Топливо сомнительного происхождения – серьезная проблема не только для автомобиля и его владельца, но и для окружающей природной среды.
Количество автомобилей в нашем городе растет с каждым годом. При этом, по данным Запорожского городского управления Госсанэпидслужбы в Запорожской области “железные кони” ответственны за 30–40 процентов вредоносных примесей в атмосфере. Только одна легковушка выбрасывает до 200 килограммов загрязняющих веществ в год. Специалисты отмечают тот факт, что с ухудшением качества используемого топлива естественным образом возрастает и количество выбрасываемых тем или иным транспортным средством вредных химических примесей, что еще больше ухудшает экологическое состояние города Запорожья.
По данным сайта www.benzina.com.ua, за последний год количество опасного как для автомобиля, так и для природы топлива значительно возросло. Всему виной резкий скачок стоимости бензина. Ситуация на рынке остается нестабильной. Из-за проблем на востоке страны и неопределенности с курсом доллара сети АЗС отмечают сложности с поставками. В такой ситуации у недобросовестных продавцов всегда возникает большой соблазн заработать побольше денег при помощи ухудшения качества топлива, что приводит к негативным последствиям независимо от того, есть у вас средство передвижения или нет.
Вывести подделку на “чистую воду” очень сложно
Распознать некачественный бензин при покупке практически нереально. Он не отличается по цвету или запаху, да и определить степень его “разбавленности” или присутствия различных присадок, способных выдать, например, 92-й за 95-й, возможно только в лабораторных условиях. Поэтому понять, что вам достался именно некачественный бензин, у автовладельца получится только в процессе поездки.
Если ваш автомобиль заглох без видимой причины, заводится с трудом, потребляет больше топлива, чем всегда, то есть смысл немедленно заехать в сервис. Опытные автомеханики обычно сразу определяют, виноват ли в ваших проблемах некачественный бензин. Разбавленный бензин существенно сокращает срок эксплуатации вашей машины. Преждевременный износ двигателя, нарушение работы топливной системы, проблемы со свечами, бензонасосом и так далее может вызвать именно некачественный бензин, залитый в спешке на неизвестной АЗС.
Самый распространенный вариант фальсификации связан с доводкой при помощи разнообразных добавок низкооктанового сырья до уровня товарного бензина. За счет своей простоты и высокой экономической рентабельности этот способ пользуется большой популярностью у теневых владельцев. Полученный с его помощью суррогат по своим эксплуатационным качествам сильно отличается от стандартного топлива и вреден для автомобиля любой марки. Его главный поражающий фактор, который присутствует почти всегда при использовании поддельного бензина, – сильная детонация, разрушающая металл и приводящая к перегреву двигателя. Кроме того, негативное воздействие на топливную систему и мотор автомобиля оказывают сами присадки. Многие из них откровенно опасны. Причем каждая по-своему влияет на ваш автомобиль.
Часто используемые благодаря своей дешевизне ферроцены – химикаты, 50 миллиграммов которых способны превратить 1 литр 92-го в 95-й – в несколько раз сокращают жизнь свечей. Серьезные повреждения они наносят и элементам экологической системы. Многие присадки содержат избыток железа. Оно пагубно влияет на свечи, детали топливной и экологической систем. Более того, при длительной работе на загрязненном ими бензине в двигателе образуется токопроводящий налет: известны случаи, когда с этим были связаны нарушения в работе электрооборудования.
Очень серьезные последствия могут быть вызваны применением различных смолистых соединений, из-за которых происходит закоксовка поршней и колец.
Экология страдает
не меньше автомобиля
Бензопирен, формальдегид, оксид углерода, сажа – далеко не полный список того, чем нам приходится дышать из-за использования некачественного бензина. В зависимости от вида бензина различается и состав выхлопных газов. Известно, что сернистые бензины могут выделять оксид серы, а этилированный бензин – свинец, хлор, бром и другие соединения на основе этих веществ.
При попадании их в организм человека больше всего страдают органы дыхания, что впоследствии может вызвать ряд опасных как острых, так и хронических заболеваний. Среди них и увеличение врождённых хронических заболеваний у детей, таких как астма, аллергия, бронхит, гайморит и др. Врачи связывают это со всё более ухудшающимися экологическими условиями и загрязнённостью воздуха в городах.
Оксиды азота пагубно воздействуют на органы дыхания, раздражая дыхательные пути, способствуют появлению опухолей и воспалительных процессов.
Оксиды углерода могут вызывать кислородную недостаточность тканей, понижение действия гемоглобина в крови. Оказывают разрушительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы. Частые недомогания, головные боли, одышка, головокружения, вялость, раздражительность, нарушения сна и многие другие нарушения работы организма так или иначе связаны с экологическим состоянием окружающей среды.
В выхлопных газах содержится множество тяжелых металлов, которые имеют свойство оседать в организме, накапливаясь постепенно. Опасность состоит в том, что зашлакованность организма происходит незаметно для человека и в будущем совершенно неожиданно может вылиться в серьёзное заболевание. В частности, резкое увеличение случаев появления у людей раковых опухолей дыхательной системы регистрируется в крупных городах, медики связывают это с постоянным поглощением нашими легкими ядовитых веществ из атмосферы.
