Все идет к тому, что в Украине завершается время пребывания в должности премьера Арсения Яценюка. Высшее должностное лицо государства, каковым по действующей Конституции является глава правительства, за прошедшие два года никак не отметился как лидер нации. Да, как примелькавшийся в телевизоре чиновник, оглашавший некие вынужденные и выгодные не государству Украинскому и народу решения, он и вправду вошел в каждый наш дом. Вместе с тарифами и налогами, с отнятыми или ограниченными пенсиями и зарплатами, вместе с двухлетним СТАБИЛЬНЫМ ухудшением как экономической ситуации в стране, так и уровня жизни народа. А за это, знаете ли, памятников не ставят…

История вопроса

Да, уже с месяц в Украине только и разговоров о том, кто придет, если Яценюк СОГЛАСИТСЯ уйти. Называют Карла Бильдта, премьера и министра иностранных дел Швеции, польского реформатора Лешека Бальцеровича (вице-премьера, министра финансов и главы Нацбанка Польши), одесского губернатора и экс-президента Грузии Михеила Саакашвили, министра финансов Наталью Яресько, спикера парламента Владимира Гройсмана. Но, увы, г-н Яценюк, похоже, о европейской политической традиции уходить в отставку при рейтинге в 0,1% ничего не слышал. По-этому в «Десяти минутах с премьером» в «телеящике» он и дальше продолжает учить всех нас жить.

Тем временем ситуация, особенно в экономике и области энергетических тарифов, становится просто нетерпимой. И никакие конские дозы все той же телевизионной анестезии уже могут не помочь избежать настоящего, а не фейкового социального взрыва.

Да, а кстати, почему сегодня все смотрят в сторону Киева, Верховной Рады, правительства? Неужели, например, такой мощный регион как Запорожский, не может самостоятельно решить все свои вопросы? Вообще-то подобное замечание звучит, как издёвка. Ибо мы живем в очень жестко централизованном государстве. Общаясь со многими знающими людьми в Запорожье, заметил, что практически все соглашаются с мнением: провозглашённые у нас принципы местного самоуправления – лишь фикция. О каком самоуправлении речь, когда каждый квартал в городе с ужасом ждут нового решения НКРЭКП, а в декабре – принятия госбюджета на очередной год?

Все уже смирились, что последний может быть только хуже предыдущего, но не только в этом дело! Как известно, еще в ХIII веке появилось т.н Магдебургское право. Из Германии (а вернее – тогда из Саксонии) оно постепенно распространилось по всей Европе. В нынешнюю Украину Магдебургское право пришло в 1324 году (город Владимир-Волынский). Затем был Львов и много других городов, а в Киеве М.п. появилось в 1494-1497 годах.

Что же это такое? Это автономия городов в рамках тех или иных государств (княжеств и прочих феодальных владений).

«Магдебургское право (лат. jus theutonicum magdeburgense), феодальное городское право. Сложилось в немецком городе Магдебурге в XII–XIII веках…

Магдебургское право явилось юридическим закреплением успехов горожан в борьбе с феодалами за самостоятельность. Оно давало городу право на самоуправление и собственный суд, право земельной собственности и освобождение от большей части феодальных повинностей. Магдебургское право было перенято многими городами Восточной Германии, Восточной Пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Польши.

В результате коммунальных революций горожане добились полного или частичного самоуправления, которое определяло степень независимости города. Но чтобы окончательно оформить хартии вольности, горожанам зачастую следовало заплатить сеньорам большие суммы в виде выкупа. На волне коммунальных революций восторжествовало городское право (в противовес феодальному), дававшее гарантии купеческой и ростовщической деятельности. В соответствии с городским правом крестьянин, проживший в городе один год и день, уже не являлся крепостным, поскольку существовало правило, согласно которому «городской воздух делает человека свободным». В итоге коммунальных движений в разных европейских странах утвердилась категория городов, добившихся весьма высокого уровня самостоятельности и власти над всеми близлежащими землями».

Мы позаимствовали цитату из работы «Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси». А чтобы читатель простил нас за это, коротко объясним суть описанного выше социально-политического явления Европы: города, расположенные на землях того или иного феодала, предпочитали откупиться от него серьёзной суммой, чтобы жить по своим законам и обычаям. И преуспевать при этом.

Кстати, на территорию современной России М.п. пришло в 1611 году (Смоленск, естественно, в составе Речи Посполитой. И вообще русский царь никогда и никому такого права не давал), а в Украине последние города в списке, его получившем, такие: Чемеровцы (Хмельницкой области) – 1797 год, Прилуки (Черниговской) – 1783 год и Смела (Черкасской обл.) — 1773 год. «Добрый» царь Николай I отменил Магдебургское право по всей Империи в 1831 году. Кроме Киева, где оно сохранилось до 1835 года.

