Известно, что в нашем городе существует не одна студия циркового искусства. Но самая известная – «Эдельвейс», которая воспитала целое поколение циркачей. При этом она все еще ютится в помещении детского сада с низкими потолками и юным жонглерам во время тренировок приходится стоять на коленях.
Руководитель студии циркового искусства Елена Бабенко рассказала «ЗС», что центр творчества в Шевченковском районе существовал уже давно, а студия циркового искусства при ней появилась в 1998 году. Вначале количество занимающихся в студии детей колебалось от 18 до 30 человек и был один руководитель. А сейчас Елене Васильевне уже помогают дочери Виктория и Светлана.
– Елена Васильевна, у вашей студии есть свое помещение?
– Нет, то что нам предоставили, находится на базе городского Департамента образования. В центре учат хореографии, народному и эстрадному искусству, есть музыкальный кружок, образотворческое искусство, а также группа подготовки к школе. А цирковому искусству у нас обучается около 100 человек (от 4 до 20 лет – авт.). Направления разные: жонглирование, акробатика, килибр, воздушная акробатика… В общем все, что только может быть в цирке. Конечно, кроме дрессировки и огня.
– И всему этому обучаете вы и ваши дочки?
– Да, а еще нам помогают мои выпускники, окончившие цирковую академию. Мы также возим детей в разные города на фестивали, где они посещают мастер-классы. Там им показывают, как правильно жонглировать, работать в прыжковой акробатике и т.д. Были мы в Киеве, Харькове, раньше ездили и в Луганск.
– Ваши дети только учатся или и выступают где-то?
– Выступают, в основном, конечно, на фестивалях, в том числе и международных – за границей. У нас есть и лауреаты этих фестивалей. Среди победителей – обладатель специальных призов от Людмилы Шевченко (директор академии циркового искусства в Киеве) Лилия Крылова. Сейчас она учится на третьем курсе Киевской академии циркового искусства. У нас еще есть очень перспективный семиклассник Саша Чебукин – он жонглирует и прыгает, на катушках стоит и стойки делает. Он тоже неоднократный лауреат фестивалей. В Киеве у нас дети также принимали участие в цирке Кобзов.
– А за границу куда еще ездите?
– В 2011 году были на международном фестивале в Болгарии, а в 2013-м – в Греции. Все финансирование, разумеется, идет за счет родителей. Но и съездили ведь не зря. К примеру, наша «воздушница» Настя Степаненко получила специальный приз от жюри – «Золотое колье» из белого золота. Сейчас она уже учится в Днепровском колледже культуры на цирковом отделении. Много моих выпускников после одиннадцатого класса поступили в Киевскую цирковую академию. А теперь они почти все работают за границей, куда с удовольствием их приглашают. К тому же трудоустраиваются они по контракту. К примеру, два моих мальчика сейчас в Германии. Один из них – на круизном лайнере плавает. Он долго добивался этой работы, прошел много кастингов и вот уже третий сезон подряд отправляется в круиз.
– Чем же он развлекает пассажиров?
– Он на ремнях работает и в танцевальном шоу. Ремни – это две вертикально подвешенные веревки аж до самой мачты корабля, примерно по 17 метров, по которым он поднимается. Номер пользуется большим успехом. А второй мальчик, Артур Дудов, на мачте работает, хотя поступал в Киевскую академию на жонглера. Мачта – это как четыре пилона вместе взятых. Ребята прыгают по ним, выполняя акробатические упражнения.
– А в телепередаче «Україна має талант» ваши тоже выступают?
– Да. Брат и сестра Крыловы, а также Настя Степаненко в прошлом году ездили. К сожалению, в финал не прошли, так как там очень высокий уровень. А у нас помещение не позволяет его повысить. Мы находимся в детском садике, в помещении, площадью 50 квадратных метров, где очень низкие для таких занятий потолки – всего около 3 метров. Чтобы выдержать необходимую дистанцию до потолка, детям приходится жонглировать, стоя на коленях. А Юля Докторова даже на коленях не может выбросить пятое кольцо на нужную ей высоту. А для концертов приходится арендовать зал театра имени Магара.
– Но детей вы еще приглашаете в студию?
– У нас каждый год идет набор детей. Хотя в прошлом году был только добор, потому что не все дети, когда поступают к нам, представляют, что это на самом деле такое. Да, смотреть на вытупления приятно – это очень красиво. Но ведь это большой физический труд, нагрузки и не все их выдерживают.
– Похоже, цирковое искусство прельщает детей еще и тем, что есть перспективы в будущем?
– Да, если ребенок захочет пойти по направлению циркового искусства, ему, практически, открыты двери всей Европы и мира. Главное – не лениться.
Юрий ХАРЧЕНКО, фото автора