Сейчас для дальних путешествий существует самолет, а раньше, “в прежнее время”, в окраины Российской империи, а затем СССР добирались поездом. Но сначала для этого нужно было построить железную дорогу.
19 мая (31 мая по новому стилю) 1891 года при Александре III и при личном присутствии цесаревича Николая (будущего императора Николая II) во Владивостоке, а если точнее, то рядом с ним – в Куперовской пади началось строительство Транссибирской магистрали. Рабочее движение поездов началось 21 октября (3 ноября) 1901 года. Т.е. через 10 лет и пять с небольшим месяцев.
Омский мост
Впрочем, злые языки скажут, что на самом деле строительство началось не в мае, а в марте – в районе Миасса современной Челябинской области, да и поезда поехали не по нынешнему пути (через Хабаровск), а напрямую, через Китай, из Забайкалья на Уссурийск. Мы же в ответ скажем другое. Даже от Миасса напрямую до Владивостока – 7 тысяч километров. 7 тысяч не по асфальту, а по крайне пересеченной местности, с множеством рек и ручейков. А значит, это – величайшее разнообразие мостов, в том числе и через очень крупные сибирские реки Иртыш, Обь и Енисей. Позже – после поражения в русско-японской войне 1904 года – потребовалось строить мост и через Амур-батюшку. Который в районе Хабаровска (именно там построен мост) вызывает у путешественника неизгладимое впечатление.
Вот основным мостам Транссиба и посвятим мы сегодня свой рассказ. Начнем с Иртыша, на котором стоит город Омск. Кто не смотрел последний фильм об адмирале Колчаке, то ему напомним: Омск был столицей Государства Российского (Белой России) в 1918–1920 годах. До построения здесь железной дороги он слыл городом ссыльных, именно в здешнем остроге сидел Федор Достоевский, описавший все пережитое в “Записках из мертвого дома”.
Но теперь о мосте. По шестипролетному красавцу, построенному по проекту инженера Н. А. Белелюбского, был проложен всего один путь. И все в этих тогда диких краях было привозное. Даже гранит везли из Челябинска (740 верст), а остальное вообще за тридевять земель. Мост длиной около 730 метров, ко всему, собирали вручную. И, тем не менее, к концу 1895 года было закончено его строительство. Рабочее же движение поездов началось в марте 1896 года. В ноябре 1919 года, когда белые части отступали из Омска, они взорвали две фермы моста. Те рухнули в Иртыш. К весне 1920 года фермы подняли на поверхность, и к 15 апреля 1920 года движение по мосту было полностью восстановлено.
В 1935 году рядом был построен фактически новый мост для еще одного пути. К 2007 году в Омске был построен и третий железнодорожный мост, после чего движение по первому мосту, 1895 года постройки, было прекращено, рельсы здесь демонтированы. Стало быть, мост, переживший подрыв и падение ферм, прослужил людям более 110 лет.
Мост через Обь
А вот следующий мост, через могучую сибирскую реку Обь, положил начало крупнейшему городу России, неофициальной столице Сибири, городу Новосибирску. Дело было так. Первоначальный маршрут собирались прокладывать через Томск (чтобы убить двух зайцев – и дорогу к Тихому океану построить, и связать крупный город с цивилизацией). Но Обь в районе Томска разливалась весной на 12 верст (1 верста = 1 066,781 метра или 500 саженей), и железнодорожники не могли себе позволить угробить на строительство колоссальные деньги. Поэтому и было принято предложение инженера-изыскателя (а в будущем известного писателя) Николая Гарина-Михайловского. Он нашел место, где разлив был минимальным (до 400 саженей), и комиссия в составе главных руководителей стройки специально сюда выехала и одобрила изменение маршрута.
Так в районе села Кривощёково началось строительство еще одного моста про проекту Николая Белелюбского. Здесь уже девять пролетов, а длина моста свыше 800 метров. Мост стал новым словом в мировом мостостроении, получившим название “русская система”.
Да, стройка потребовала большого количества рабочих, и вскоре здесь образовалось Новое село, названное позже Ново-Николаевским. В 1903 году Николай II издал высочайшее повеление, по которому “поселение Ново-Николаевск при станции Обь возводилось в степень безуездного города”. После того как отсюда стартовала стройка железной дороги на Семипалатинск, город пережил настоящий экономический бум – к 1915 году здесь уже проживали 70 тысяч населения. Сегодня Новосибирск (1523801 человек) – третий по численности город России.
Добавим, что Ново-Николаевск пережил еще один бум – административный. И не от хорошей жизни. После гражданской войны здесь полностью замерли промышленность и даже железная дорога, царил ужасный голод. В Москве нашли свой вариант возрождения города – сделать его столицей Сибири. Так появился Сибирский край, в который тогда вошли будущие Омская, Новосибирская и Томская области плюс Красноярский и Алтайский края. В 1925 году город переименовали в Новосибирск, но официально это случилось только в 1926 году.
И еще. Если Омский острог прославил в веках Достоевский, то Новосибирская пересыльная тюрьма с (о многом говорящим) номером один получила дурную славу как самый ужасный застенок времен сталинщины. “Именно сюда после образования Сибирского края будут направляться каторжные этапы как с Запада, так и с Востока. Попав в “новосибирскую Бастилию”, этапируемые ожидали своей участи в страшной тесноте и обычно без еды. Отсюда их распределяли на отбывание срока в лагерях Сибири и Колымы или просто расстреливали. Лучше всего масштаб деятельности новосибирской “пересылки” передают официальные данные за 1937 год, когда в её стенах выносилось, в среднем, по 74 смертных приговора в сутки” (“Википедия”).
