Сохранение тенденции к ухудшению экологического состояния водных объектов бассейна Днепра грозит биологически-генетической
деградацией населения Украины и отразится отрицательно на экономических показателях развития хозяйства.
(Национальная программа экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды)
Практически исчерпавшийся ресурс
На данный момент Днепр – это около 80 процентов всех водных ресурсов Украины. В целом, эта река обеспечивает водой 2/3 территории Украины, а это – около 30 миллионов человек, 50 крупных городов и промышленных центров, около 10 тысяч предприятий, 2,2 тысячи сельских и свыше 1 тысячи коммунальных хозяйств, 50 больших оросительных систем и 4 атомные электростанции.
При этом экологи уже давно бьют тревогу: в Днепре зацветает вода, уменьшается количество рыбы, обедняется растительный мир. Основная причина – загрязнение промышленными и бытовыми отходами. И к этому причастен каждый, кто пользуется синтетическими моющими средствами. Но об этом ниже. Ежегодно в бассейн Днепра попадают миллионы тонн вредных веществ. Промышленный и коммунальный сектор нашей области составляет довольно большой кусок этого неблагоприятного пирога. На данный момент 56 предприятий региона сбрасывают свои стоки в Днепр и его водохранилища. Среди самых крупных промышленных объектов-загрязнителей – Запорожская тепловая электростанция, Запорожская АЭС, комбинат “Запорожсталь”.
Так, по данным Министерства охраны природы и окружающей среды Украины, состояние 44 процентов рек, впадающих в Днепр, признано катастрофическим, а вода – очень загрязненной (плохие химические и бактериальные показатели). Особую озабоченность вызывает рост концентрации синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ), которые отрицательно влияют на качество воды и жизнедеятельность гидробионтов, но при этом практически не обезвреживаются существующими очистными сооружениями. Самые большие нарушения в природной гидрогеохимической обстановке наблюдаются в районах Днепропетровской и Запорожской областей.
Анализ многолетних наблюдений показал, что наиболее распространенными загрязняющими веществами рек бассейна Днепра являются нитриты, азот аммонийный, биогенные и органические вещества, тяжелые металлы, нефтепродукты и фенолы. Специалисты настаивают на том, что сегодня нужно предпринимать конкретные действенные шаги, чтобы сохранить наибольшую водную артерию страны.
Отдельный орган
4 октября 2011 года по приказу генерального прокурора Украины создана Днепровская экологическая прокуратура. Официальная причина такого шага: снижение качества воды в Днепре. Созданная структура будет обеспечивать соблюдение законодательства на территории русла реки Днепр. В ее состав входят 6 вновь созданных межрайонных экологических прокуратур: Днепропетровская, Запорожская, Киевская, Кременчугская, Каховская и Очаковская. Полномочия этой прокуратуры распространяются на 10 регионов государства по руслу Днепра.
Межрайонную экологическую прокуратуру в Запорожском регионе возглавил прокурор Юрий Кузьмичев. Сегодня в ее рядах трудятся 10 специалистов (7 оперативных работников).
– В прошлом году общий объем стоков промышленного сектора Запорожья в реку Днепр, его притоки и водохранилища составил 72,6 миллиона кубических метров, что на 10 миллионов меньше показателей 2010 года, – говорит Юрий Кузьмичев. – В разрезе отдельных предприятий можно выделить “Запорожсталь” – 67,9 миллиона кубических метров стоков, “Днепроспецсталь” – 0,6 миллиона, ЗТМК – 1,5, “Запорожкокс” – 0,13 миллиона кубометров. В целом же по области лидерами в этом направлении являются теплостанция – 399,3 и ЗАЭС – 262,9 миллиона кубических метров стоков. Уже в этом году наблюдается рост сброса сточных вод комбинатом “Запорожсталь” и Запорожской ТЭС. Среди основных проблем загрязнения Днепра, как и раньше, значатся устаревшее оборудование, невыполнение природоохранных мероприятий и превышение нормативов на сбросы.
– Программой охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности Запорожья предусмотрено 33 мероприятия по улучшению состояния водных ресурсов. На начало года выполнено только 18, выполнение большинства важнейших мероприятий перенесено на 2017 год…
– Мы анализируем выполнение местных экопрограмм. Да, на сегодня существует проблема переноса сроков по той же “Запорожстали”, что не может устраивать прокуратуру. Государственное управление охраны окружающей природной среды в Запорожской области продолжает выдавать разрешения, в которых указаны повышенные нормативы предельно допустимого сброса (ПДС). Это позволяет той же “Запорожстали” работать в необходимом ей режиме, однако природоохранное направление от этого только проигрывает, ведь стоки сбрасываются, как и раньше. Такое положение вещей обусловлено подписанным трехсторонним соглашением между предприятием, Министерством экологии и областным управлением. На сегодня решение по подписанию этого соглашения опротестовано природоохранной прокуратурой. Если суд примет сторону прокуратуры, то перенос сроков будет признан незаконным, а мероприятия невыполненными. Это грозит многомиллионными штрафами. (Однако сброс в Днепр вряд ли прекратится, ведь мероприятия все равно не выполнены, – авт.). К слову, сами разрешения на сбросы стоков формируются, исходя из производственной необходимости того или иного предприятия. При этом даже такие лояльные условия запорожские промышленники нарушают.