Следим
за качеством – сохраняем автомобиль и здоровье
Безусловно, количество загрязняющих примесей зависит от технического состояния двигателя. Однако еще одним немаловажным фактором является качество используемого топлива. По закону запрещено использование бензина, содержащего тетраэтилсвинец, а также этилированных бензинов. Однако, к сожалению, не всегда автозаправки выполняют эти требования.
Столичный Институт потребительских экспертиз провёл проверку наиболее крупных игроков на рынке, проведя исследование популярного “девяносто пятого” бензина, сообщает сайт www.benzina.com.ua. При этом в лабораторию отправились пробы не только “обычного” А-95, но и образцы с приставкой “евро”, а также довольно популярный среди любителей экономить “спиртовой” бензин. Особое внимание эксперты уделили так называемым “дискаунтерам”, т. е. сетям, которые продают топливо дешевле самых крупных игроков.
В этот раз отбор проб “девяносто пятого” произошёл на АЗС восьми компаний, которые в значительной мере формируют рынок. Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильных ДСТУ.
В Украине всё ещё действуют два стандарта качества бензина. “Неубиваемый” ДСТУ 4063–2001, который всё никак не отменят, и современный ДСТУ 4839:2007 для “евротоплива”. А вот “спиртовое” топливо производится по индивидуальным техническим условиям. Результаты, полученные в лаборатории, неприятно удивили – более 20 процентов проб топлива оказались некондиционными, т. е. не вкладывающимися вообще ни в какие нормативы.
Первым делом специалисты Института потребительских экспертиз проверили октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 85 единиц (что практически аналогично привычному числу 95 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). У трёх участников результаты оказались печальными – октан оказался от 79,2 единиц у обычного А-95 до 80 единиц у бензина с приставкой “евро”! Это антирекорд за всю историю исследований, ведь это даже не “девяносто второй”.
Эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Если её в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и “убивает” катализаторы. К тому же становится “грязнее” выхлоп, и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. “Безразмерный” ДСТУ для “обычного” 95-го нормирует содержание серы до 0,015 процента (150 мг/кг), а вот чтобы бензин соответствовал нормативу Евро-5, в нём должно быть не более 0,001 процента (10 мг/кг). Почувствуйте разницу! В “евробензинах” серы практически не было, все оказались соответствующими Евро-5. При этом в некоторых “украинских” образцах оказалась та же картина.
Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Повышенная концентрация бензола наносит большой вред как окружающей среде, так и автомобилю. Не испаряясь целиком, бензол способен смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Согласно старому ДСТУ массовая часть содержания этого вещества в бензине не должна превышать 5 процентов. Новый ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1 процента. В итоге весь бензин марки А-95 “евро”, кроме одной сети заправок, показал практическое отсутствие в своём составе этого вредного компонента. У “спиртовиков” бензола было немного больше, но тоже в пределах нормы.
При проверке массовой доли ароматических углеводородов сильных сюрпризов также не обнаружилось. Для справки: при увеличении содержания “ароматики” растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. Все показатели – в границах допуска.
Что же касается недорогих спиртовых бензинов, то основным показателем, на котором сконцентрировались эксперты, стало количество этанола и метанола. По идее, этанола в альтернативном топливе должно быть не менее тридцати процентов. С этим показателем также всё в порядке. А вот в образце сети МОТТО этанола оказалось 20,7 процента, впрочем, как и в остальных образцах этой сети – обычного А-95 и бензина с приставкой евро, где его вообще быть не должно. Очевидно, что всё это топливо разливалось из одной “бочки”, причём, скорее всего, производилось не в заводских условиях.
Негативную
ситуацию надо менять
Проблема качества бензина на АЗС на протяжении уже многих лет является острой и очевидной для всех граждан, но в условиях стабильного ежегодного увеличения автопарка страны на нее больше нельзя не обращать внимания. Наши города задыхаются от выхлопных газов. В таких крупных городах, как Запорожье на долю автотранспорта приходится до 30–40 процентов всех выбросов, загрязняющих атмосферу. Среди населения в последнее время возросло количество страдающих аллергией и заболеваниями воздушных путей и легких.
Страдают и автовладельцы. По данным топливной ассоциации, в Украине ежегодно из-за поломок, связанных с применением суррогатного бензина, в сервисы поступают 98 автомобилей из 1000, т. е. почти 10 процентов автомобилей ломаются из-за некачественного топлива. Нередки случаи, когда зарубежные автопроизводители, проводя мониторинг качества отечественного бензина, принимают решение не продавать в Украине некоторые модели автомобилей с современными двигателями, которые просто не способны работать на низкокачественном топливе.
Если не предпринимать мер, направленных на повышение качества бензина, настоящее положение дел не изменится само собой и экологическая обстановка в стране будет продолжать уверенно ухудшаться.