На состоявшейся на прошлой неделе 14-й сессии Запорожского горсовета запорожцы могли наблюдать, как депутаты работали с новыми политико-правовыми документами – петициями. В итоге пять обращений были поддержаны решением сессии, три не попали в повестку дня.
Из истории вопроса
Впервые в информационное пространство Украины юридический термин петиция вошел в ноябре 2013 года. Тогда, напомним, на официальном сайте президента США Барака Обамы появилась петиция к властям Америки с требованиями применить персональные санкции к президенту-беглецу Виктору Януковичу. Право обращаться к правительству путем петиции закреплено во второй поправке к Конституции США. А с 2011 года в США была создана гражданская платформа «Мы – люди», которая позволяет обращаться к властям в электронной форме.
О петициях, как о прямой норме демократии, в Запорожье впервые заговорили в марте революционного 2014 года. Тогда, в рамках всеукраинской кампании «За ответственную власть» координатор проекта Игорь Курус представил запорожским журналистам законопроект «О вотуме недоверия должностным лицам». Новаторство законопроекта заключалось в том, что он закреплял права граждан на прямое, без «политических посредников», внесение в повестку дня вопросов о недоверии чиновникам, судьям и депутатам (см. «Запорозька Січ» №56 от 22 березня 2014 року «Після президентських виборів в Україні може з’явитися п’ята влада – влада громади»).
После Революции достоинства политическое законотворчество развивалось стремительно. Дополнив Закон «Об обращении граждан» новым разделом, представительская власть территориальных громад Украины начала принимать и вводить положения об электронных петициях.
В Запорожском горсовете над положениями о подаче электронной петиции работали два депутата – Олег Королев (фракция «Самопомощь») и Юрий Орешкин (фракция «Оппозиционный блок»). Итогом их работы стал объединенный проект решения, который еще в прошлом году был поддержан советом. А в начале этого года платформа по подаче электронных петиций заработала. О том, насколько успешным оказался проект, о его подводных камнях и перспективах рассказал соавтор положения об электронных петициях, депутат горсовета, член фракции «Оппозиционный блок» и директор коммунального предприятия “Центр управления информационными технологиями” Юрий Орешкин.
– Юрий Игоревич, насколько важно было запустить проект о подаче электронных петиций для развития Запорожья?
– Четвертая технологическая революция, которая началась несколько лет назад, медленно, но верно входит в наш мир. Чем раньше мы поймем, что управление информацией – это основа устойчивого развития, тем быстрее наше общество, политическая сфера в том числе, будет развиваться.
Мы хотели сделать максимально прозрачным весь механизм коммуникации и дать возможным запорожцам напрямую обращаться к городской власти. Я, как член партии «Оппозиционный блок» и директор коммунального предприятия, миссия которого заключается в реализации информационной политики городской власти, исполнил в этом проекте обещания по обеспечению прозрачности работы, с которыми нынешний городской голова Владимир Буряк шел на выборы осенью 2015 года. Уже два месяца, как интернет-платформа проекта запущена. Хочу отметить, что за столь короткий на ней уже зарегистрировались более 20 тысяч запорожцев. Это, можно сказать, гражданский актив Запорожья, которому небезразлично развитие нашего города. Сегодня в системе уже зарегистрированы 400 петиций. По 288-ми идет голосование, 107 – отклонены, как несоответствующие законодательной базе. Краткий тематический анализ первого месяца работы дает уникальную картину реперных точек запорожской громады.
1-е место – 45,83% обращений занимает транспортная тематика. Сюда входят городские маршруты, желание запорожцев ездить на автобусах большой пассажировместимости. Кстати, неудивительно, что именно транспортная петиция стала первой, которая набрала необходимое количество голосов и поддержана городским советом.
Второе и третье место рейтинга – по 9,03% соответственно, заняли петиции, направленные на развитие инфраструктуры и благоустройство города – внешнее освещение, тротуары, урны, ремонты и реконструкции улиц, пляжей, парков, скверы, фонтанов, парки, озеленение города, парковые объекты.
4-е место – 7,64% петиций, к моему удивлению, коснулись состояния дорог города, строительства мостов, переездов, светофоров и т.д.
Еще один сюрприз. Всего 5-е место – 3,4% в рейтинге «животрепещущих» заняли вопросы ЖКХ – тарифы, счетчики, автономные котельные, лифты и др.
Статистика одного месяца не является показательной, это небольшой временной срез. Радует еще тот факт, что горожане не остаются безразличными к объектам общегородского значения, которые из населенного пункта делают областной центр. Сегодня ежедневно создается по несколько петиций. Глядя на анализ петиций, видно куда власти необходимо направлять усилия.
– Как после принятия советом петиции документ будет двигаться по коридорам власти дальше до ее практического выполнения?
– Для того, чтобы петиция легитимизировалась, за нее должны отдать голоса не менее 750 зарегистрировавшихся участников платформы. Эта цифра не случайная – 750, это одна тысячная часть населения Запорожья. После достижения этого показателя, проект решения выносится в депутатские комиссии. Профильная комиссия готовит вывод и исполнительный комитет в лице профильных департаментов и управлений готовит проект решения, который попадает на сессию. После того как сессия его поддержит, выдается поручение профильному департаменту о том, как идею, изложенную в петиции, можно воплотить в реальность. На этом этапе исполнительная власть должна воплотить идею в полноценный проект, учитывающий все аспекты реализации. И снова уже проработанный проект запускается на обсуждения в постоянно действующие депутатские комиссии. И в очередной раз выносится на сессию. После утверждения проекта депутатами он проходит процесс бюджетирования и начинается его реализация.
– С какими проблемами сталкивается проект?
– За два месяца реализации проекта появились и первые проблемы – так называемые боты. Пользователи, которые регистрируются по нескольку раз и пытаются своими действиями исказить результаты голосования. Такая картина наблюдалась при голосовании за петицию, определяющую судьбу памятника Ленину. Но в управлении внутренней политики горисполкома есть инструмент выявления и нейтрализации подобной деятельности. Недавно я провел встречи с представителями киберполиции и службой безопасности по отработке петиций, противоречащих закону. Так что могу заверить запорожцев, что исказить результаты голосования не удастся.
Отдельная тема – попытки дискредитации проекта. Например, была зарегистрирована петиция, в которой предлагается создать в Запорожье телепорт, с помощью которого человек может перемещаться в пространстве и времени. Бред! Но с ним приходится считаться и молча наблюдать, как идет голосование.
– Каков ваш прогноз в дальнейшей реализации проекта?
– И власть, и громада только в начале пути освоения этого инструмента электронной демократии. Предстоит еще многому научиться всем нам. Но мы пройдем этот путь.
Владимир ГЕРАСИН
Кстати
Одной из самых известных петиций прошлого является Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга от 9 января 1905 года, с которой петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном шли к царю Николаю II в «Кровавое воскресенье». Этот день считается началом первой революции в Российской империи, получившей название «Революция 1905 года».