Сегодня на линию вышел первый трамвай, собранный в Запорожье. Всего, в рамках программы городского головы Владимира Буряка «Запорожский трамвай», в 2017 году на базе «Запорожэлектротранса» будет собрано четыре трамвая. На данный момент первый из них вышел уже начал перевозить пассажиров, сборка ещё трёх продолжается.
Сегодня рабочие «Запорожэлектротранса» не только осуществляют сборку ещё трёх трамваев, но и выполняют капитальный ремонт нескольких трамвайных вагонов, исчерпавших срок эксплуатации.
– Сегодня действительно большое событие для города. Для меня это не праздник, это необходимость для города и начало реализации программы, которая будет способствовать обновлению подвижного состава нашего электротранспорта. Последний раз новый трамвай в Запорожье вышел на линию в 2006 году. Трамваи «Запорожэлектротранса» нуждаются в обновлении. Это подтверждают и два произошедших в этом году случая возгорания трамвайных вагонов, – сказал городской голова Владимир Буряк.
Отметим, причины возгорания трамваев были разными. В первом случае – проводка внутри вагона, во втором – проблема с контактной сетью. Единственный выход в сложившейся ситуации – системная работа по модернизации системы общественного транспорта в Запорожье. Это не только капитальный ремонт существующих трамваев, троллейбусов, но и ремонт контактной сети, тяговых подстанций, обновление подвижного состава за счёт приобретения автобусов большой вместимости, электротранспорта.
Ещё раз напомним, что в последний раз новый трамвай в Запорожье закупили в 2006 году. До этого трамваи также долгое время не приобретались. Контактная сеть, трансформаторные подстанции много лет не обновлялась, к тому же тяговые подстанции, контактная сеть постоянно страдают от действий вандалов.
Необходимо сказать, что капитальный ремонт трамваев в эти годы проводился, и этот ресурс будет использоваться и дальше, но этого недостаточно. Для обеспечения стабильной работы городского электротранспорта Запорожью необходимы новые современные трамваи. Понимала это и городская власть. Однако проблема в том, что сегодня стоимость покупки одного трамвая шестнадцать-восемнадцать гривен, значительно больше, чем троллейбуса. Необходимо было искать другие варианты решения проблемы.
В прошлом году, изучив возможности производственной базы КП «Запорожэлектротранс», городской голова Владимир Буряк убедился в том, что у предприятия есть необходимое оборудование и специалисты для выполнения капитальных ремонтов трамваев, как для Запорожья, так и для других городов. При этом сразу возникла идея организовать на базе предприятия сборку трамваев, закупая необходимые комплектующие.
Городской голова Владимир Буряк поручил управлению по вопросам транспортного обеспечения и связи городского совета, коммунальному предприятию «Запорожэлектротранс» проработать этот вопрос. В результате программа «Запорожский трамвай» стала реальностью, хотя многие в этом сомневались.
Реализация программы Владимира Буряка «Запорожский трамвай» стартовала в 2017 году. За средства городского бюджета были закуплены четыре трамвайных кузова, другие необходимые комплектующие. Стоимость одного трамвайного кузова, который собирается в Калуше по чешской технологии – более четырёх миллионов гривен.
Многие города Украины хотели бы наладить сборку трамваев у себя, но у них отсутствует необходимая производственная база. Такая база сохранилась в Запорожье, на предприятии «Запорожэлектротранс». Это не только оборудование, производственные площади, но и квалифицированные специалисты.
Стоимость трамвая, собранного в Запорожье, для городского бюджета сегодня составляет порядка шести миллионов гривен. Эта сумма включает приобретение кузова, других комплектующих, капитальный ремонт ходовой части, сборка силами рабочих «Запорожэлектротранса». В результате трамвай обходится городу минимум в три раза дешевле, чем, если бы его приобрели в других городах Украины.
– Реализуя программу «Запорожский трамвай» мы обновляем подвижной состав трамваев «Запорожэлектротранса». При этом стоимость трамвая собранного в Запорожье практически в два с половиной – три раза меньше, чем в случае приобретения нового трамвая в других городах. Немаловажным также является тот факт, что этот трамвай потребляет на 30% меньше электроэнергии. При этом он частично низкопольный, а значит, приспособлен для проезда людей с ограниченными возможностями, – заявил Владимир Буряк.
Не нужно забывать, что электротранспорт остается наиболее востребованным социальным транспортом. Обновление парка привлечет в «Запорожэлектротранс» новых пассажиров, которые ценят не только низкую стоимость проезда, но и комфорт.
Напомним, во время рабочей поездки в Запорожье программой «Запорожский трамвай» заинтересовался Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, поручивший изучить запорожский опыт, который может быть интересен для других украинских городов. Ведь до этого трамвая собирали только в двух городах Украины.
– Помимо сборки четырёх новых трамваев, также в этом году на базе «Запорожэлектротранса» будет выполнен капитальный ремонт ещё четырёх трамвайных вагонов. Сегодня все смогли убедиться, что работы уже начались. В следующем году мы планируем в рамках программы «Запорожский трамвай» собрать ещё пять трамваев, также будет продолжаться капитальный ремонт подвижного состава, – сообщил Владимир Буряк.
Отметим, программа «Запорожский трамвай» лишь один из проектов по обновлению общественного транспорта в Запорожье, реализуемых городской властью.
КП «Запорожэлектротранс» получило разрешение на приобретение 35 автобусов большой вместимости, до 100 посадочных мест, на условиях финансового лизинга. Это позволит в короткие сроки увеличить количество подобных автобусов, работающих на маршрутах общественного транспорта в Запорожье.
Эти автобусы в день смогут перевозить порядка 65 тысяч пассажиров. В результате запорожцы, в том числе льготники, смогут ездить в более комфортных условиях, уменьшится интервал движения на маршрутах общественного транспорта.
Запорожье стало одним из участников сотрудничества Украины и Европейского инвестиционного банка в вопросах развития муниципальной инфраструктуры. Первым из совместных проектов будет привлечение кредитных средств на обновление подвижного состава городского общественного транспорта.
Европейский инвестиционный банк готов предоставлять кредиты на льготных условиях на закупку троллейбусов. Верховная Рада Украины ратифицировала финансовое соглашение между Украиной и Европейским инвестиционным банком, которое предполагает, в том числе и привлечение кредитов на закупку троллейбусов. Проект будет финансироваться за счёт кредитных средств Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. В результате Запорожье может получить кредит в пять миллионов евро для приобретения 25 троллейбусов.
В бюджете этого года уже выделены средства на обновление нескольких тяговых подстанций КП «Запорожэлектротранс». Эта работа будет продолжаться. Сейчас рассматривается возможность выделения дополнительных средств на обновление контактной сети и тяговых подстанций электротранспорта.