В 1864 году в Российской империи было введено земство. Это – органы самоуправления состоятельных граждан (прежде всего дворянства). Все успехи модернизации городов (в том числе уездного Александровска) случились исключительно благодаря земствам и избранным ими председателям управ. И ещё: когда началась Первая мировая война и снабжение войск было ничем не лучше нынешнего, именно земства взялись создавать госпитали, так называемые «летучие отряды» для эвакуации раненых. Они также эффективно проводили противоэпидемиологические мероприятия, взяли на себя значительную часть выполнения военных заказов.

Скажем больше. В первую голову именно местное самоуправление (формально ликвидированное в 1919 году) позволило охваченной войной стране (1914-1922 годы) более- менее нормально функционировать. Голод и продотряды — это в значительной степени не результат военного лихолетья, а сознательной политики большевиков. С тем чтобы «костлявой рукой голода» наказать нелояльных и выданной пайкой поощрить послушных. Затем в уже более страшных масштабах, но по наработанной в годы Гражданской войны методике на территорию СССР (и особенно в Украину) пришёл Голодомор 1932-33 годов. С очень простой целью: «решить украинский вопрос» (минус шесть-десять миллионов населения), заставить строить гиганты пятилетки за порцию супа и рассчитаться за поставки импортного промышленного оборудования зерном, отнятым у крестьян.

Почему Нью-Йорку не нужно быть столицей США

Но мы отвлеклись. Ни в Европе, ни в Америке всех этих страстей не наблюдалось, и модернизированное и осовремененное Магдебургское право сохранилось до сего дня. В чем его суть? А в том, что город — это самодостаточная единица. Есть штат Нью-йорк, и есть город Нью-Йорк. Столица штата – город Олбани (97 тыс. населения, с агломерацией – 870 тысяч). В городе Нью-Йорке – 8405837 человек, а с агломерацией – 20,63 млн. Конечно, в Олбани сидит губернатор штата, а в Вашингтоне – президент США. Но в Нью-Йорке никто из этого трагедии не делает. В городе есть мэр и бюджет в 77 млрд долларов.

Кстати, второй город США Лос-Анджелес (3792621 житель, агломерация – 17 775 322 человека) тоже никак не комплексует, что столица штата Калифорния Сакраменто имеет население «всего» 477891 житель. И Чикаго (2695000 человек населения, 9,5 млн агломерации) не падает в панику, что столица штата Иллинойс Спрингфилд имеет всего 116,3 тыс. населения. А знаете почему? Потому что в США, как и в Европе, как и в большинстве государств мира, есть реальное городское самоуправление.

Понятно, что, например, американская специфика накладывает на жизнь городов свой отпечаток. Например, в том же Нью-Йорке, агломерация которого раскинулась на землях трех штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Коннектикут), на отдельных улицах действуют разные правила дорожного движения (в штатах США они тоже разные). Но, например, муниципалитет Нью-Йорка вправе вводить свои законодательные нормы. Впрочем, нам интересно другое. Откуда у Нью-Йорка 77-миллиардный бюджет?

А он – из чёткого, многими годами не меняющегося распределения налоговой базы. «Американские города традиционно получают не- малую помощь от своих штатов и федерального правительства, для Нью-Йорка эта доля — почти 29%. Зато в собственных доходах Нью-Йорка больше, чем в Москве, доля налогов на доходы и имущество горожан… Налог на имущество приносит пятую часть доходов бюджета (21,7%), подоходный налог дает еще 12,5%. И только 12% Нью-Йорк получает в виде налогов с прибыли зарегистрированных в городе компаний». («Москва и Нью-Йорк: сравнение бюджетов»).

Кто-то скажет: вот это жизнь — богатейшему городу мира, финансовой столице планеты Земля помогают деньгами и федеральный бюджет, и бюджет штата. Но дело в том, что ВВП Нью-Йорка выше, нежели ВВП всей даже докризисной России – 1,103 триллиона долларов! И уж платит город в упомянутые бюджеты – дай Бог каждому! Но по американскому законодательству города и городки не клянчат денег на затыкание дыр, а получают их согласно давно учрежденным нормативам. И это, между прочим, вполне официальная и заранее прогнозируемая статья городских доходов. А налог на недвижимость, подоходный налог и доход с малого бизнеса — это святое и принадлежит городу, как говорится, по определению.

Мы специально не касаемся структуры расходов американских городов. Больницы и школы практически из городского бюджета не финансируются (там, опять же, американская специфика). Хотя 21 млрд долларов Нью- Йорк тратит на подготовку в университетах 1,1 млн студентов. Полностью на городском бюджете — местная полиция. Показательна борьба мэра Билла де Блазио и городского совета вокруг 1000 новых нью-йоркских полицейских. Мэр – против, городской совет – «за», комиссар полиции – за компромисс по расширению штата на 450 полицейских. Пока мэр держится, ведь по уровню преступности Ньо-Йорк – самый безопасный из 25 крупнейших мегаполисов США.

