Установившаяся солнечная погода в канун пасхальных праздников и открывшееся финансирование дали старт массовому ремонту дорог общего пользования, пролегающих по территории Запорожской области. Всего дорожная сеть области достигает почти 7 тысяч километров. Об особенностях ремонта и эксплуатации дорог общего пользования в текущем году рассказал руководитель службы автодорог в Запорожской области Геннадий Тимченко на встрече с журналистами.
Дорожная отрасль взывает о помощи
Государственным бюджетом этого года на эксплуатационное содержание и текущий ремонт дорог общего пользования предусмотрено 156,4 миллиона гривен. Только в начале апреля Служба автодорог области получила распорядительные документы относительно финансирования и перечня объектов. Можно сказать, что уже 4 мая более сотни дорожников выйдут на наиболее разрушенные участки дорог Запорожской области. Из вышеуказанной суммы 93 миллиона гривен будет израсходовано на эксплуатационные работы и содержание дорог, 63 миллиона – на работы по текущему среднему ремонту.
– Наши подрядчики,- говорит Геннадий Тимченко, – «Облавтодор» и его филиалы в районах приступили к ямочному ремонту еще в январе. С начала года на дорогах области ликвидировано ямочности общей площадью 56 709 метров квадратных. Сегодня же «в активе» имеем порядка 30 бригад. Запущены в работу 5 асфальтобетонных заводов, расположенных в разных районах области. Надо сказать, что, кроме филиалов «Облавтодора», к выполнению работ по ликвидации ямочности привлечены сторонние подрядчики: ООО «Юк-Инвест» выполняет работы на дорогах государственного значения М-18 и Р-37 тремя струйными машинами, ООО «ТБД» выполняет работы двумя струйными машинами на дороге Н-08, и ООО «Бердянскбудтрест». Так, с апреля заработали 10 струйных ремонтеров, которые позволяют более эффективно выполнять ямочный ремонт.
Но даже при таком скудном бюджете есть основная проблема – неритмичность финансирования. Так, в первом квартале текущего года деньги на счета Службы приходили только раз…
– Положение дел с дорогами Запорожской области, впрочем, как и во всей стране, тяжелое и продолжает ухудшаться,- продолжил начальник Службы. – За небольшим исключением почти все дороги области – аварийные. Основная причина – хроническое и прогрессирующее недофинансирование дорожной отрасли. Просроченность межремонтных интервалов, которые имеют под собой научную основу, достигает 2-3 периодов и более…
До 1999 года, когда был изменен порядок финансирования отрасли, средний ремонт ежегодно делался на одной тысяче километров запорожских дорог, а ямочный ремонт был скорее исключением. При сегодняшнем финансировании ямочный – основной вид ремонта.
Критическое состояние сложилось на мостовых переходах, которых в области 392. Только на дороге Харьков – Симферополь имеем 3 аварийных моста с соответствующим заключением институтов.
В восточной части области дороги сильно пострадали от прохождения тяжелой гусеничной техники военного назначения. Наши «потуги» по их спасению путем ямочного ремонта положительного успеха не принесли.
– Наши подрядчики, в том числе и «Облавтодор», в состоянии обеспечивать выполнение значительного объема работ,- констатировал Геннадий Тимченко. – Но отсутствие денег не дает в полную силу задействовать их возможности. Так, в прошлом году на ликвидации ямочности наши дорожники работали максимум 5 дней в месяц! Выделяемых денег хватало на материалы, которые расходовались за несколько дней.
Ситуация с финансированием в текущем году ухудшилась. Если в прошлом году на дорогах области было ликвидировано свыше 360 тысяч квадратных метров ямочности при финансировании на уровне 97,4 миллиона грн., то запланированные на этот год 40 миллионов гривен оптимизма ни нам – дорожникам, ни запорожским автомобилистам, не добавляют.
– Для понимания уровня мизерности финансирования приведу ориентировочную стоимость ликвидации ямочности 1 кв. метра: асфальтобетоном – 280-320 грн.; струевым способом с использованием спецтехники – 200-240 грн., – сообщает руководитель.
Средний ремонт – только на двух участках…
Сегодня можно говорить лишь о поддержании проезжаемости автодорог. Для того чтобы качественно улучшить состояние дорог, необходимо возвращаться к текущим ремонтам.
