Бюджетная децентрализация – тема, которая очень волнует сейчас общественность. Если в 2015-16 годах наблюдался профицит бюджетов на местах, то 2017-й и особенно нынешний – однозначно дефицитные. Запорожье еще как-то с этим справляется, а вот территориальным громадам пророчат, что полгода они еще продержатся, а потом не будут знать, куда бежать
Ситуация в городе
На днях в Торгово-промышленной палате Запорожья состоялся круглый стол, на котором депутаты городского и областного советов (Руслан Божко и Юрий Ружин), а также представители ОТГ (объединенных территориальных громад) Олег Кузьменко и Алиса Макарихина говорили о заложенных бюджетах на 2018 год и делились своими взглядами по поводу финансовой независимости города и области от центра.
Первым взял слово председатель бюджетной комиссии Запорожского горсовета, депутат ЗГС Руслан Божко, который рассказал, что децентрализация у нас началась еще в 2014 году. Тогда был принят ряд изменений, дающих бюджетам городов определенные средства, что положительно повлияло на доходную часть. Однако сегодня эффект от децентрализации практически сведен к нулю. В подтверждение своих слов депутат привел статистику, подтверждающую во сколько городу обошлась передача этих полномочий.
– В 2015 году город покрывал дефицит по следующим статьям: образование – около 100 млн грн, здравоохранение – 150 млн, льготы и компенсации льготного проезда – около 50 млн, питание учащихся 1-4 классов – около 20 млн. Суммарно цифра составила 326 млн. В 2016 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 738 млн грн. К дефициту статей добавляется еще содержание ПТУ, и с учетом увеличения зарплат у нас увеличиваются расходы на образование, здравоохранение, льготы. В 2017 году динамика увеличения сохраняется. Общая сумма компенсаций из местного бюджета по статьям, которые были переданы или недофинансированы государством, уже составляют 1 млрд грн. А в 2018 году – 1 млрд 300 млн грн. Мы видим, что каждый год у нас процентов на 30% прирастает расходная часть из-за недофинансирования полномочий, передаваемых на местный уровень, – сказал Руслан Божко.
Когда рассматривали бюджет 2018 года, депутаты решили, что темпы развития города останавливать нельзя, и нужно выполнять те статьи, которые были внесены в бюджет развития. Таким образом, на декабрьской сессии был принят компромиссный бюджет с дефицитом 1 млрд 200 млн грн. А потом депутати поняли, что это неподъемный дефицит для города, даже если привлекать кредиторов. В результате им пришлось снова собираться в феврале для отбалансировки бюджета. По итогам сессии дефицит бюджета уменьшился практически в 2 раза, до 638 млн грн.
– Этот дефицит позволяет городу сбалансированно жить и выходить на рынки заимствования, чтобы привлекать средства под бюджет развития 2018-19 годов, – отметил Руслан Божко.
Тем не менее, цифры недофинансирования со стороны государства выглядят впечатляюще: 76 млн грн – на образование, 335 млн – на здравоохранение, 180 млн – на льготы, включая льготный проезд в транспорте, 40 млн – на оказание административных услуг, 45 млн – на питание детей в начальных классах, 153 млн – на систему профтехобразования.
По словам Руслана Божко, в 2018 году сумма потенциальной экономии для города могла составить 1 млрд 300 млн грн – фактически весь бюджет развития Запорожья. Но город вынужден эти средства потратить на выполнение полномочий, которые передало нам государство. А мог и должен был направить их на развитие.
Ситуация в области
Однако куда более удручающая сейчас обстановка в области, в объединенных территориальных громадах. Как сообщил присутствующим депутат Запорожского областного совета Юрий Ружин, когда в 2014-2016 годах наблюдался профицит бюджета, что позволяло им активно заниматься улучшением местной инфраструктуры, то 2017-й и особенно 2018 годы – однозначно дефицитные. К тому же, если до этого года субвенции на образование и здравоохранение шли в местные бюджеты напрямую и люди их получали, то в этом году – увы, нет. Дело в том, что с текущего года распорядителем этих средств Кабмин назначил областные советы. При этом в государственном бюджете на 2018 год, как у нас иногда бывает, денег на эти цели элементарно не предусмотрели. Но решение о снятии с местных ОТГ 300 млн. грн. как-то провели на сессии облсовета через поправку, а «всех собак повесили» на «проспавших» ее депутатов.
Как теперь выживать громадам, Юрий Ружин ума не приложит. По его мнению, проблемы государства переложили на плечи громад, и они продержатся еще с полгода, а потом не будут знать, куда им бежать. Нужно срочно привлекать инвесторов, которые будут регистрировать здесь свои предприятия и платить налоги в местную казну.
– Хотя мы все еще живем слишком расточительно. Содержим школы, в которых учится полсотни учеников, тогда как в разы дешевле запустить на маршрут школьный автобус. Содержим убыточные коммунальные предприятия, которых у области аж 162, колоссальные средства тратим на коммуналку и так далее. Все это ресурс для оптимизации потребления – что, впрочем, не снимает ответственности с правительства, – сказал депутат облсовета.
А вот президент Ассоциации объединенных территориальных громад Запорожской области Олег Кузьменко акцентировал внимание на том, что сложные экономические реалии подталкивают ОТГ к поиску новых ресурсов, вариантов наполнения бюджета, созданию инвестиционной привлекательности территорий и поиску инвесторов.
Его поддержала и исполнительный директор Ассоциации Алиса Макарихина, которая заявила, что громадам нужно больше коммуницировать, проводить исчерпывающий мониторинг своих активов, заключать все необходимые договора, которые позволят максимально быстро и легко запустить новые проекты. Они-то и дадут дополнительные рабочие места и отчисления в местный бюджет.
Справятся ли территориальные громады с испытаниями, которые выпали на их судьбу? Знаете, наш народ смышленый, работящий, и не такое еще выдерживал. Подумаешь, «дали руль, но сняли колеса» – разберется!