На прошлых выходных в кафе и ресторанах города отшумели встречи выпускников. А вы никогда не задумывались, почему одни классы встречаются каждый год, а другие за десятилетия после окончания школы не встретились ни разу, и желания увидеться не возникает? Почему одни люди любят свою школу, а других бросает в дрожь от воспоминаний? Пообщавшись с запорожцами на эту тему, выяснилось, что от «статуса» школы это не зависит никак, а вот от любви к учителям и атмосферы, которую удалось создать педагогам – напрямую.

«ЗС» решила помочь разобраться родителям будущих первоклашек, на что им ориентироваться при выборе учебного заведения.

Родительские амбиции

Понятное дело, что мамам и папам хочется дать своим детям самое лучше образование. Если есть возможность ежедневно возить ребенка в школу и ежемесячно оплачивать немалые благотворительные взносы в фонды, выбирают не обычные школы по месту жительства, а с «уклонами» – лицеи, гимназии, коллегиумы.

Не надо быть психологом, чтобы понять: если ребенок усидчивый и любознательный, проявляет большой интерес к книгам, смысл идти в гимназию или лицей есть. Обычному же ребенку в такой школе будет тяжело и дискомфортно. В таком случае не лучше ли выбрать школу с обычной программой?

Запорожанка Наталья Захарченко до сих пор жалеет, что выбрала для дочери гимназию с «уклоном» в точные науки.

– При выборе школы  для дочери, как оказалось, мы допустили ошибку. Сыграли родительские амбиции, мол, надо отдать ребенка в престижную гимназию с уклоном математику, физику, экономику. Со временем стало ясно, что дочь – гуманитарий и ей ближе английский язык, а не математика. Но менять учебное заведение уже не стали – ребенок привык к одноклассникам, – рассказала женщина.

Способности могут раскрыться

Таланты и склонности ребенка можно определить уже в старшей группе детского сада, считает психолог, воспитатель-методист детского сада №219 Алина Переверзева:

– В период подготовки ребенка к школе, главная задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы своевременно поддержать развитие индивидуальности ребенка.

Существует программа развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», в которой приводятся практические советы родителям и педагогам по выявлению способностей каждого ребенка.

В начальной школе способности к тому или иному предмету могут не сразу раскрыться у ребенка, либо откроются совсем неожиданные способности. Это зависит от многих факторов, и от окружения ребенка в том числе – семьи, учителя, сверстников. Здесь главная задача родителей и учителей, прислушаться, присмотреться к самому ребенку, к его желанию, чувствам, дать ребенку то, что он хочет, набраться терпения для изучения и наблюдения за его первыми шагами в любимом деле. Очень важно взрослым прислушаться и к себе, и подумать: «Это желание моего ребенка? Или это мое желание, несбывшаяся мечта моего детства?

Своим опытом поделилась мама троих детей Ирина Камянченко:

– Когда старший сын  шел в школу, мы были четко уверены, что он математик – это подтверждали и тесты психолога, и рекомендации его воспитателей.  Сейчас он проявляет и творческие способности, пытается писать стихи, показывает успехи в театральном мастерстве.

Мы поняли, что школьную программу можно дополнить кружками по своему выбору с учетом интересов ребенка. Одноклассники сына ходят в спортивные секции, учатся в музыкальных школах. Наш Никита сейчас ходит на кружок по шахматам.

Нынче в школе первый класс вроде института?

Кстати, а как на счет вступительных экзаменов для первоклассников? Еще 10 лет назад этим злоупотребляли элитные школы, которые таким образом отбирали себе самых перспективных малышей.

Вернемся к рассказу Натальи Захарченко:

Моя дочь, поступая в гимназию, сдавала «экзамены» по математике и русскому языку. Интересно, что во время второго экзамена возле школы проводились ремонтные работы на дороге. И моя доця, выйдя из класса, радостно призналась, что почти ничего не написала, потому что смотрела, как делают новую дорогу. А что вы хотели от 5-летнего ребенка? Ей сложно было высидеть полноценный «урок», длиной в 45 минут да еще и выполнить кучу письменных заданий (вставить пропущенные буквы в слова, скопировать печатными буквами текст и т.д.).

Сейчас «экзамены» для первоклассников запрещены, но проверку готовности ребенка усваивать информацию никто не отменял. А что делать, если мест мало, а желающих отдать своего ребенка в первый класс именно этой школы очень много? Например, как в школе «Логос», где конкурс – 4-5 человек на место. По словам директора лицея «Логос» Анатолия Ривкина, детей в первый класс отбирают по результатам конкурса. Однако это не экзамены и не соревнования на технику чтения, а собеседование.

– По закону мы не имеем право проверять уже сформированные навыки. Поэтому проверяем психологическую готовность к школе: память зрительную и слуховую, восприятие, мышление.

Все-таки ребенок должен быть психологически готов учиться в школе с повышенной учебной нагрузкой, каким по статусу является лицей.

Выбирать лучше не школу, а учителя

Первая учительница для первоклассника – это почти «вторая мама». Психологи советуют особенно тщательно выбирать первого учителя для своего ребенка, если ваш малыш застенчивый, неуверенный в себе, имеет какие-то дефекты внешности или речи. И от того, найдет ли она подход к вашему малышу, зависят не только его успехи в учебе, но и отношение к школе в целом.

Учитель младших классов школы №29 Марина Белоус считает, что ребенка обязательно нужно заранее познакомить с будущей учительницей.

– Родители должны обратить внимание, как отреагировал ребенок на нового человека, понравилась ли она ему. Первое впечатление бывает решающим, хотя и не всегда, конечно. В этом году я набираю первый класс и обязательно с каждым ребенком познакомлюсь лично, до того, как родители сделают окончательный выбор школы, – говорит Марина Алексеевна.

А еще учительница считает, что самая лучшая школа для первоклашки – та, что находится во дворе дома, где он живет.

К такому выводу пришла на собственном опыте и семья Камянченко, которая в этом году отдает в первый класс среднюю дочь.

– Близость от дома, чтоб в перспективе ребенок мог ходить в школу и из школы самостоятельно – это главный критерий для нас, – говорит Ирина.

Подведем итог

К выбору школы нужно подходить, как к важной покупке в магазине, ведь, по сути, учебные заведения предлагают нам образовательную услугу. И на выбор потребителя влияет все, особенно сарафанное радио, хотя и цифры с рейтингами тоже.

Ирина ГАВРИЛЕНКО