Концентрация различных химических элементов и соединений в днепровской воде в разы превысила предельно допустимые нормы. Так, марганца в той воде, которую для нас очищают и подают в качестве питьевой, в 3-7 раз больше нормы, фенолов – в 4 раза, меди – в 12 раз. Между тем, есть еще целый сегмент загрязнителей, измерить которые сложнее, хотя их губительное влияние на водную среду даже выше. Это сточные воды, загрязненные фосфатными моющими средствами, продуктами нефтепереработки, различными химикалиями, которые применяются в сельском хозяйстве.
Такую устрашающую статистику озвучили 23 мая на круглом столе «Главная река Украины: вызовы, проблемы, решения», организованном Агентством региональных инициатив.
По словам генерального директора Национального заповедника «Хортица» Максима Остапенко, загрязненность днепровской воды сегодня страшная, и нередко возникает ощущение, что мы имеем дело не только со ставшими уже привычными веществами, но и с какими-то неизвестными особо опасными соединениями.
– В прежние времена, еще 15-20 лет назад, Днепр на зорьке буквально оживал от плёса рыбы, – сказал он, – а сегодня этого нет. Такое ощущение, что река вымерла. В 1994 году, погрузившись на глубину семнадцать метров, я мог просмотреть всю толщу воды до самой поверхности. А уже через пять лет, в 1999 году, видимость снизилась до полутора метров. Это лучше всего говорит о том, что происходит с Днепром. И с тех пор тенденция только усилилась.
В продолжение сказанного ихтиолог Запорожской областной организации Украинского общества охотников и рыболовов Александр Марченко отметил, что биоразнообразие Днепра упало до критической отметки. Многие виды рыб исчезли полостью. Более или менее комфортно себя ощущают только пресноводные рыбы семейства карповых, привыкшие к застойной воде. Причин снижения биоразнообразия много. От базовой, которая состоит в том, что из полноценной реки Днепр в двадцатом веке превратился в каскад искусственных водоемов, до роста использования фосфатных моющих средств, снижения экологического контроля, браконьерства и т.д.
Несмотря на то, что решающую роль в загрязнении Днепра играют промышленные предприятия, а также малые производства, за которыми нередко нет совершенно никакого контроля, человеческий фактор продолжает существенно влиять на ситуацию, отметил вице-президент Запорожской областной федерации подводной охоты, дайвинга и рыбалки Алексей Матюшкин.
– Дважды в год мы проводим мероприятия по очистке речного дна. Работает до пятнадцати водолазов, много энтузиастов. И каждый раз мы вытаскиваем на поверхность до полутора тонн мусора: бытовой пластик, бутылки, жестянки, автомобильные колеса, сети с гниющей рыбой. Поэтому, если говорить о том, как нам изменить ситуацию, каждый должен начать с себя. А уже на следующем этапе нужно говорить о роли бизнеса и государства.
Увы, отношение целого ряда предприятий и государства к проблеме оставляют желать лучшего. В Польше, по словам руководителя общественной организации «Экосенс», журналиста Татьяны Жавжаровой, даже на малых реках в каждом районе стоят очистные сооружения. У нас же даже не во всех крупных городах проводится достаточная очистка воды. При этом Запорожье является третьим, но не единственным крупным загрязнителем. Его опережают Киев и Днепр. Что немаловажно, подчеркнула экожурналист, в Запорожской области, по данным облгосадминистрации, всего два процента сточных вод попадают в канализацию. Все остальное, включая различные гербициды и пестициды, попадает в грунтовые воды и потом в малые реки и Днепр. Соответственно, порядка 80% артезианской воды не отвечает требованиям безопасности для здоровья человека.
Как бы там ни было, считает Татьяна, общество должно и может влиять на власть в принятии различных решений, законодательных актов, которые смогли бы кардинально изменить ситуацию. Что и подтвердил опыт экологов, которые добились того, что в 2018 году Министерство экологии и природных ресурсов начало инициировать различные изменения, понемногу мониторить ситуацию.
В этом контексте показателен пример крупных запорожских предприятий, которые осознают важность сохранения водного бассейна и с готовностью тратят средства на различные проекты и программы в этом направлении. В частности, координатор экологической программы «Спасем Днепр вместе» Ирайсат Магомедалиева сообщила, что с 2012 года комбинатом «Запорожсталь» потрачено на эти цели 8,8 млрд грн, в процессе зарыбления в Днепр выпущено 140 тыс. особей малька, серьезное внимание уделяется экологическому воспитанию в школах и других образовательных учреждениях.
Сегодня, по словам профессора, доктора биологических наук, заведующего кафедрой общей и прикладной экологии и зоологии ЗНУ Александра Рыльского, «Запорожсталь» откликнулась на те исследования, которые ученые проводили при поддержке другого запорожского промгиганта «Мотор Сичи». Суть эксперимента сводилась к реализации научной разработки украинского ученого П.И. Гвоздяка по очистке воды с применением ряда бактерий, которые перерабатывают отходы различных нефтепродуктов и ПАВ, попадающих в стоки.
Резюмируя встречу, генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко высказал предложение расширить действие программы «Спасем Днепр вместе» до общегосударственного масштаба. С этой целью совершить экспедицию в верховья Днепра на территории Белоруссии, где сегодня накоплен богатый опыт по сохранению природных ресурсов, действуют жесткие законы и нормы, а уровень экологической образованности людей таков, что никому не приходится разъяснять, к чему приводит варварское отношение к природе.
– Ситуация не является необратимой, – заключил он, – но времени терять нельзя. Иначе в какой-то момент многое будет утеряно безвозвратно. А Борисфен, о котором с восторгом писал еще Геродот, превратится в мертвую реку.