриотов, что тут уже остается только развести руками, набраться терпения и ждать, когда все это кончится. А я думаю, что все это кончится, да.
– Весомо ли слово поэта в таких ситуациях, как сейчас между Россией и Украиной?
– Все зависит, конечно, от ситуации, и насколько это слово звонкое, насколько оно хорошо прозвучало и не только в Интернете, но и из уст в уста.
– Юлий Черсанович, в Украине многие знают вас как автора песен из любимых кинолент, но не многие знают, что вы еще и прекрасный драматург. Расскажите о вашем театральном творчестве.
– Последние лет 15 я как раз главным образом драматург. Я работаю над либретто или над обработкой каких-то известных сюжетов не для музыкальных театров, хотя обязательно музыка в моих сочинениях есть. Как правило, это либо музыкальные пьесы, либо откровенные мюзиклы и даже одна опера. Опер, на самом деле, больше, но если говорить о последних проектах, то это опера «Ревизор», созданная в союзе с композитором Дашкевичем. Еще у меня есть несколько театральных проектов в планах. Во-первых, в 2010 я начал либретто по мотивам «Трехгрошовой опере» Брехта. Я решил перенести этот сюжет на Российские реалии. Он очень легко переносится. Брехт описывает первые шаги дикого капитализма в Европе в 20 годы XX века. Я очень быстро сочинил первый акт, но события 2012-14-х годов захлестнули меня, и я понял, что я не успеваю осознать, что происходит и найти решения всей вещи в целом и второго акта в том числе. И вот только сейчас я что-то нащупал и двинулся во второй акт. Еще есть давнишняя мечта создать театральную постановку по прекрасной книге Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире».
– Как Вы находите нынешнюю Украину?
– Я был в Киеве в марте 2014 года, когда Майдан только-только начал остывать после тех ужасных трагических событий. Во всем там ощущался дух благородной революции. Меня поразило, что хулиганства или мародерства, как во время революции в Ираке или других странах, – не было. По лицам сложно сказать, что изменилось в украинцах. Я полагаю, появилось чувство того, что происходит что-то очень важное и что-то очень общее для всей Украины. В Запорожье я сразу заметил, как обновился гардероб Владимира Ильича, и это для меня было ново и прекрасно. Чем больше культуры и юмора у народа, тем исход всегда бывает лучше.
– Какие сверхзадачи Вы ставили для своего приезда в Украину, ведь не просто спеть песни?
– Свою миссию я вижу в том, чтобы показать, что для меня в моих с вами отношениях не изменилось ничего. И я убежден, что это не только моя точка зрения, но и других представителей культурной части нашего общества, которые приезжали и приезжают сюда, делятся с вами своим творчеством и черпают от вас вдохновение. Все это осталось. Все это нерушимо и гораздо глубже, чтобы вся нынешняя свистопляска с этим справилась.
Автор: Марина Ботнарева