Как мы уже сообщали, в феврале состоялась партнерская встреча городской власти с теми, кто в первую очередь заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с «Международным аэропортом «Запорожье». А именно с представителями авиакомпаний «Aтласджет Украина», «Международные авиалинии Украины», «Мотор Сич», «турецкие авиалинии», «Пегасус» и руководителями самых известных и стабильных в Запорожье туристических фирм: «Байда», «Димона», «Сам», «Маги-тур», «Анекс тур».
Речь шла о том, что городская власть планирует уже в ближайшее время вложить значительные средства в развитие Запорожского аэропорта.
Городской голова Владимир Буряк сообщил, что в текущем году город планирует выполнить капитальный ремонт дороги, ведущей к аэропорту (на это будет выделено порядка 26 млн грн). Предполагается провести текущий ремонт пассажирского терминала и взлетно-посадочной полосы. Кстати, в Украине всего шесть аэропортов с такой взлетно-посадочной полосой, как у нас, способной принимать даже грузовые самолеты «Руслан» и «Мрія».
Также в планах развития аэропорта – увеличение его пропускной способности до 400 человек в час, увеличение количества рейсов, повышение уровня обслуживания пассажиров, привлечение к сотрудничеству новых авиакомпаний и туристических агентств, увеличение прибыльности предприятия.
Мэр сообщил, что подписал письмо в Кабинет Министров Украины с предложением обязательно включить «Международный аэропорт «Запорожье» в государственную программу развития украинских аэропортов на период до 2023 года.
Приятно сообщить нашим читателям, что именно газета «Запорозька Січ» в свое время была учредителем и дала звучное название туристической фирме «Байда». Это произошло 28 мая 1991 года, в День пограничника. В этом году турфирма отметит свое 25-летие. На днях мы побеседовали с владелицей и руководителем «Байды» Ольгой Филоненко. Говорили о прошлом, сегодняшнем и будущем туристического бизнеса и его перспективах в контексте развития Запорожского аэропорта.
– Ольга Валентиновна, вы были первой коммерческой турфирмой в городе?
– Мы не были первыми в этом бизнесе. До нас уже было создано три фирмы: «Услуга», «Турсервис», «Аструм». Но в первозданном виде, кроме нас, ни одна из них сегодня не сохранилась. Сегодня есть «Турсервис +», но это не тот состав и не та фирма. Кстати, мы тоже перерегистрировались, когда меняли форму собственности, но мы всегда оставались «Байдой».
– Сейчас не все помнят, что вы были пионерами на многих турнаправлениях. Куда вы организовали первые поездки?
– Первые наши группы отправлялись в коммерческие туры в Румынию и Польшу. В ноябре 1992 года я повезла группу из 30 человек в Индию, предварительно слетав туда в апреле
и заключив договоры. Это была неслыханная «наглость» для годовалого малого предприятия. Еще одна рискованная акция «Байды» – зимняя навигация в 1991-1992 году на Дунае на теплоходе «Маршал Кошевой». Сделали 13 рейсов Измаил-Браила (Румыния), которыми перевезли более 3000 туристов. Целью поездок была коммерция, и клиенты фирмы были нам очень благодарны, ведь они имели возможность вернуться вечером на теплый и уютный теплоход и нормально отдохнуть.
– Наверняка не все 20 лет все складывалось гладко, были и трудности?
– Самым черным для фирмы был конец 1993 и первые месяцы 1994 года. Тогда сорвалась зимняя навигация на Дунае. Вышло так, что в ноябре неожиданно рано замерз Днепр, шлюзы закрыли, поэтому теплоход не смог пройти в Дунай.
Кроме того что пропали деньги, потраченные на рекламу, мне приходилось возвращать людям деньги за несостоявшуюся поездку с учетом возросшего курса доллара, фактически в ущерб себе. Месяц работники «Байды» не получали зарплату, нечем было платить за аренду. Но 4 июня 1994 года Запорожский аэропорт стал международным, и началась новая эра.