И запылает заря 17 года…
Меры по сокращению объема водопотребления, уменьшению сброса сточных вод и загрязнения от промышленных предприятий города разработаны уже много лет назад. Они внесены в программу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности Запорожья, однако не все предприятия спешат их выполнять.
Программа предусматривает выполнение 33 мероприятий, из которых невыполненными остаются 15 мероприятий.
Так, комбинатом “Запорожсталь” предусмотрено 13 мероприятий, не выполнено 9, из которых по 4 мероприятиям подписано трехстороннее соглашение со сроком исполнения – 2017 год.
При этом срок выполнения такого мероприятия, как “Строительство отстойника для очистки промышленно-дренажных стоков и ливнестоков с территории кислородно-конвертерного цеха и восточной части комбината” первоначально датировался 2003–2006 годами. Природоохранный эффект – снижение сбросов на 1070 тысяч кубометров в год.
С 2003 года инженерно-технические работники комбината рассматривали и проводили расчеты шести вариантов реализации проекта: “Перевод травильных линий ЦХП-1 на соляно-кислое травление со строительством установки регенерации отработанных травильных растворов и промывных вод”. Однако к указанному сроку выполнения, а именно к 2010 году, так и не успели. Реке Днепр и украинцам придется еще потерпеть, чтобы получить снижение сбросов на 1500 тысяч кубометров за год.
В том-таки 2010 году предполагалось завершить и “Строительство оборотного цикла условно-чистых вод прокатных цехов”. Однако и тут не срослось. Снижение объемов сброса условно-чистых вод на 6200 тысяч кубометров за год (так указанно в проектной документации) на комбинате обещают все в том же судьбоносном 2017 году.
По результатам проверки в этом году установлены превышения ПДС на ЗТМК и КП “Водоканал” (на этом предприятии ущерб не очень большой). Сейчас также решается вопрос об аннулировании разрешения на спецводопользование одному крупному промышленному предприятию Запорожья, которое превысило выделенные ему нормативы на сбросы стоков.
– Продолжая тему “Водоканала”… Что именно послужило причиной наложения штрафа?
– Это предприятие сбрасывало недостаточно очищенные стоки, а именно было обнаружено превышение концентрации фосфатов. Представители “Водоканала” утверждают, что знают об этой проблеме и готовы в ближайшее время ее устранить. По их словам, чтобы уменьшить содержание фосфатов, будет применяться новая методика очистки стоков. В принципе, после завершения реконструкции ЦОС-1 и ЦОС-2 городские хозяйственно-бытовые стоки сбрасываются в реку Днепр без превышения установленных нормативов. По тем же фосфатам в прошлом году все было в пределах разрешенного.
При этом вряд ли стоит думать, что украинская водоочистка – лучшая в мире. Просто экологические нормы содержания фосфатов в сточных водах в Украине в 10–25 раз менее жесткие, чем в странах ЕС и США.
В Европе для уменьшения содержания фосфора в сточных водах в 70-е годы ХХ века стали строить специальные очистные сооружения. Они удаляли 30–35 % фосфора. Только с конца 90-х годов в Европе и США начали применяться очистные установки, которые позволяют удалять фосфор на 99 %. Но такие установки очень дорогие. Так, в США на очистку сточных вод от фосфора, начиная с 2000 г., ежегодно тратится по 60 млрд. долл. Известно, что Чехия, Польша, Словакия не имеют финансовых возможностей строительства и введения в эксплуатацию новых очистных сооружений по улавливанию фосфора из канализационных стоков. Имеет ли такие средства Украина? Нет. В Украине на очистных сооружениях извлекается только до 10 % фосфора из сточных вод, считают ученые.
В предыдущих номерах “ЗС” мы уже писали о вреде, который наносят синтетические моющие средства (СМС), содержащие фосфаты. Ученые установили, что при попадании таких веществ в водоемы они вызывают быстрый рост водорослей, особенно сине-зеленых (циановых бактерий), которые нарушают естественную биосистему, извлекают из воды растворенный кислород, не пропускают солнечные лучи, создают анаэробные условия и приводят к гибели многих живых организмов и накоплению биотоксинов. Вода в таких водоемах становится непригодной для водопотребления населением и опасной для здоровья и жизни человека. Ученые американского химического общества доказали, что при очистке воды СМС не удаляются полностью и превращаются в соединение, вызывающее рак. Также они обнаружили, что поверхностно-активные вещества (ПАВ) в воде имитируют женские гормоны в организме млекопитающих, увеличивая риск импотенции у мужчин и рака молочной железы у женщин. – Авт.).
– Еще один острый вопрос – незаконная застройка береговой линии Днепра. Насколько прокуратура готова сегодня решительно заниматься этим направлением?
– Могу сказать, что такого, как было раньше, уже не будет. Если вы имеете в виду, можем ли мы сегодня снести то, что было построено в предыдущие годы, то для этого необходимо пройти определенные этапы, так сказать “распутать клубок“. Ведь участки находятся в собственности. При этом перепродавались много раз, и этот процесс узаконен судом. Для этого нам надо доказать незаконность выделения этих участков местными властями, что очень трудно сделать. Однако мы работаем в этом направлении, особенно относительно последних решений органов власти, по которым заинтересованные люди еще не успели провести все операции по переоформлению прав на земельные участки.
– В чем сложность, если в законе четко прописаны нормы, запрещающие любое строительство на таких землях?
– Проблема в том, что прибрежные и водоохранные зоны на данный момент не вынесены в натуру и не установлены. Этим и пользуются чиновники, выделяя земли под застройку.