Для большинства украинцев Хортица имеет некий сакральный смысл. Это заложено генетически, ощущается на подсознательном уровне. И этот символ способен стать той объединяющей силой, которая сплотит нацию, позволит возродить былую славу и даст шанс на дальнейшее развитие. Об этом и многом другом мы побеседовали с генеральным директором Национального заповедника «Хортица» Максимом Остапенко в рамках проекта «Утренний диалог», организованного при поддержке Агентства региональных инициатив.
Справка «ЗС»
Максим Остапенко: генеральный директор Национального заповедника «Хортица». Кандидат исторических наук, специалист в сфере охраны памятников истории и культуры, музеезнания, археологии, реставрационных работ, подводных историко-археологических исследований.
Максим Остапенко руководит музеем уже десять лет. Он считает, что Хортица сегодня выходит на определенный уровень восприятия обществом.
– Наше общество находится на том этапе, когда должно занимать более высокие ступени, озадачиваться гуманитарными проблемами, – отмечает ученый. – Ведь меркантильное, завязанное только на каких-то своих мелких проблемах общество обречено. Каждый член общества должен видеть какую-то цель, чем-то вдохновляться. И я считаю, что в Запорожье – это Хортица. Большинство живущих в Запорожье говорят, что их здесь удерживает именно Хортица.
Итак, чем же мы владеем и какие перспективы могут ожидать Хортицу.
Биография за 2 миллиарда лет
Начнем с того, что Хортица – это уникальный природный комплекс и одновременно исторический и археологический памятник, который до конца еще не раскрыт. Ежегодно ученые часть за частью его исследуют – и находят что-то новое.
Не секрет, что в сознании украинцев Хортица всегда занимала особое место. Еще в далеком 1965-м году она была объявлена заповедной территорией. В первую очередь это привязывалось к истории Запорожского казачества как одного из символов Украины. В 1994-м году Хортица стала первым Национальным заповедником Украины.
На подсознательном уровне для украинцев Хортица – это некий символ, загадочный, удаленный, но в то же время близкий. Этот остров не находится ни на правобережной, ни на левобережной части Украины. Когда сюда приезжаешь – оказываешься где-то посредине. В каком-то мифическом центре. И с древних времен люди, приходя на Хортицу, интуитивно ощущали связь с сакральной памятью.
Людей всегда вдохновляли хортицкие скалы, граниты. Их возраст превышает два миллиарда лет. А ведь сама Земля как твердое тело существует четыре. Остров пережил половину земной истории. Отсюда и определенная энергетика, сила и притяжение.
С древних времен сохранилась и природа острова, его историко-ландшафтная уникальность. Все слышали термин «днепровские пороги» – уникальный ландшафт со скалами и водопадами, огромными перекатами. В начале прошлого столетия эта территория была затоплена. Мы знаем название Великий Луг (правильно называть Великий Луг Запорожский). Это огромная территория, которая начиналась от Запорожья и продолжалась до Херсона – низовья Днепра. Была пойма протяженностью до 25 километров – с огромным количеством озер и островов. И этот феноменальный ландшафт также был затоплен водами Каховского водохранилища. Было уничтожено 11 тысяч островов.
Из всего этого ландшафтного разнообразия днепровских порогов и южного Днепра сохранилась лишь Хортица. И она содержит в себе и элементы скальных выходов, и плавни в южной части. В центре индустриального мегаполиса мы имеем феноменальную природу. Здесь каждый день можно встретить оленей и других животных.
50 веков освоения
– Целью существования Национального музея является сохранение Хортицы исторической, археологической, – рассказывает Максим Остапенко. – История освоения острова человеком начинается минимум десять тысяч лет назад. Пять тысяч лет назад здесь была создана целая система объектов, позволявшая людям жить и обороняться. Здесь было место поклонения предкам – насыпано 129 курганов – в каждом из которых от одного до тысяч захоронений, создано огромное количество культовых мест для проведения обрядов. Это происходило в основном в Медном и Бронзовом веках. Около четырех тысяч лет назад здесь бурлила культурная жизнь. Остров стал местом притяжения и для живущих здесь народов, и для мигрировавших по степи. Здесь были две удобные переправы через Днепр, развитое судоходство по Днепру. И с тех времен этот стратегический перекресток таким и оставался.
В 1992-м году Максим Остапенко нашел хортицкий «стоунхендж». До 2000-го года его исследовали и музеефицировали. И сегодня это один из туристических объектов. Таким образом, в ХХ-м веке до нашей эры тогдашние обитатели острова пришли на это место – одну из высших точек Хортицы – и начали отсюда наблюдать за Солнцем. Эти наблюдения давали информацию о том, когда начинать посевную, выгонять скот, когда выдвигаться в торговый поход. Эти места наблюдения давали нашим предкам календарь, позволяли делить год на 365-366 дней. И этот объект на Хортице имеет такую же структуру и функцию, что и Стоунхендж. 22 июня люди приходили сюда встречать обрядами восходящее Солнце. Объект просуществовал тысячу лет. И уже 4-5 тысяч лет назад подобных объектов на острове было много.