– Известно, что именно вы «открывали» международное направление Запорожского аэропорта рейсом Запорожье-Стамбул.
– Так и есть. Первый рейс Запорожье-Стамбул состоялся 22 августа 1994 года. На линии Запорожье-Стамбул мы проработали 18 лет. Параллельно были Анталия, Алеппо (Сирия), Варна, ОАЭ, Тиват (Черногория).
В 1995 году мы давали где-то 45% дохода аэропорта. Например, в ноябре 95-го у «Байды» за 30 дней был 41 самолетовылет. Это не только пассажирские самолеты, но и грузовые – коммерция тогда была в духе времени. Благодаря той прибыли, которую давала наша турфирма, аэропорт своими силами смог построить, хоть, может, и скромненький, но уже международный сектор.
– Чем «Байда» живет сегодня?
– Сказать по правде, сейчас далеко не лучшие времена для туристического бизнеса… Но мы продолжаем работать. Работают наши авиакассы во все страны мира. Кстати, в «Байде» можно приобрести не только авиабилеты, но и все билеты на концерты и спектакли, которые проходят в Запорожье. Мы являемся одной из касс концертного агентства «Карабас». Таким образом, развиваем и внутренний туризм, привлекая в город гостей.
– С поправкой на условия экономического кризиса, где сегодня запорожцы себе позволяют отдыхать?
– Отдыхают там, где подешевле. Популярны поездки в Египет, Анталию, летом в Черногорию, Грецию, Болгарию. Пользуются спросом автобусные экскурсионные туры по Европе, более доступные по ценам. Кстати, в начале 2000 года «Байда» стала первым представителем Московского магазина горящих путевок в Украине. Это была экономически выверенная, четко налаженная система, но, к сожалению, данное направление уже не так актуально. Потому что все турагентства сейчас вынуждены давать клиентам скидки, работать на минимальных процентах, зарабатывать копейки. Туризму сейчас трудно, потому что финансовые трудности испытывают наши клиенты. И мы тоже их испытываем. Только за отопление в январе нашей фирме пришел чек на 9 тысяч гривен!
– Как же вы умудряетесь выживать в такое трудное время?
– Изучаем спрос населения и развиваем эти направления. В зимнее время самыми популярными являются путевки в Египет и лыжные маршруты. Надеемся, что скоро пойдет Анталия.
В ближайших планах фирмы – развивать направление на Грузию. Планируем расширять географию экскурсий по Украине: сейчас людям интересны Карпаты, Львов, Полтава. А также экскурсионную программу по нашему городу. Хотим особое внимание уделить лечебным турам: Трускавец, Моршин, Миргород, Сходница, Хмельник. Летом особое внимание уделим оздоровлению в детских лагерях на Азовском море. А также отдыху на побережье Черного моря: в Николаевской, Херсонской и Одесской областях.
– Ольга Валентиновна, вопрос на засыпку: назовите самый бюджетный вариант стоимости поездки в Европу?
– В Польшу мы постараемся и, наверное, сможем вас отправить по цене путевки от 100 долларов. В Стамбул – от 150 долларов. Поездка в Грузию автобусом обойдется в 199 долларов. «Желанный уик-энд» (4 дня в Польше) будет стоить от 58 евро (без цены визы).
– Кстати, в какие страны сегодня запорожцы могут поехать без визы?
– Турция, Египет, Израиль, Черногория, Грузия. Но надеемся, что скоро украинцы получат право на безвизовый режим, и это поможет нашим людям увидеть мир. Конечно, и туризму как бизнесу тогда будет легче.
Особенно хочу отметить, что, побывав на совещании в аэропорту, мы, все присутствующие директора запорожских турфирм, были приятно удивлены тем, что впервые за все годы мэром нашего города Владимиром Викторовичем Буряком было обращено особое внимание на развитие Запорожского аэропорта и туристической отрасли в целом. Уверена, что если все его начинания воплотятся, это будет только на пользу Запорожью и запорожцам.
Автор: Ирина Гавриленко,
фото Владимира Шеремета