Во время ежегодной парусной регаты им. В.А. Сацкого можно познакомиться с разными интересными личностями, которые увлекаются яхтингом. Мне в этом году повезло особенно. В первый день гонок перед самым стартом я заметила столпотворение вокруг пожилого человека в яхтинной фуражке, который опирался на палочку. «Вот это – настоящий морской волк», – восхищенно сказал один из журналистов.

С яхты создавался запорожский «Пентагон»

Олег Щекотихин (слева)

Олег Щекотихин (слева)

Так мне посчастливилось встретиться с Олегом Щекотихиным, яхтсменом, моряком с многолетним стажем, который побывал более чем в 50-ти странах мира. Но самое интересное, благодаря яхтингу, Олег Вячеславович случайно поспособствовал созданию в Запорожье ракетно-космического предприятия, известного в народе как «Пентагон». Более того, он сам там работал. Его даже вызывали в Кремль докладывать о разработках внедрения волоконной оптики на космическую станцию «МИР». Сейчас же Олег Щекотихин – профессор Запорожского национального технического университета. Кроме того, он написал и издал несколько художественных книг. Рассказы из жизни этого интересного человека можно было бы посчитать выдумкой, если бы не фотографии и документы, подтверждающие его слова.

Итак, как же яхты помогли открыть в Запорожье научно-производственное предприятие «ХАРТРОН-ЮКОМ», в народе прозванное «запорожским Пентагоном», которое ведет свое летоисчисление с июня 1966 года?

«Недавно «запорожскому Пентагону» исполнилось 50 лет. На 40-летие всех собрали за большим столом. Первый тост был в честь ветеранов, которые работали на предприятии. На второй тост подняли меня: «А ну-ка, рассказывай, как ты отловил Виолетту?» – начал свой рассказ Олег Щекотихин.

яхта Дракон1Все началось с того, что руководители института автоматики Госплана УССР, которые увлекались парусным спортом, попросили Олега Вячеславовича как дипломированного яхтинного капитана отправиться с ними в Севастополь на празднование Дня военно-морского флота на яхте типа «Дракон».

«Дракон» – это гоночная яхта олимпийского класса, команда которой состоит из трех человек. А их и так четверо было, и еще двух жен с собой прихватили – не развернуться. Но яхтинный капитан может идти флагманом перехода из нескольких яхт. Поэтому я решил идти на другой такой же яхте с командой запорожсталевских яхтсменов, а инициаторы перехода шли под моим руководством.

При подходе к Крыму случилось непредвиденное. В районе мыса Тарханхут встречаются два ветра, крымский и степной украинский. Там всегда наблюдается повышенное волнение, которое неопытная команда приняла за шторм. Ребята все укачались, развернувшись, убрали грот и под штормовым стакселем пошли в берег. Я даю одну ракету, чтобы они вернулись, – ноль внимания. Вторую ракету – опять никакой реакции. Тогда я отправился за ними вдогонку. Догоняю их.

яхта Дракон– В чем дело?

– Спасаться надо, шторм! Надо на берег выбрасываться!

– Там же скалистый берег, – кричу. – Куда вы при такой волне на скалы пойдете?

– На якорь надо становиться!

– Да посмотрите вы на карту, под вами свалка бомб, мин и взрывчатых веществ со времен войны.

– У нас шкоты порвались!

Я беру свой запасной шкот, бросаю им. А у них опять что-то не так. Я тогда уже не выдержал и, несмотря на то, что там женщины и мои начальники, таким их семиэтажным матом покрыл, что они до сих пор вспоминают, как я их тогда отрезвил. В результате мы благополучно дошли до Евпатории, после этого – в Севастополь. Но переход дался всем непросто. Обе дамы простудились и не смогли продолжать путь. А у меня из команды удрал один матрос. Парень прошел Будапешт, медаль получил, а тут ночью, как только спать ляжем, кричит во сне. В итоге отпустил я его домой к «невесте, которая якобы телеграмму отправила».

Удача по имени Виолетта

Осталось у меня и на одной, и на второй яхте по три человека – гоночная команда на короткую дистанцию. А идти – из Севастополя до Запорожья! Ладно, думаю, придется идти с таким составом. Но неожиданно мне улыбнулась удача. Так как я родом из Севастополя, то ночевал у родственников, а остальные ночевали на водной станции. Когда я возвращался на троллейбусе к ребятам, рядом со мной оказалось обаятельная девушка. Ну, как тут не разговориться?

– Вы откуда? – спрашиваю.

После охоты на черепах

После охоты на черепах

– Я – из Москвы.

– А я из Запорожья, на яхте пришел.

– Да? Ой, как интересно, я тоже яхтсменка.

