Своими мыслями о реформе системы здравоохранения с читателями «ЗС» делится депутат городского совета, председатель постоянной депутатской комиссии по охране здоровья и социальной защите населения, заслуженный врач Украины, главный врач детской клинической больницы №1 Валентина Лихачева.
– Я глубоко убеждена и хочу передать свою убежденность читателям, что реформа медицинской отрасли давно назрела и неизбежна. Первый аргумент очевиден – нынешнее украинское здравоохранение не удовлетворяет население в полной мере. Когда Украина стала независимым государством, очень скоро стало понятно, что такую громоздкую конструкцию, какую представляла из себя советская медицина, наша страна финансировать не сможет. Но, тем не менее, за 20 лет так существенно ничего и не изменилось. Разве что материально-техническая база больниц и поликлиник значительно обветшала. Большинство же стран на постсоветском пространстве за это время уже успели провести у себя реформу здравоохранения, и вполне успешно. Например, в странах Прибалтики реформа длилась 10 лет, и теперь в той же Эстонии 75-80% населения удовлетворено медицинской помощью. А у нас такой же процент жителей страны недоволен качеством медицины.
– Но, кажется, были все же за эти годы какие-то попытки замахнуться на реформу?
– Действительно, систему здравоохранения в Украине уже пытались реформировать, но не хватило политической воли довести ее до конца. Ведь что такое реформа? Это глобальные системные изменения, которые неизбежно поначалу неудобны, неприятны, подчас болезненны и вызывают соответствующую реакцию со стороны граждан. До Президента Януковича власть, как только сталкивалась с необходимостью пройти через эти неудобства, отступала от своей затеи. К примеру, когда президентом стал Ющенко, были изданы несколько проектов законов о реформировании здравоохранения. Один из них я досконально изучила. Тогда все подавалось с такой помпой, что я даже подумала: неужели произойдет! В том проекте излагалась подробная дорожная карта реформирования, но дальше проектов законов дело не пошло.
И вот, наконец-то, в июне 2010 года на заседании Комитета экономических реформ, возглавляемом Ириной Акимовой, была принята реформа здравоохранения, в которой есть стройная логическая система. В этой реформе четко обозначено, что, как, когда и в какой последовательности будет делаться. Сразу были выбраны три пилотных области для эксперимента (плюс город Киев), а также разработана законодательная база.
– В чем главная задача предложенной реформы?
– Главный смысл реформы и ее задачи заключаются в том, чтобы сделать медицинскую помощь эффективнее и доступнее населению, улучшить финансирование здравоохранения за счет изменения принципов выделения денег, а также – повысить статус врача. В данном контексте существует три направления реформы. Первое направление – это изменение сети существующих лечебных заведений, которых в Украине сейчас в два раза больше, чем в европейских странах. Стационарных коек – в полтора раза больше. И при этом смертность населения тоже в два раза выше, чем в Европе. На здравоохранение выделяется средств – от 3% до 4% от ВВП, тогда как в мире в среднем эта цифра составляет 7-10%. Итак, денег у нас меньше, а больниц – больше. Где логика? К тому же, и те средства, которые все же выделяются, тоже распыляются. Вот противники реформы сегодня возражают: дайте государственные субвенции, и уже существующая система будет хорошо работать. Но давайте посчитаем: допустим, есть больница, рассчитанная на 300 коек, в километре – больница, рассчитанная на 280 коек. Причем в них дублируются отделения, реально пациентов в каждой больнице максимум человек по 100, а ночью – до 30! Значит, содержится два здания на 300 и 280 коек, а нуждаются в круглосуточной стационарной помощи по 30 человек. Зачем содержать все это хозяйство, может, лучше этих 60 больных лечить в одном месте на 60 койках, обеспечивая всем необходимым?
– Многие побаиваются, что лечебные учреждения начнут закрываться одно за другим?
– Этого не будет. Ведь изменить сеть, не значит сократить количество больниц. Сегодня плохо не то, что у нас коек значительно больше, чем нужно, а то, что они неэффективно используются. Нужно перепрофилировать целые лечебные учреждения, создав больницы экстренного лечения, планового, реабилитационного. Нужно будет открывать хосписы и пансионаты для одиноких людей.
– А избыток медицинских работников в украинской медицине существует так же, как и избыток коек?
– Нет, избыток врачей наблюдается только по отдельным специальностям. Вот смотрите, сейчас в Запорожской области есть родильные дома, где за день могут проходить одни роды. Существуют хирургические стационары, где врач оперирует раз или два в неделю. А по норме родов должно быть 5-7 в день, врач-хирург должен делать в день 2-3 операции. Ведь медицина – это нечто среднее между искусством и ремеслом. И если человек не занимается постоянным самосовершенствованием, то он теряет свою квалификацию. При необходимости, часть врачей будет переучена по другой врачебной специальности, но безработных не будет.
– Тема реформы сопровождается большим количеством страхов, домыслов, переживаний людей.
– Это естественно, ведь у человека нет ничего дороже, чем его здоровье. Поэтому у любого правительства тема здоровья должна быть приоритетной. И то, что нынешнюю реформу курирует первый заместитель администрации Президента Ирина Акимова, свидетельствует о том, что реформированию здравоохранения Президент уделяет огромное значение.