При участии областной государственной администрации в условиях скудного финансирования были определены всего 2 участка для среднего ремонта. Это – дорога Запорожье-Мариуполь в Ореховском районе на участке от с. Кирово до с. Преображенка протяженностью 12 километров. Объем финансирования – 40 миллионов гривен. И дорога Днепропетровск-Мелитополь на участке, проходящем через Токмак по ул. Нагорной (бывшая Воровского) и ул. Владимировской (бывшая Ленина), протяженностью 6 км. Объем финансирования – 23 миллиона грн.
– Служба автодорог совместно с областной госадминистрацией «просила» у Кабмина 400 миллионов гривен на текущий ремонт дороги Запорожье – Мариуполь ввиду ее сегодняшнего особого значения, но по факту получили только 10% указанной суммы, – заключает главный дорожник области.
На помощь дорожникам придут громады
Текущий год может стать определяющим в переходе на новые механизмы финансирования дорожной отрасли. Финансовой новацией является совместное с областной властью и территориальными громадами финансирование ремонта автодорог местного значения. Эти дороги находятся в наиболее плачевном состоянии, в то время как их удельный вес в протяженности дорог общего пользования занимает порядка 80%, или 5357 километров. При этом в объеме финансирования предыдущих лет на областные дороги выделялось не больше 30%.
– Совместно с Департаментом промышленности и инфраструктуры мы разработали программу, которая предусматривает выделение 25 миллионов гривен на восстановление местных дорог общего пользования из областного бюджета, – рассказывает Геннадий Тимченко.- Распределение средств проходило с учетом протяженности дорог в каждом районе. Их состояние в разных районах является приблизительно одинаковым. Я встретился со всеми районными руководителями для выработки принципов сотрудничества. Понимание есть. Теперь представители местных советов вместе с нашими специалистами будут осуществлять контроль качества выполненных работ.
В прошлом году в виде пилотного проекта в Новониколаевском районе Веселогаевский сельский совет из своего бюджета выделил 200 тысяч гривен на ремонт дорог общего пользования, которые проходят по его территории. Мы со своей стороны на условиях софинансирования выделили аналогичную сумму. В результате дорога, не видевшая дорожного катка многие годы, была отремонтирована. Этим же путем пошли еще несколько сельских советов района.
– На этом примере руководители территориальных громад воочию убедились в том, что софинансирование дает позитивный результат – дороги ремонтируются, – делает вывод начальник Службы. – У нас есть все основания считать, что новая форма финансирования местных автодорог получит распространение по всей области и, в обозримом будущем мы совместными усилиями сможем улучшить ситуацию на местных дорогах. По нашим подсчетам, в этом году за счет средств громад в ремонт дорог таким способом сможем получить 15-20 миллионов.
На стройке №1 – тишина
Финансирование мостов находится в состоянии «больших обещаний». Запланированные Кабмином 40 миллионов пока не поступили, как и обещания, данные народными депутатами во время прошлогоднего выездного заседания Кабмина, о выделении 200 миллионов грн. Этой суммы нам хватило бы для завершения строительства мостового перехода с Хортицкого района на остров, что позволило бы разгрузить действующий мост. Но финансирования пока нет…
По информации Геннадия Тимченко, активное участие в продвижении мостовой «темы» принимает запорожский депутат Петр Ванат, который является членом бюджетного комитета Верховной Рады. В том, что одно из первых заседаний бюджетного комитета прошло в Запорожье – его прямая заслуга.
– Судьба стройки №1 остается неопределенной. В соответствии с новыми законодательными нормами, Служба автомобильных дорог в Запорожской области разрабатывает инвестиционный проект по достройке мостовых переходов. На май запланирована подача этого инвестплана в Министерство экономики с тем, чтобы в 2017 году получить целевое финансирование в размере 1,4 миллиарда гривен. Именно столько денег необходимо для того, чтобы завершить первую очередь и пустить одностороннее движение с правого берега Днепра на левый, – подвел итог встречи с журналистами начальник Службы автодорог в Запорожской области Геннадий Тимченко.
Владимир ГЕРАСИН
Фото с официального сайта Службы автодорог в Запорожской области