Одна из мистических загадок – огромный Черный камень. Он состоит совершенно из другого материала, чем весь хортицкий гранит. Ближайшее месторождение находится за 700 километров – в районе Киева. Видимо, камень попал сюда с ледником. А древние люди испещрили его линиями. Ученые до сих пор ломают голову, пытаясь понять, что они означают.
Священное имя от императора
Крайне интересным является период средневековья – середина Х века. Именно в это время появляется первое письменное упоминание о Хортице – в трактате византийского императора Константина «Об управлении империей». В труде описывается путь из северного Поднепровья, района Киева до Константинополя и упоминается «священный остров святого Георгия (или Григория – в других списках)». Наверняка для того, чтобы назвать остров именем святого, необходимы были серьезные основания. Уже тогда император почувствовал сакральную сущность острова. Константин также указывает, что это место было священно для всех славян, ходивших по Днепру и делавших жертвоприношения к огромному дубу на острове за успешное преодоление днепровских порогов.
В 1003-м году Хортица уже упоминается в древнерусских летописях – под своим славянским названием. Хотя вполне вероятно, что оно связано с древним богом Хортом. Упоминается и некое поселение, просуществовавшее более 400 лет. Оно располагалось в южной части острова и являлось местом сбора купцов, дружинников, военачальников, священнослужителей на пути из Киева к Черному морю.
К тому времени Днепр становится транснациональной магистралью: путь «из варяг в греки» – из стран Балтики, Скандинавии через систему малых рек выходили в верховья Днепра, далее шли до днепровских порогов, преодолевали их, служили молебен на Хортице, а дальше уже шли спокойно к морю и в Византию. Поэтому роль Хортицы была велика.
Особое место в истории острова занимает 972-й год – гибель киевского князя Святослава. Именно ему, сыну княгини Ольги и отцу князя Владимира, и принадлежит заслуга создания Киевской Руси. Святославу за несколько походов удалось объединить территории от Прибалтики, южного Урала, северного Кавказа, Причерноморья до Дуная и Балкан. Это была империя Святослава. Возвращаясь после неудачного похода в 971-м году, он с малой дружиной попал здесь в засаду печенежского хана. Был разбит и погиб.
В 1928-м году во время строительства ДнепроГЭС было найдено пять уникальных мечей середины Х века. Ученые определили: эти находки нельзя связать ни с кем другим, кроме как со Святославом. А уже в 2011 году житель Запорожья выловил на тройной крючок меч. После реставрации и исследования стало ясно, что находка уникальна – меч из той же серии, что и найденные в 1928-м году. Помимо фантастической отделки поражает и сам материал клинка – знаменитый ULFBERHT. Это мечи викингов: во всей Европе их было найдено около 140. А в районе Хортицы – четыре. ВВС назвало их «роллс-ройсами средневековья» – они были мегадорогими.
Изготавливались из литой стали по технологии, которая была открыта в Европе во второй раз уже в ХVIIІ веке: до этого все оружие ковали из железа. Поэтому, с учетом уровня отделки, можно предположить, что найденный меч принадлежал либо самому Святославу, либо кому-то из его ближайших дружинников.
Панове лицарі
Отдельная тема: Хортица казацкая. В XVI веке здесь была создана одна из твердынь. Остров стал местом концентрации казацких формирований. Выстроилась военизированная система, которая несла пограничную службу. Первое упоминание о запорожских казаках совпадает с датой открытия Америки Колумбом – 1492 год. Непосредственно сечи возникают с конца XVI века, в XVII-м и XVIII-м. То есть был период, когда запорожцы были просто вольными хорошо вооруженными людьми, которые занимались промыслами. Евстафий Дашкевич в 1511-м году объединил их в сотни и полки, поставил над ними руководителей, вооружил единообразным оружием – мушкетами. А также определил им остров Хортицу как «место постоянного базирования».
Это был период жесточайшего конфликта между христианским и мусульманским миром. Поэтому задача обеспечения защиты границ стояла очень остро. В тот же период на Хортице формируется военная культура – рыцарского типа. Казаков так и называли: «панове лицарі».