Смотрю на нее, ну да, девонька здоровенькая, накачанная. Надо ее проверить на яхтинном сленге, начинаю с ней говорить морскими терминами – понимает, наш человек. Думаю, нужно ее агитировать пойти с нами на яхтах в Запорожье. Для начала пригласил ее прокатиться по всей Севастопольской бухте, показать военные корабли, стоявшие на рейде. Она пришла, а я своим ребятам говорю: «Так, на цыпочках перед ней бегать, но уговорить, чтоб она шла с нами до Запорожья».

Выходим из яхтклуба, я на руле сижу сзади, а начальник электронной лаборатории и она управляют парусами впереди. Они что-то оживленно обсуждали. Когда мы провожали Виолетту домой, этот завлаб и главный инженер почему-то не давали мне и близко к ней подойти.

Несмотря на все уговоры, тетя ее не пустила с незнакомыми мужчинами за тридевять земель. Но мы и так благополучно вернулись в Запорожье. В лимане шел катер, который взял более слабую команду на буксир до Херсона, а оттуда до Запорожья их подхватила самоходка. Я с командой отстал от них на сутки.

Морское крещение на экваторе

Морское крещение на экваторе

Прихожу на работу: нет главного инженера, нет двух ведущих начальников лаборатории. Срочно уехали в Москву. Ну, в Москву, так в Москву. Тогда часто ездили в командировки.

Проходит около месяц. Вдруг команда: «Наводить порядок!». На тот момент мы автоматизировали цеха «Запорожстали» и других заводов Запорожья, и нас временно разместили на третьем и четвертом этажах центральной заводской лаборатории «Запорожстали». Порядок в лабораториях навели. Я выхожу в коридор, а мне навстречу целая делегация идет… А впереди – Виолетта! Позади держится наше начальство. Ну, мы-то с Виолеттой знакомы, и я попытался подойти к ней, а наши сзади показывают, мол, отвали.

Оказалось, что она руководила подбором предприятий для выполнения работ, порученных Сергею Королеву. Так, на базе Запорожского филиала института автоматики Госплана УССР был создан Филиал Конструкторского Бюро Электроприборостроения», – завершил свой рассказ Олег Щекотихин.

Мечты сбываются? Должны!

Несмотря на солидный возраст, у Олега Вячеславовича есть мечта – он хочет построить в Запорожье настоящую казацкую чайку и отправиться на ней через Атлантику в Канаду, где проживает самая большая украинская диаспора.

«Запорожские чайки являются неотъемлемой частью славной истории Запорожского казачества и острова Хортицы, – считает Олег Щекотихин. – У побережья Хортицы запорожские гидроархеологи под руководством Валерия Нифедова подняли со дна Днепра несколько старинных казацких судов».

Главного судью регаты наградили кортиком

Олега Щекотихина наградждают кортиком как главного судью регаты

Олег Вячеславович был капитаном казацкой чайки «Пресвятая покрова» на праздновании открытия второго фронта во Франции, куда его пригласили львовские казаки, построившие «Пресвятую покрову», потому что у них не было дипломированного капитана. Зато пресса откликнулась на событие колким заголовком – «Украденная слава запорожских казаков», ведь до сих пор в Запорожье нет казацкой чайки. Так у моряка появилась идея построить казацкое боевое судно в нашем городе.

Когда в Запорожье снимали кинофильм «Тарас Бульба», Олега Щекотихина приглашали как капитана, имевшего опыт управления чайкой, руководить строительством двух чаек для съемки фильма. Но это была бутафория для кино, такие чайки не могли отправиться в серьезное плавание. А мечта сохранилась. Моряк неоднократно выступал в прессе и по телевидению, обращался и к Александру Сину, во время его мэрства, и к Пеклушенко, и к народным депутатам, а также к казацким атаманам. Все отвечали, что воссоздание запорожской чайки дело важное, вот только дальше разговоров и писем дело никуда не ушло, хотя документация на поднятое гидроархеологами казацкое судно передана яхтостроительной верфи в Николаеве, и там берутся построить для запорожцев старинный корабль.

«Строительство в Запорожье казацкого боевого корабля имеет большое значение для развития туристической привлекательности Запорожья. Чайка могла бы иметь достаточно широкую сферу использования: в развитии туристической инфраструктуры Запорожья; в праздниках, фестивалях и других городских мероприятиях; во время приема гостей города, представителей других стран; в съемках художественных и исторических фильмов; в международных регатах старинных судов», – утверждает Олег Щекотихин.

Создан оргкомитет по строительству чайки, объединивший яхтсменов, гидроархеологов и казаков, которые надеются на спонсорскую помощь запорожских меценатов, не безразличных к славной истории запорожского казачества. Одним словом, чтобы в свой первый поход старинная казацкая чайка отчалила с Хортицы, нужно приложить усилия всем.

Марина БОТНАРЕВА