На состоявшейся на прошлой неделе 14-й сессии Запорожского горсовета запорожцы могли наблюдать, как депутаты работали с новыми политико-правовыми документами – петициями. В итоге пять обращений были поддержаны решением сессии, три не попали в повестку дня.   

Из истории вопроса

Впервые в информационное пространство Украины юридический термин петиция вошел в ноябре 2013 года. Тогда, напомним, на официальном сайте президента США Барака Обамы появилась петиция к властям Америки с требованиями применить персональные санкции к президенту-беглецу Виктору Януковичу. Право обращаться к правительству путем петиции закреплено во второй поправке к Конституции США. А с 2011 года в США была создана гражданская платформа «Мы – люди», которая позволяет обращаться к властям в электронной форме.

О петициях, как о прямой норме демократии, в Запорожье впервые заговорили в марте революционного 2014 года. Тогда, в рамках всеукраинской кампании «За ответственную власть» координатор проекта Игорь Курус представил запорожским журналистам законопроект «О вотуме недоверия должностным лицам». Новаторство законопроекта заключалось в том, что он закреплял права граждан на прямое, без «политических посредников», внесение в повестку дня вопросов о недоверии чиновникам, судьям и депутатам (см. «Запорозька Січ» №56 от 22 березня 2014 року «Після президентських виборів в Україні може з’явитися п’ята влада – влада громади»).

После Революции достоинства политическое законотворчество развивалось стремительно. Дополнив Закон «Об обращении граждан» новым разделом, представительская власть территориальных громад Украины начала принимать и вводить положения об электронных петициях.

В Запорожском горсовете над положениями о подаче электронной петиции работали два депутата – Олег Королев (фракция «Самопомощь») и Юрий Орешкин (фракция «Оппозиционный блок»). Итогом их работы стал объединенный проект решения, который еще в прошлом году был поддержан советом. А в начале этого года платформа по подаче электронных петиций заработала. О том, насколько успешным оказался проект, о его подводных камнях и перспективах рассказал соавтор положения об электронных петициях, депутат горсовета, член фракции «Оппозиционный блок» и директор коммунального предприятия “Центр управления информационными технологиями” Юрий Орешкин.

Юрий Игоревич, насколько важно было запустить проект о подаче электронных петиций для развития Запорожья?

– Четвертая технологическая революция, которая началась несколько лет назад, медленно, но верно входит в наш мир. Чем раньше мы поймем, что управление информацией – это основа устойчивого развития, тем быстрее наше общество, политическая сфера в том числе, будет развиваться.

Мы хотели сделать максимально прозрачным весь механизм коммуникации и дать возможным запорожцам напрямую обращаться к городской власти. Я, как член партии «Оппозиционный блок» и директор коммунального предприятия, миссия которого заключается в реализации информационной политики городской власти, исполнил в этом проекте обещания по обеспечению прозрачности работы, с которыми нынешний городской голова Владимир Буряк шел на выборы осенью 2015 года. Уже два месяца, как интернет-платформа проекта запущена. Хочу отметить, что за столь короткий на ней уже зарегистрировались более 20 тысяч запорожцев. Это, можно сказать, гражданский актив Запорожья, которому небезразлично развитие нашего города. Сегодня в системе уже зарегистрированы 400 петиций. По 288-ми идет голосование, 107 – отклонены, как несоответствующие законодательной базе. Краткий тематический анализ первого месяца работы дает уникальную картину реперных точек запорожской громады.

1-е место – 45,83% обращений занимает транспортная тематика. Сюда входят городские маршруты, желание запорожцев ездить на автобусах большой пассажировместимости. Кстати, неудивительно, что именно транспортная петиция стала первой, которая набрала необходимое количество голосов и поддержана городским советом.

Второе и третье место рейтинга – по 9,03% соответственно, заняли петиции, направленные на развитие инфраструктуры и благоустройство города – внешнее освещение, тротуары, урны, ремонты и реконструкции улиц, пляжей, парков, скверы, фонтанов, парки, озеленение города, парковые объекты.

4-е место – 7,64% петиций, к моему удивлению, коснулись состояния дорог города, строительства мостов, переездов, светофоров и т.д.

Еще один сюрприз. Всего 5-е место – 3,4% в рейтинге «животрепещущих» заняли вопросы ЖКХ – тарифы, счетчики, автономные котельные, лифты и др.

Статистика одного месяца не является показательной, это небольшой временной срез. Радует еще тот факт, что горожане не остаются безразличными к объектам общегородского значения, которые из населенного пункта делают областной центр. Сегодня ежедневно создается по несколько петиций. Глядя на анализ петиций, видно куда власти необходимо направлять усилия.

Как после принятия советом петиции документ будет двигаться по коридорам власти дальше до ее практического выполнения?

– Для того, чтобы петиция легитимизировалась, за нее должны отдать голоса не менее 750 зарегистрировавшихся участников платформы. Эта цифра не случайная – 750, это одна тысячная часть населения Запорожья. После достижения этого показателя, проект решения выносится в депутатские комиссии. Профильная комиссия готовит вывод и исполнительный комитет в лице профильных департаментов и управлений готовит проект решения, который попадает на сессию. После того как сессия его поддержит, выдается поручение профильному департаменту о том, как идею, изложенную в петиции, можно воплотить в реальность. На этом этапе исполнительная власть должна воплотить идею в полноценный проект, учитывающий все аспекты реализации. И снова уже проработанный проект запускается на обсуждения в постоянно действующие депутатские комиссии. И в очередной раз выносится на сессию. После утверждения проекта депутатами он проходит процесс бюджетирования и начинается его реализация.

– С какими проблемами сталкивается проект?

– За два месяца реализации проекта появились и первые проблемы – так называемые боты. Пользователи, которые регистрируются по нескольку раз и пытаются своими действиями исказить результаты голосования. Такая картина наблюдалась при голосовании за петицию, определяющую судьбу памятника Ленину. Но в управлении внутренней политики горисполкома есть инструмент выявления и нейтрализации подобной деятельности. Недавно я провел встречи с представителями киберполиции и службой безопасности по отработке петиций, противоречащих закону. Так что могу заверить запорожцев, что исказить результаты голосования не удастся.

Отдельная тема – попытки дискредитации проекта. Например, была зарегистрирована петиция, в которой предлагается создать в Запорожье телепорт, с помощью которого человек может перемещаться в пространстве и времени. Бред! Но с ним приходится считаться и молча наблюдать, как идет голосование.

– Каков ваш прогноз в дальнейшей реализации проекта?

– И власть, и громада только в начале пути освоения этого инструмента электронной демократии. Предстоит еще многому научиться всем нам. Но мы пройдем этот путь.

Владимир ГЕРАСИН

Кстати

Одной из самых известных петиций прошлого является Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга от 9 января 1905 года, с которой петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном шли к царю Николаю II в «Кровавое воскресенье». Этот день считается началом первой революции в Российской империи, получившей название «Революция 1905 года».