Построенный еще в 60-е годы прошлого века, “Международный аэропорт “Запорожье” переживает не лучшие времена. Сокращение рейсов до пяти за сутки, уменьшение пассажироперевозок (на данный момент выполняются регулярные рейсы в Киев и Москву, а также Египет. Есть и чартерные рейсы, но они погоды не делают), отсутствие надлежащей аппаратуры и незавидное состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) – это только часть из большого перечня насущных проблем.
Луч надежды, который мог возродить наш аэропорт – футбольный форум ЕВРО-2012. Согласно проекту института “Украэропроект” стоимость реконструкции лётной зоны составляла полмиллиарда гривен. Проект предусматривал расширение перронов для самолетов, ремонт рулежной дорожки, замену спецоборудования, увеличение пропускной способности с 10 до 17 самолетов в час. Хотели возвести еще и новый терминал, но уже за счет частных денег. Все эти работы планировались в рамках подготовки Украины к Евро-2012 и были свёрнуты после того, как Днепропетровск не вошёл в список городов, принимающих Евро-2012.
Между тем, бетонная ВПП капитально ремонтировалась в далеком уже 1982 году. Тогда как этот процесс должен осуществляться каждые 10 лет. Силами аэропорта временами производится “выборочно-ямочный” ремонт, да и то там, где состояние полотна уж очень поизносилось. Здание аэровокзала капитально не обновлялось с момента постройки в 1965 году. Состояние радиотехнического и светосигнального оборудования аэропорта, от надежности которого зависит удачность взлета-посадки, также оставляет желать лучшего. Еще пару лет, и эти приборы, многим из которых уже идет пятый десяток, вообще “умрут”. Да что говорить, даже автобус, который должны подавать к трапу самолета – уже сродни раритетному экспонату музея техники. Иностранцы, когда прилетают к нам, всегда фотографируются на его фоне. Для них такое состояние техники в диковинку, говорят в аэропорту. Однако пока “перебирать харчами” не приходится, менять не за что. Все это привело к плачевному результату – десятикратному падению пассажироперевозок по сравнению с советскими временами. Тогда Запорожский аэропорт принимал-отправлял до 500 тысяч людей за год, в 2012 году эта цифра составила всего 55 тысяч.
Спасительные объятия города
Период с 2000 по 2008 год для аэропорта был самым продуктивным в новейшей истории. Удалось увеличить пассажиропоток до 130 тысяч в год. Однако общий экономический кризис затронул и эту сферу. К тому же, деньги ЕВРО, которые получили все, кроме Запорожья, продвинули крупные соседние аэропорты далеко вперед. Потому-то сегодня авиакомпании и обходят запорожские аэроворота стороной – ведь условия принятия пассажиров не соответствуют даже минимальным европейским требованиям.
Все изменится в лучшую сторону после решения о создании коммунального предприятия “Международный аэропорт “Запорожье”, принятого на очередной сессии городского совета. В этом уверен гендиректор создающегося предприятия Виктор Бискупский. И приводит пример муниципального аэропорта города Луганска. Этот населенный пункт меньше Запорожья, а воздушные ворота имеет значительно лучше. Государство с его казной – далеко, а городской бюджет и те, кто им ведает – рядом, проблемы знают лучше, а значит, и договориться всегда проще.
– На сегодняшний день из 28 действующих аэропортов Украины только три сохранили государственную форму собственности, кроме Запорожья, еще во Львове и Борисполе. За время существования нашего предприятия государство не дало ни копейки на его развитие. Выживали за счет собственной деятельности. И за все это время нас поддерживала только городская власть. Тем, что давала льготу на уплату налога на землю. И за счет высвобожденных средств мы проводили работы по сертификации, решали наиболее важные проблемы. Так что вполне логично, что сейчас город решил стать полновластным хозяином нашего предприятия. Тем более, что у нового городского совета и горисполкома есть программа по привлечению в город инвестиций, а аэропорт в планах развития Запорожья, насколько я знаю, занимает очень важное место.
– Что дает аэропорту переход под крыло города?
– На сессии была утверждена городская целевая программа обеспечения надлежащей и бесперебойной работы коммунального предприятия “Международный аэропорт “Запорожье”. На её финансирование из городского бюджета выделяется 3,4 миллиона гривен. Реализация программы позволит улучшить финансовое положение аэропорта. Выделенные средства пойдут на погашение существующей задолженности по выплате заработной платы работникам аэропорта (2,6 миллиона гривен), проведение мероприятий для подготовки и прохождения очередной сертификационной проверки аэропорта (240 тысяч гривен), формирование уставного фонда коммунального предприятия (634 тысячи гривен). Упрощается решение вопроса о привлечении инвестора для строительства того же терминала, стоимость которого может достигать 22 миллионов долларов. На мой взгляд, наш аэропорт объективно имеет большой потенциал. Есть развитый индустриальный центр, масса курортно-развлекательных центров на Азовском море. Огромен туристический потенциал Хортицы. Я уверен, как только мы проведем реконструкцию и улучшим условия, у нас будет резкий рост количества пассажиров. А пока о каком нормальном обслуживании можно говорить, если у нас на данный момент даже багаж выдается вручную, а не как во всем цивилизованном мире – с помощью ленточной подачи. По моим оценкам, треть нынешних пассажиров Днепропетровского аэропорта – это запорожские пассажиры, потенциальные пассажиры нашего аэропорта, которых можно спокойно вернуть. В общем, работать и развиваться есть куда.
– Срок действия сертификата о пригодности и возможности работы Запорожского аэропорта заканчивается в мае 2013 года. Есть ли проблемы в получении этого документа?
– Эта процедура проходит раз в три года. Мы должны доказать проверяющим органам то, что аэропорт в состоянии безопасно выполнять все основные функции по приему и отправке пассажиров и грузов. Еще несколько месяцев назад процесс подготовки к проверке был для нас проблемой. Кому-то покажется смешным, но закупка той же краски для маркировки полосы, а ее надо порядка 6 тонн, – это проблема для предприятия, ведь денег нет даже на зарплату. Сегодня вопрос снят, город помог нам в этом. Я думаю, мы сможем получить этот сертификат, ведь на данный момент все сооружения и техника аэропорта хоть и минимально, но соответствуют установленным нормам. С другой стороны, если мы планируем развиваться и не отставать от конкурентов, то надо проводить серьезную модернизацию всех основных фондов предприятия. Ведь мы уже теряем рейсы из-за слабости аэропорта. На сегодня мы имеем ограничение по приему “Боинга-737” или того же 400-тонного “Руслана”, которого можем принять лишь раз в 10 дней. Если серьезно взяться за дело, то результат не заставит себя долго ждать. Например, во Франции такие города, как Запорожье, имеют несколько аэропортов, а мы один не можем до ума довести. Пора менять эту картину.
Фото Владимира Шеремета