Но мы о другом! Знаете, в чем прелесть того, что город чётко знает, что его и на это святое никто в Конгрессе (парламенте) США (или любой другой страны) не позарится? Да в том, что позволяет строить стратегию развития. Если все налоги на недвижимость у нас, значит, нужно создавать условия для строительства небоскрёбов. А это вся необходимая инфраструктура, лёгкость всевозможных согласований, наличие транспортных магистралей (в т.ч. мостов и тоннелей). Если городу принадлежит подоходный налог, значит, нужно сделать все, чтобы самые богатые люди Америки платили его именно здесь. А привлечь их можно тем, что снизить налоги на компании и корпорации, которые в этом случае построят именно в Ньо-Йорке свои штаб-квартиры, привлекут тысячи работников, заплатят им деньги, и город ещё и с наваром останется. Да, чтобы сюда переехал и совсем не бедный творческий бомонд – артисты, музыканты, спортсмены и т.д., нужно позаботиться, чтобы именно в Ньо-Йорке был Бродвей, 5-я авеню с «торговой витриной мира», музеи, галереи и т.д. И туризм в городе развивается с «корыстной» целью — миллионы людей со всего мира оставят здесь миллиарды в ресторанах, театрах, музеях, гостиницах, и казне Нью-Йорка что-то «капнет»…

Понятно, что такой гигантский город содержать в порядке и за 77 млрд долларов непросто. Но у Нью-Йорка есть возможность и платить специалистам, и содержать 250 тысяч городских работников. Хотя вся исполнительная власть состоит всего из 8 человек. Т.е. мэра, т.н. общественного адвоката, казначея и пяти президентов боро (городских районов). Все они избираются. К тому же у глав районов – одна важная функция, а именно: защищать интересы своих боро в городском совете.

Пару слов о непривычном для нас общественном адвокате. Нынешний мэр де Блазио именно таковым и был до своего избрания на высший городской пост. Должность соответствует нашему секретарю горсовета. «Общественный адвокат председательствует на собраниях городского совета и являлся должностным членом всех его комитетов, но после изменений в 2002 году стал просто неголосующим членом. Общественный адвокат имеет право вносить законопроекты на рассмотрение. Помимо этого, он является омбудсменом (уполномоченным по правам человека) в правительстве, осуществляющим контроль над городскими агентствами и программами. Общественный адвокат обладает правом наследования должности мэра первым по порядку» («Википедия»).

Да, Нью-йоркская мэрия состоит из трёх зданий, расположенных рядом в нижнем Манхеттене. А именно исторического здания Сити-Холла (резиденции мэра), «суда Твида», т.е. городского суда, и 40-этажного Manhattan Municipal Building. Последнее строение (1914 года постройки) не только стало прообразом сталинских высоток в Москве, но и местом работы 2000 муниципальных служащих.

Впрочем, мы, кажется, увлеклись Нью-Йорком и его 77 миллиардами бюджета. Хотя в социалистическом Китае есть Шанхай, и его бюджет даже выше… А в расчёте на душу населения самый большой бюджет у Берлина (8,6 тыс. долл.), у Нью-Йорка же второе место — 8 тысяч.

Вместо послесловия

Возвращаясь к началу нашего рассказа, отметим, что наша «замануха» с «децентрализацией» (ныне немного приутихшая) ничего общего с возрождением самоуправления хотя бы в режиме земства, учреждённого во времена Александра II, не имеет. Как и не имеет ничего общего с самоуправлением иногда рекламируемое нормирование доли доходов городских бюджетов (40%) в консолидированном бюджете государства. В среднем по Европе – это вообще всего 20 процентов. Хотя, например, в Норвегии – все шестьдесят процентов. Другой вопрос, а каковы расходы? За что отвечают города, и куда они должны направлять свои средства? Не сегодня, а всегда — вернее, как минимум, на десятилетия вперёд. И ещё раз стабильная налоговая база (о чем мы говорили выше) – вот это и есть самоуправление.

И тогда, кто премьер в Киеве, будет мало кому интересно. И где расположен областной центр — в Запорожье или Токмаке – тоже не интересно. И тогда укрупнение областей (т.е., например, создание Днепропетровщины с присоединением Кировоградской и Запорожской областей) тоже никого бы не волновало. В наших же условиях, когда любой центр и центрик тянет финансовое одеяло на себя, когда от умения выбить какие-то деньги наверху зависит либо успех, либо крах любого руководителя на местах, мы и дальше будем с ужасом включать телевизор. А Магдебургское право, тем временем, уже живёт почти 8 столетий. Но, не доехав к нам до 1799 года, оно и сейчас как-то не торопится…

Автор: Леонид Романовичев