В выставочном зале Запорожской областной организации Национального Союза фотохудожников Украины сейчас можно познакомиться с выставкой, посвященной 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности Олега Александровича Бурбовского. Здесь представлены, в основном, его работы, которые уже стали классикой – “Крыши Домского собора”, “Черный кот”, “Поэзия 60-х”, “Сестры”, фотопортреты и многое другое.
Его творческая биография включает публикации еще во времена Союза в академических изданиях по искусству фотографии, публикации в журнале “Советское фото”, участие во всесоюзных выставках, международных салонах FIAP, выставках “Мировая пресса”. И сам Олег Александрович – организатор многих фотовыставок, он всегда находился и находится в самой гуще фотографического движения. Его называют своим учителем десятки молодых и уже “взрослых” фотохудожников. Его энергия не иссякает с годами, а приобретает мощь мудрости.
В молодости Олег Бурбовский не мечтал о фотографии, но любил рисовать карандашом и акварелью. Первые снимки сделал в 1956 году, когда заканчивал техникум, трофейным “Кодаком”, принадлежавшим отцу друга, и был заворожен процессом. В том же году будущий мэтр, поступивший в Таганрогский радиотехнический, купил фотоаппарат “Зенит-С” с телеобъективом “Юпитер-11”. На пятом курсе сделал первые художественные фотографии – “Осень”, “Расставание”, “У друга” и другие. Их заметил литературовед и чеховед Михаил Громов, который распечатал снимки размером 30х40 см в домашней лаборатории и помог устроить первую персональную выставку.
Вернувшись в Запорожье, фотограф женился, а в свадебное путешествие отправился в Тбилиси и там снял портрет старой женщины “Позади целый век”. Фото попало на всесоюзные и международные выставки, получило много наград, после чего Олегу Бурбовскому предложили работу вне штата в фотохронике ТАСС. Однако оказалось, что снимать нужно очень много и очень быстро, требования были больше идеологические, чем художественные, и при первой возможности Олег Бурбовский вернулся к работе свободным художником.
В 1960-е годы Олег Бурбовский был одним из первых авторов, который привез международные награды СССР и Украине с лучших фотосалонов мира.
Олег Бурбовский создал не один фотоальбом Запорожья и Запорожской области. В 1998 году за заслуги в фотоискусстве Олегу Александровичу присвоено звание AFIAP (член Международной Федерации Фотоискуства.
Запорожский городской голова Александр Син, поздравляя мэтра фотографии, сказал:
– Запорожье – единственный город в стране, где среди его Почетных граждан есть фотохудожник. И то, что Олег Александрович удостоен этого звания, свидетельствует о признании его таланта не только в Запорожье, но и во всей стране. И у нас есть все основания сказать, что не Запорожье украшает Бурбовского, а Бурбовский украшает Запорожье.
Городской голова вручил О. Бурбовскому медаль “За личный вклад в развитие города Запорожья”.
Задача фотохудожника – в нужный момент не пройти мимо, быть всегда начеку, учит Бурбовский. Он, например, снял последний прижизненный портрет великого украинского футбольного тренера Валерия Лобановского, сделанный 7 мая во время матча киевского “Динамо” с местным “Металлургом”. Многие снимали и матч, и скамью тренеров. Олега Бурбовского потянуло снять тренера “еще раз” – минут за 15 до конца матча, когда Валерий Лобановский взялся за часы. А через минуту у тренера случился инсульт, от которого он умер спустя пять дней.
Олег Бурбовский учит видеть главное, чаще ходить в музеи.
О своей нынешней выставке Олег Александрович рассказывает:
– Собрал черно-белые снимки. Черный и белый – идеальные цвета, отражающие внутреннюю сущность и настроение человека. Да, цвет – это красиво, это необходимо для красочной рекламы, но суть передает именно лаконичный черно-белый. Сейчас многие фотохудожники снимают в этой манере, используя два цвета. Даже возвращаются к черно-белой пленке.
Да, часто посылает удачу случай или Бог. Но, наверное, все-таки не случайно судьба посылает художнику эти удачи. Просто другой человек прошел бы мимо, не заметив интересного сюжета. Фотография – это искусство правды жизни, это искусство мгновения. Это – дар, но мы должны уловить это мгновение.
Через год мэтр запорожского фото пообещал представить вторую часть своей выставки – уже в цвете.
Фото Владимира ШЕРЕМЕТА