– Давайте вернемся к сути реформы. Принципы финансирования здравоохранения тоже будут изменяться?
– Конечно. Если денег мало, то тем более их нужно экономно использовать. А у нас упор всегда делался на финансирование, в первую очередь, стационарного лечения. И это привело к тому, что в нынешних условиях мы не можем оснастить хорошим оборудованием, достаточным количеством медикаментов, грамотными врачами ни стационары, ни поликлиники. При таком уровне зарплаты хорошие врачи не хотят работать в коммунальных лечебных учреждениях.
Изменение эффективности финансирования заключается в том, что изменится сам принцип выделения денег, то есть программно-целевым способом. Делается акцент на финансирование первичного, т.е амбулаторного звена оказания медицинской помощи. Напомню, медицинская помощь будет разделена на 3 уровня с разным источником финансирования. Первый уровень – амбулаторно-поликлиническая помощь, второй – специализированная стационарная, третий – высокоспециализированная помощь, что будет способствовать приближению семейного врача к больному, повышению квалификации врачей, доступности медицинской помощи для населения, а также экономии и эффективному распределению средств. Центры первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) будут финансироваться из городского бюджета. Второй и третий уровень – из областного бюджета. Такое разделение нужно для того, чтобы не было соблазна перетягивать финансовое одеяло с первичной помощи на стационарную, в т.ч. высокоспециализированную. Иногда кажется, что сделать операцию на сердце важнее, чем вылечить человека от обструктивного бронхита.
– Будет ли после реформы чем-то отличаться врач общей практики от нынешнего привычного участкового врача?
– Разве что более широкими функциями, подкрепленными знаниями. Это будет по-настоящему лечащий врач. И государство его труд собирается достойно оплачивать. Зарплата будет состоять не просто из тарифной ставки, в ней будет учтена нагрузка на врача и результаты его работы. Таким образом, у семейного врача будет прямая заинтересованность иметь много больных, добиваясь хороших результатов в их лечении. Кроме того, врач общей практики будет вооружен стандартами качества и протоколами лечения, благодаря чему он всегда будет четко знать, как ему действовать, и всегда будет возможность оценить правильность действий врача. Лечебные протоколы представляют собой схему, набор требований и действий, которые должен совершать врач при том или другом заболевании.
– В Запорожье уже делаются какие-либо шаги на пути реформы?
– У нас в городе сейчас очень интенсивно проводится предварительная работа в этом направлении. К примеру, уже проведена инвентаризация материальных ресурсов всех больниц. На бумаге уже созданы 10 центров первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), которые на первых порах будут включать в себя терапевтическую участковую службу, педиатрическую участковую службу, акушерско-гинекологическую службу (нынешние женские консультации). Кроме того, там будет доврачебный, прививочный, манипуляционный кабинеты, пункты неотложной помощи. И сюда же постепенно будут приходить на работу подготовленные врачи общей практики. Лечащим врачом будет семейный врач, то есть врач общей практики, а если нужна будет консультация гастроэнтеролога, невропатолога и т.д., то семейный врач будет выписывать больному направление к этому специалисту.
– Люди остерегаются, что сложнее будет попасть к нужному врачу.
– На мой взгляд, людям вообще бояться нечего. Потому что, по большому счету, реформа их не очень и касается. И уж никак не ущемляет их интересы. Ведь какая простому человеку разница, из какого источника что финансируется? К тому же, еще довольно длительное время человек будет иметь возможность приходить к своему участковому взрослому или детскому врачу. Реформа рассчитана до 2020 года, так что с 2013 года резко ничего не изменится. А за это время врачи будут обучаться на специальных курсах, получая специальность врача общей практики (семейный врач). В Академии последипломного образования есть кафедра семейной медицины, где они и будут обучаться. Сейчас интенсивно проводится переподготовка врачей по специальности «семейная медицина» без отрыва от основной работы.
– К примеру, беременная женщина захочет прийти на прием к акушеру-гинекологу, но вместо этого она вынуждена будет идти к семейному врачу?
– Если беременность протекает без осложнений, то семейный врач ей померяет животик, взвесит, даст рекомендации. А если что-то ее все же беспокоит, если возникают сомнения и вопросы у врача, то он тут же выпишет женщине направление к акушеру-гинекологу.
Я понимаю, быть может страшно вести маленького ребенка к взрослому терапевту. Но предполагается, что в первое время в центрах ПМСП терапевты и педиатры будут вести совместные приемы больных. Зачем заранее пугаться? С моей точки зрения, причин для этого нет!
Если шарахаться из стороны в сторону, то ничего не получится. Сложно, трудно, но мы должны идти вперед. Времени на раздумья и страха у нас не осталось – дальнейшее топтание на месте и шараханье из стороны в сторону может привести к очень негативным последствиям для общества. Я уверена, у нас все получится, мы пройдем весь путь реформирования системы здравоохранения от начала и до конца, создав здравоохранение, которое будет устраивать наших граждан в полной мере. Дорогу осилит идущий.