9 октября заместитель городского головы Валентина Малыш рассказала каналу “МТМ” и газете “Запорозька Січ” о показателях выполнения городского бюджета нынешнего года и о начале формирования бюджета на следующий год.
– Валентина Ивановна, насколько успешно выполняется городской бюджет-2012?
– Показатели выполнения бюджета напрямую связаны с работой нашего промышленного комплекса, поэтому я немного остановлюсь на показателях экономики города. За восемь месяцев по объемам реализованной продукции Запорожская область занимала 4 место по Украине, две трети этого объема – показатели по городу Запорожью. В цифрах это составляет 38,5 млрд. грн. То есть можно констатировать: работа наших предприятий позволила полностью выполнить бюджет по итогам 9-ти месяцев. Бюджет города получил почти 1,4 млрд. грн. поступлений в общий фонд. Показатели выполнены как по специальному, так и по общему фонду. В целом выполнение бюджета составляет 110,5 %. Общий фонд бюджета выполнен чуть больше, чем на 100 %. Основным источником наполнения здесь служит налог на доходы с физических лиц, который, в свою очередь, зависит от роста фонда оплаты труда и роста средней заработной платы. По итогам первого полугодия средняя зарплата по городу Запорожью составляла больше 3 тысяч гривен. Этот показатель выше, чем в среднем по области на 5,8 %, и выше, чем в среднем по стране, на 3 с небольшим процента.
Конечно, есть трудности с наполнением бюджета. И есть задолженность по зарплате на наших государственных предприятиях. Но надо сказать, что в последних числах сентября государством выделены средства на погашение задолженности по зарплате на заводе “Искра” на сумму 7,1 млн. грн. и на заводе “Радиоприбор” – на 3 млн. грн. До конца года надеемся, что задолженность будет погашена полностью.
– За счет чего это должно произойти?
– За счет средств, выделенных на эти цели из государственного бюджета, а также за счет выполнения заказов на продукцию, которые есть и у одного, и у другого предприятия. Погашение задолженности по зарплате выгодно городу, так как появятся дополнительные средства в бюджете. Ведь, как я уже сказала, налог на доходы с физических лиц и плата за землю – два главных источника наполнения общего фонда городского бюджета.
– Если сравнить цифры доходной части бюджета с прошлым годом, динамика положительная?
– Да. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы имеем прирост всех поступлений в бюджет города. Рост – 110,5 %.
– А какова сумма государственных субвенций Запорожью в этом году?
– За 9 месяцев мы получили чуть больше 500 миллионов гривен субвенций и дотаций из государственного бюджета. Львиная доля этих средств – это целевое финансирование государственных программ социального характера, как то: выплаты на детей, помощь малообеспеченным семьям, выплаты детям-инвалидам.
– Есть ли в этом году у Запорожья проблемы с выполнением делегированных полномочий от государства, в частности, с выплатой зарплат работникам бюджетной сферы?
– Проблемы в текущем году были. Но в период отпускной кампании бюджетников нам был предоставлен краткосрочный беспроцентный кредит почти на полмиллиарда гривен с единого казначейского счета. Благодаря этому, у нас ни на один день не были сорваны сроки выплаты заработной платы, в полном объеме обеспечены выплаты материальной помощи на оздоровление, которые законодательно предусмотрены работникам бюджетной сферы.
– А есть ли в городском бюджете деньги на повышение социальных стандартов?
– Бюджет города изначально формировался таким образом, чтобы обеспечить основные выплаты, в том числе и повышение минимальной заработной платы, которое было запланировано Законом “О государственном бюджете”. Увеличение минимальной заработной платы идет ежеквартально. Если в начале года она составляла 1077 гривен, то сегодня – 1134 гривны. При составлении бюджета мы увеличили выплаты на всю социальную сферу, куда входит образование, здравоохранение, культура, соцзащита почти на 240 миллионов гривен.
– Образование и здравоохранение – у нас две отрасли, где денег много не бывает. Запланированы ли в этом году средства на ремонты школ и больниц, покупку техники, медицинского оборудования?