Но вернемся к первому здешнему железнодорожному мосту. Построили его к 1896 году. То есть, построили мост на голом месте, доставив телегами по бездорожью за тысячи верст (с Урала) 4423 тонны металла, ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА.
Мост через Енисей
Его построил инженер Евгений Кнорре, а спроектировал профессор Лавр Проскуряков. Длина моста – около километра, а длина пролетов – до 140 метров. Чтобы пролет такой длины выдержал, условно говоря, вес поезда, инженеры решили сделать очень высокими фермы – верхняя точка их параболы расположена на отметке в 20 метров. Чтобы просто подступиться к такому мосту, потребовалось время и возможности, поэтому его строительство началось только в 1895 году. И уже 28 марта 1899 года оно было успешно завершено. Отметим, что на Всемирной выставке 1900 года в Париже красноярский мост через Енисей был удостоен Гран-при. Как, кстати, и Эйфелева башня, построенная в 1889 г. специально для подобной выставки. Добавим еще одну цитату: “Позднее ученые ЮНЕСКО назвали красноярский железнодорожный мост “вершиной человеческой инженерной мысли”. Мост упоминается и в книге “Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов”, изданной в 1991 году в США, в разделе “Россия”, наряду с Кремлём и Петродворцом”.
Увы… Жизнь такова, что сначала в 1930-е годы рядом построили еще один похожий мост (второй путь), а в 1990-е началось строительство третьего моста. Он должен был заменить дореволюционный. Так оно и случилось. Разбирали мост, несмотря на протесты общественности, пять лет и к 2007 году полностью сдали на металлолом. Так Россия лишилась одного из своих главных чудес света…
Несколько слов о Красноярске. Это – тоже город-миллионник (1016 тысяч населения). Во время строительства Транссиба город стал одной из главных перевалочных баз строительства. Караван британских и, как утверждают, русских моряков под командованием опытного капитана Виггинса впервые успешно прошел по Ледовитому океану, Карскому морю и зашел в устье Енисея. Он вез из Англии и Шотландии бесценный в то время груз – рельсы. Затем их перегрузили на речные суда и без потерь доставили в Красноярск.
Да, стоит добавить, что сегодня через Енисей в Красноярске и рядом с ним – шесть мостов и два из них – железнодорожные. В городе строятся метрополитен и сразу два новых моста.
Мост через Амур
А теперь, читатель, крепче держитесь за табурет. После того как Россия проиграла войну Японии, вопрос езды напрямую до Владивостока из Забайкалья – по Китайско-Восточной железной дороге перешел в разряд временных. Нужно было думать о том, чтобы дальше ездить по своей территории. В 1906 году начались изыскательские работы и вот, наконец, в 1913 году – и строительство моста через Амур. Несколько слов из энциклопедии: “Хабаровский мост или “Амурское чудо”, до 1917 года “Алексеевский мост”– совмещённый мостовой переход через реку Амур возле г. Хабаровска с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным (по верхнему ярусу) движением”.
То есть это уже мосты не конца позапрошлого века, а примерно 1950-х годов (ведь похожие характеристики у наших мостов Преображенского). Хотя, это мы забежали наперед – в момент сдачи в эксплуатацию мост был однопутным и только железнодорожным. Тем не менее, “торжественная закладка моста состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года в присутствии приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен на 1 октября 1915 года, то есть на строительство было отведено всего 26 месяцев”.
Однако летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война. Самое страшное, что опытные рабочие ушли на фронт, поэтому ТОЛЬКО 5 (18) октября 1916 года мост был введен в эксплуатацию. А длина-то моста такая: совмёщенной части – 2599 метра и с подъездными эстакадами – 3890,5 метра. И строили его тачкой и бригадами клепальщиков. И таки построили!
Мост получил имя наследника цесаревича Алексея. Спроектировал это настоящее чудо инженерной мысли (мост был самым длинным в России) все тот же профессор Лавр Проскуряков. Специальную уже железобетонную эстакаду (новинка по тем временам) спроектировал Григорий Передерий.
М-да… В 1920 году два пролета моста взорвали отступавшие под натиском японцев красные партизаны. Восстанавливать мост начали с бору по сосенке – конструкциями из Владивостока, из моста через реку Ветлугу (приток Волги и т.д.) только после установления на Дальнем Востоке советской власти. Работы начаты в ноябре 1922 года, а завершены только 22 марта 1925 года.
И лишь в 1992 году спохватились, что неплохо бы модернизировать мост. Делалось это на старых дореволюционных опорах поэтапно, БЕЗ ПЕРЕКРЫТИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ. Так мост стал автомобильно-железнодорожным, двухпутным и двухполосным. Случилось это только 7 ноября 2007 года. Правда, и в этом случае еще “царские” конструкции моста ушли на металлолом. Правда, одну ферму профессора Проскурякова, демонтированную из моста, оставили для потомков как музейный экспонат. Ведь и она получила золотую медаль на Всемирной выставке, но уже в 1908 году.