Императрица Анна Иоанновна в 1733 году для поддержки деловых и торговых людей предприняла шаги к устройству банков в России. Частный кредит в то время достигал 12–20 %, “чего во всем свете не водится…”. Анна Иоанновна повелела открыть ссуды из монетной конторы под 6 % годовых.
В дальнейшем банковская деятельность в России развивалась и совершенствовалась. Система создавалась не для удушения, а для помощи человеку, в том числе простому человеку.
В 1786 году учредили Государственный Заемный банк с целью оказать содействие дворянскому земледелию, “дабы всякий хозяин”, как сказано в манифесте, “был в состоянии держать свои земли, улучшить их и основать навсегда непременный доход своему дому”. Выдавали ссуду на двадцать лет под 8 % с погашением.
В управлении банковскими операциями на местах активное участие принимали представители местного самоуправления.
Ссуды крестьянам давали от 150 до 500 рублей на хозяйство на сроки от 24 до 34 лет на условии выплаты процентов за истекшее полугодие в размере от 0,5 до 1 %. Если заемщик оказывался неисправным в случае болезни, пожара, неурожая, то пеня за несвоевременную оплату не взималась. Современным фермерам такие условия и не приснятся!
Предложения государственных банков влияли на работу частных банков, умеряли их аппетиты.
Широкое распространение получили товарищества взаимного кредита (хозяева предприятия сами заемщики). Ссуды давали на 58 лет или близкие к этому сроки.
Банки Империи служили не только для получения прибыли, но и “для приискания средств к поднятию сельскохозяйственного дела, на котором зиждется быт огромного большинства народа”. Решающую роль здесь играл Государственный Банк. В начале ХХ века он предпринял беспрецедентную акцию по подъему сельскохозяйственного производства, поддержке миллионов крестьян и предпринимателей, по организации хлебного рынка.
Нуждаясь в деньгах для платежей (оплата наделов) крестьяне-земледельцы после уборки урожая везли хлеб на базар и отдавали его “за что дадут”. Если на рынке товара больше спроса, то и цены на него хорошей не будет.
Причем на бирже и на зарубежных рынках цена на хлеб высока, а на базаре или на станции, где привоз велик – плата за него пустячная. И крестьянин отдавал хлеб за бесценок.
Крестьяне и хлебопромышленники разорялись и нищали. И государству прибыток мал. В чем видели выход? “Если цену дают неподходящую, то можно было бы, не продавая хлеба, получить под него ссуду”. А если ссуда дается под малый процент и получить ее легко, без бюрократической волокиты, а торговать зерном можно длительный срок, то вопрос решался. Теоретически. Еще предстояло организовать, создать “доступный, близкий к населению и дешевый кредит под хлеб и правильно устроенную сеть зернохранилищ”.
Осенью 1910 г., при обсуждении вопроса об условиях сбыта обильного урожая, когда правительство и общественные организации были особенно озабочены вопросом, как бы не допустить падения хлебных цен и дать возможность выгоднее продать наш хлеб за границей, Государственному Банку было разрешено приступить к постройке сети собственных зернохранилищ.
Госбанк и раньше выдавал ссуды под зерно (например, в 1907г. – 77 млн. руб.) и сдерживал колебания цен. Но больше давать кредиты без сети собственных зернохранилищ было рискованно. Случалось, что хлеб продавали до погашения ссуды и обесценивали ее. Даже крупные хлеботорговцы страдали от отсутствия зернохранилищ. Многие современники отмечали: “В портах же иной раз столько скопляется хлеба, что деть его некуда, и десятки миллионов пудов лежат под дождем на земле и гниют, и пропадает народное богатство”.
Детальное обсуждение проектов строительства провели 14 отделений банка совместно с представителями местных земств, биржевых комитетов, учреждений кредита, сельскохозяйственных обществ. В 1911 г. началось массовое проектирование и строительство элеваторов, которые оснащали современнейшим на то время оборудованием: в технологической цепочке были турбогенераторы, своя электростанция, лаборатория и мощные весы, подъемные механизмы, веялки-сортировки, шасталки, куклеотборник, фильтры от пыли. Даже первая мировая война не остановила строительство – в июне 1917 г. Госбанк владел 42 элеваторами.
Для товариществ крестьян-землевладельцев, ведущих залоговые операции с хлебом, Госбанк также выдавал льготные ссуды. В 1911 г. в России зарегистрировано 848 таких товариществ, а в 1913 г. – уже 1763. Для строительства зернохранилищ-амбаров им выдавали ссуды на 20 лет под 4 %, причем погашение начиналось через четыре года на пятый. К маю 1913 г. у 460 товариществ уже имелось 498 собственных зернохранилищ емкостью 10, 157 тыс. пудов, да плюс арендованные.
Государственный Банк Российской Империи помимо экономической и бухгалтерской работы был крупным собственником и организатором хозяйственной деятельности банков. Существенно, что не только собственные элеваторы, но и зернохранилища учреждений мелкого кредита (товарищества, получившие ссуду) подлежали контролю и ревизии инспекторов, состоявших при конторах и отделениях Госбанка.
И элеваторы работали на высшем уровне. Особенно выгодны они стали для мелких собственников; принимали партии зерна, начиная с 25 пудов. Элеватор выдавал ссуды до 80 % от стоимости зерна на сумму до 5 тысяч рублей на одно лицо, под 4 % годовых (у частных кредиторов – 12 %). И за хранение брали 1/80 копейки с пуда в день за хранение и страхование, всего– 2–3 копейки за сезон. Помимо хранения элеватор осуществлял по желанию заказчика выдачу свидетельств о качестве зерна, его взвешивание и полировку, сортировку, очистку, сушку и т. д. вплоть до насыпки зерна в мешки. Элеваторы повышали качество зерна, и стоимость его на рынке росла.
Более того, хозяин зерна мог дать элеватору банка комиссионное поручение по продаже своего зерна. Что имело выгоду, ибо сотрудники элеватора лучше знали цены, покупателей, формировали крупные партии продажного зерна и имели таких солидных и постоянных заказчиков, как интендантство.
Государственный Банк много делал и для развития сети железных дорог, финансировал их. К 1916 году Россия обладала самой передовой и разветвленной сетью железных дорог и сельхозиндустрии. В частности, в нашем городе и с севера, и с юга в непосредственной близости от железнодорожных станций расположены два элеватора: один – на Верхней Хортице (нынешнее предприятие “Агросервис”), второй – в районе вокзала “Запорожье-1”, на ул. Комсомольской. Оба до сих пор с успехом работают.
У наших предков есть чему поучиться.
Подготовил Андрей Тлустенко