– Бюджетный год у нас уже заканчивается, а выделение дополнительных средств влечет за собой целый ряд процедур – проведение тендеров, заключение дополнительных договоров. Поэтому решения о выделении средств для подготовки к зиме, например, мы начинаем готовить еще в мае-июне. А в сентябре, начале октябре мы на сессии городского совета предусмотрели дополнительные средства в размере 3,6 миллиона гривен на подготовку проектно-сметной документации, проведение экспертизы объектов уже на следующий год. Это делается, чтобы обеспечить своевременное выполнение работ в следующем году. Так что больших корректировок бюджета в этом году мы уже не предусматриваем.
– Валентина Ивановна, какие объекты в городе в этом году удалось профинансировать по максимуму?
– Все они на виду у горожан. Например, реконструкция проспекта Ленина, установка 41 детской площадки. В этом году впервые были запланированы деньги на приведение в порядок внутриквартальных дорог. Конечно, выделенных средств недостаточно, чтобы отремонтировать дороги во всех дворах, поэтому программа будет продолжена в следующем году. Уже создана рабочая группа, которая проводит отбор первоочередных объектов для проведения ремонтов. Запланированы и проведены работы по реконструкции гериотрического стационара, который на днях был открыт. В Бородинском микрорайоне проведены работы по открытию дошкольного отделения в 109 школе.
– Наверняка уже началось формирование бюджета на 2013 год? Что там в планах?
– Уже подготовлены распорядительные документы по формированию бюджета на следующий год. Мы получили контрольные цифры по доходам. Цифры проанализированы, подготовлены замечания. Но я пока не буду называть их, потому что процесс в стадии согласования. Мы уже видим, что изменились формулы и подходы к формированию бюджета 2013 года, так что, я думаю, цифры будут откорректированы в лучшую сторону. По расходам мы пока не имеем контрольных цифр. Но есть прогнозы, доведенные Министерством финансов, по минимальной заработной плате, поэтому нами проведены все расчеты по социальным стандартам, которые будут приниматься в следующем году. Соответственно, рассчитаны минимальные объемы финансирования основных отраслей, прежде всего, конечно, социальной сферы. Процесс только начат. Но, думаю, к концу ноября все формальности по формированию бюджета уже будут пройдены.
– Любой проект, который требует финансирования, обязательно проходит процедуру слушаний на комиссии по вопросам социального и экономического развития, бюджета и финансов. С чем сейчас приходят к депутатам, с какими предложениями?
– Отраслевые управления сейчас в первую очередь интересуют те вопросы, которые остались нерешенными в текущем году. Прежде всего, необходимо дополнительное выделение средств на ремонты кровель, лифтов. Хочу сказать, что мы неоднократно обращались в правительство с просьбой о выделении дополнительных средств на финансирование лифтового хозяйства. И есть результат: постановлением Кабмина Запорожью выделено 10 миллионов гривен на проведение капитальных ремонтов.
– Сколько всего на это нужно денег?
– Очень много, больше 200 миллионов гривен. Лифты в Запорожье требуют не столько ремонта, сколько полной замены.
– Мы часто слышим такое словосочетание как бюджет развития. Что это такое?
– Это составная часть бюджета города. Из него финансируются реконструкции, капитальные ремонты и приобретение основных фондов. В этом году принципиально поменялся источник наполнения бюджета развития, которым является единый налог. С этого года были изменены механизм начисления и уплаты этого налога. Благодаря этому в текущем году мы уже имеем наполнение бюджета развития на уровне около 70 миллионов гривен. До конца года надеемся получить еще миллионов 17–18. Главное, что этот источник наполнения стабилен, что дает возможность планомерно осуществлять все предусмотренные работы. Мы давно выходили с предложением, чтобы в бюджет развития направлять еще и часть налога на прибыль. Если данные изменения будут приняты в бюджетном законодательстве, то это позволит областным центрам достаточно серьезно наполнять фонд бюджета развития, а это значит, будут деньги на то, чтобы своевременно ремонтировать и крыши, и дороги.
Отдельно хотелось бы остановиться на субвенции на ремонт дорог. Мы выходили с предложением заменить субвенции на целевые поступления для ремонта дорожного фонда города. Бюджетным комитетом Верховного Совета рассмотрены наши предложения, и есть надежда, что территории будут иметь отдельные источники для выполнения ремонтных работ на дорогах общегосударственного и коммунального значения.