Она могла стать строителем или экономистом но вопреки наставлениям родителям решила связать судьбу с цирком. И сейчас ее стараниями тысячи запорожских малышей каждые выходные попадают в маленькую сказку чудес. «ЗС» пообщалась с Тамарой Зубко, директором запорожского цирка, чтобы узнать: как сейчас живет «дом чудес»
Папин ремень не помог
– В цирковой среде распространены династии. Как вы оказались в цирке?
– Я из простой семьи. Мама строила метрополитен в Москве, Ленинграде, потом попала в Украину, работала каменщицей, отец — плотником. Они спокойно относились к моим увлечениям. Я ходила в хореографический и театральный кружки, занималась спортивной гимнастикой. Мне все было интересно. Когда я сказала родителям, что хочу поступать в Московское эстрадно-цирковое училище, то папа достал свой ремень. А он служил на флоте, пряжка на ремне была массивная. В общем, моя «тыльная сторона» была синей.
По совету родителей я поступила в торгово-экономический техникум. Проучилась некоторое время, стала плакать и рыдать: «Заберите меня отсюда. Я больше не могу». Приехала домой, и мама меня взяла к себе на стройку. Я носила раствор, потом попробовала работать на швейной фабрике и в конце концов родители согласились с моим выбором. Я уехала в Киев. Мне даже не дали денег на дорогу. У нас с подругой на двоих было 15 рублей, а 6 рублей 60 копеек стоил один билет до Киева. Мы могли купить лишь булку хлеба в день. Для нас было самым главным – решить вопрос со своей будущей профессией. Подруга сошла с этого пути. А я осталась.
Когда мама спустя 7 лет приехала в Киев и побывала на моем представлении, то у нее на глазах были слезы гордости.
– Тамара Викторовна, когда иду в Запорожский цирк на очередную премьеру, то думаю: уже за столько лет я вроде бы все видела. Но в последнее время Запорожский цирк каждым новым представлением удивляет и радует даже избалованного зрителя. Как вам это удается?
– Наверное, мне в этом помогает мой профессиональный опыт. Ведь я работаю в цирке с 1974 года: начинала воздушной гимнасткой… Когда пришла на должность директора Запорожского государственного цирка, то, признаюсь честно, я очень переживала: смогу ли справиться с такой громадиной. Это огромное предприятие с большим коллективом. Да, сомневалась и боялась…
Конечно, судить зрителям и коллегам, насколько у меня получается. Но я очень ответственно отношусь к подбору программы, которая будет гастролировать в Запорожье. Всегда прислушиваюсь к пожеланиям публики. Хотелось бы обновить техническую базу, купить новое оборудование. Но на данном этапе мы просто не можем себе этого позволить. Все делаем силами коллектива Запорожского цирка.
В цирке своя специфика. У нас за месяц в среднем проходит 15-20 спектаклей. И ни одна не должна по своей концепции и содержанию перекликаться с предыдущей. Тяжело отработать, но мы не можем стоять на месте – шагаем вперед. Я это вижу по тому, как увеличилась посещаемость, по отзывам зрителей. Мы работаем с соцсетями, учитываем пожелания людей.
Запорожцам нравятся акробаты
– Можете сказать, что любит запорожский зритель?
– Нашим зрителям нравится спортивно-акробатический жанр, воздушные номера (встречные качели, акробаты-прыгуны). Публика оценивает представления, в которые вложен невероятный физический труд. Она прекрасно понимает, что это нарабатывалось годами, что за легкостью, с которой артисты выполняют на манеже трюки, скрыты кровь, пот, мозоли. Меньше интереса вызывают иллюзионные номера.
Я присутствую на каждой программе в зале, независимо от того, премьера или 20-е выступление. Внимательно наблюдаю за реакцией зрителей. Когда в зале воцаряется абсолютная тишина — она говорит об интересе к конкретному номеру.
– Существует ли мода в цирковом искусстве?
– Да, конечно. Если раньше представление состояло из отдельных номеров, то сейчас нужно маленькое кино, когда программа представляет из себя цельное шоу, объединенное одной темой.
– Тамара Викторовна, с какими проблемам вам приходится сталкиваться?
– Прежде всего, хотелось бы обновить звуковую и световую аппаратуру, сделать более комфортным зрительный зал, придать фойе более современный вид. На данный период времени у нас нет денег на это. Но мы не плачемся: обходимся тем, что есть. Стараемся и делаем все возможное, чтобы доходы наши увеличились, и могли покрывать не только заработную плату и коммунальные платежи.
Посудите сами. За месяц работы цирка его рекламная компания обходится в 200-250 тысяч гривен. Плюс отопление – около 255 тысяч в месяц, свет – еще 60 тысяч. А еще вода, ветеринарное обслуживание, охрана, налоги, расчет с партнерами, которые предоставляют программу и прочее. А затраты на содержание животных! Например, кормление одного льва по установленным нормам – 7 кг мяса на кости в день, не учитывая филейную часть на поощрения. И только один день у этого хищника — разгрузочный, когда ему дают молоко и яйца. И перечень расходов можно продолжать и продолжать. Надеемся, что когда экономическая ситуация в стране изменится, мы не будем брать от государства субвенции, а сможем сами зарабатывать.
Зверей-то за что?
– Недавно в Верховную Раду подали два законопроекта, которыми предлагают запретить номера с животными в передвижных и стационарных цирках Украины. Что будет с цирком, если он останется без четвероногих артистов?
– Это очень больная тема. Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям, до этого не дойдет. Мы пытались донести до тех людей, которые инициировали эти законопроекты, не только точку зрения нашего зрителя, но и мнение профессионалов. Надеюсь, до запрета выступлений дело не дойдет. Возможно, следует пересмотреть перечень животных, которые могут работать в цирке, например, исключить занесенных в Красную книгу.
Мы всегда открыты, готовы показать и рассказать, как содержатся животные, что они кушают. Поверьте мне, так, как животные питаются в цирке, люди не питаются. Сотрудники цирка будут голодными, но животных накормят. Дрессировщики относятся к своим подопечным, как к членам семьи, очень бережно с ними обращаются. И не дадут их в обиду.
Это не правда, что в Европе существует запрет на животных. Есть маленькие страны, в которых приняли такое решение, например, в Исландии. Но эти страны не являются основателями циркового искусства. Италия, Франция демонстрируют номера с животными. В Венгрии при министерстве здравоохранения существует комитет, который проводит курсы и знакомит дрессировщиков с правилами перевозок животных в транспорте. Дрессировщики сдают экзамен, получают лицензию. И это правильно!
Почему создатели законопроекта подняли эту тему в Украине — мне трудно сказать. У нас в стране, похоже, нет проблем с экологией, вывозом мусора – надо заниматься животными… Также остается актуальным вопрос: а наши зоопарки готовы принять такое количество животных, если им «закроют дорогу» в цирк? Неужели гуманно будет их усыпить, как было в Исландии с белыми тиграми, которых не захотели брать в зоопарки.
Светлана Вергун
Врезка
Сказано!
Комфортнее быть артисткой, а не директором цирка. Ты несешь ответственность только за свой номер, его исполнение и содержание. Работаешь над своим творческим ростом. Морально – это намного проще и легче. Руководителем же быть сложнее. В коллективе нужно каждого понять, выслушать. Бывает, порой тяжело подобрать нужные слова, убедить в правильности делать то, а не иное. Ведь цирк создает коллектив. Я никогда не относилась к своей должности, как к статусу. Видимо, потому что занималась всю жизнь занималась любимым делом.