Знаковым становится остров Малая Хортица – сейчас его называют Байда. А всего хортиц было пять: отделенные реками верхняя, нижняя и средняя, остров Малая Хортица и великий остров Хортичий. В XVI веке на Хортице князем был Дмитрий Вишневецкий (фото 6), возглавлявший запорожских казаков. Им был построен городок – небольшое дерево-земляное укрепление. Академик Яворницкий называл его первой Запорожской Сечью. Это была твердыня, которая являлась мощнейшим местом объединения запорожцев. С него Вишневецкий и начал крупные походы против турок и татар. Он захватывает их города, привозит сюда артиллерию – ведет активную военную политику, разграничивая мусульманские и христианские территории. Вишневецкий погиб в Константинополе мученической смертью.
После второй осады турки и татары смогли частично уничтожить городок на Байде – только из-за того, что удалось подойти турецкому флоту. Запорожцам удалось уйти без особых потерь – в Канев, где Вишневецкий был старостой.
На протяжении следующего столетия на Хотрицу время от времени Сечь возвращалась. Но военные гарнизоны находились на острове постоянно.
– Одной из задач заповедника является популяризация объектов, – подчеркивает ученый. – Это и Музей истории запорожского казачества, который должен был в свое время быть создан. Но работа над его созданием продолжается. И в ближайшие годы можно будет увидеть новую экспозицию – воссозданную Запорожскую Сечь. Эта тема – городок живой истории – популярна во всем мире. Современный человек, в первую очередь дети смогут приблизиться к былой истории. А ведь 70% туристов – дети.
Отдельная тема для ученых музея – подводная археология. В Днепре вокруг острова сосредоточено огромное количество памятников истории самых разных эпох. Простой пример: на территории всего бывшего Советского Союза сохранился всего один старинный корабль – ботик Петра І в Санкт-Петербурге. А на Хортице сегодня имеется 5 старинных кораблей. Самый древний из них по одной оценке датируется IX-м, по другой – VI-м веком.
Вернуть святыни
Работники музея стремятся сделать все, чтобы посетители, побывав здесь, вспоминали глубинные корни, свою историю – видели ее в концентрированном виде. И становились патриотами: не шароварными и вульгарными, а чувствующими связь поколений и ответственность перед потомками.
В 2010-м году за счет активизации туристической деятельности музей вышел на цифру в четверть миллиона организованных туристов. В 2014-м произошел резкий спад – до 115 тысяч. Сегодня понемногу посещаемость начинает расти: в прошлом году было 130 тысяч посетителей.
– Мы владеем не более чем десятой частью всей информации о Хортице. В большей части остров еще не исследован, – считает Максим Остапенко. – Поэтому есть уверенность, что с каждым годом Хортица будет все больше раскрываться, делаться все интереснее.
Но для того, чтобы объект стал действительно Национальным – в широком понимании – недостаточно просто назваться Национальным. Информация должна дойти до всех слоев населения – начиная со специалистов, которые проводят исследования, сохраняют. А затем эта информация должна расходиться, чтобы люди осознали свою причастность к этому месту, роль в этом процессе.
Ученый уверен: изучение прошлого помогает нам понять свою миссию в будущем. Возьмем одно из успешнейших современных государств – Израиль. Оно было создано после Второй мировой войны, была системная борьба за независимость с большим количеством окружающих арабских стран. Наиболее драматическим стал период 1967 года – Шестидневная война, в результате которой Израиль вернул себе Старый город Иерусалим. Тогда возмущался весь мир – этот город находился под опекой ООН. И к чему же стремились израильтяне: к своим святыням, к тому месту, который объединяет весь народ Израиля – Стене Плача. Все, что осталось – лишь третья часть подпорной стенки Храма Соломона. И ради нее люди были готовы пойти на все. А представьте, что в Израиле на этом месте вместо историко-культурного объекта образовалась свалка или канализационные отстойники. Успешно бы сложилась судьба Израиля?
– Лишь тот народ, который умеет ценить, сохранять, развивать и преподносить свои святыни – имеет перспективу. И Хортица является именно тем объектом, который может объединить Украину, – убежден ученый. – Он гораздо более древний, чем Киево-Печерская лавра или София. Это объект не только христианской или православной религии. Он имеет историю с древнейших времен и до современности. Его боготворили такие представители национальной интеллектуальной элиты, как Шевченко и Гоголь. Наша задача – понять, что Хортица – это реальный символ, не расположенный ни на правом, ни на левом берегах Днепра.
Действительно: Украину постоянно пытаются разделить по линии Днепра – на картах выборов именно так и происходит разделение электората. А Хортица всегда находится посредине. Мы можем либо дальше разделять нашу страну, не имея никаких перспектив, либо окажемся способными вернуть себе свои святыни, относиться к ним как к святыням. Вспомнить свою связь с теми поколениями, благодаря которым мы живем. И понять свою миссию для будущих поколений.