НАША СПРАВКА: родился А. В. Кирилюк в г. Смела Черкасской области. Окончил Национальную юридическую академию Украины имени Ярослава Мудрого (г. Харьков) в 1997 году. Затем – работа в органах прокуратуры Донецкой области на должностях следователя, прокурора-криминалиста, начальника отдела, прокурора Никитовского района, затем – г. Горловки, зампрокурора Донецкой области. Работал первым заместителем прокурора Харьковской области. С 9 декабря 2011 года – прокурор Запорожской области.
С женой Натальей Анатольевной воспитывают двоих сыновей – Евгения и Андрея.
– Александр Владимирович, каковы первые впечатления от Запорожья?
– Хотя ранее здесь никогда не был, но Запорожье – это немеркнущая история, если хотите – душа Украины. Запорожский край мне всегда импонировал и своими историческими традициями, и талантливыми людьми, и казацкой славой. Хотя это назначение было для меня несколько неожиданным, тем не менее рад, что оказался в Запорожье.
– Как Вы оцениваете и воспринимаете криминогенную обстановку в области, профессиональный уровень подготовки тех, кто добивается соблюдения законности, защищая права граждан?
– И прокуратура, и правоохранительные органы в целом здесь всегда отмечались высоким профессионализмом, добросовестным исполнением своего долга, поэтому нет необходимости в каких бы то ни было радикальных изменениях. Безусловно, что-то следует подкорректировать, где-то – направить, подсказать с учетом нынешних требований и реалий. Так что нет необходимости начинать все, как говорится, с белого листа. К тому же, Запорожье никогда не выделялось на фоне других городов областного значения какими-то всплесками преступности, ситуация находится под контролем и правоохранительных органов, и руководства области, города и общественности. Безусловно, есть свои особенности, специфика, которые учитываются в повседневной работе. Да, случаются тяжкие преступления, убийства, однако их раскрываемость на общегосударственном уровне достаточно высокая. Как правило, связаны они с бытовыми вопросами, в первую очередь – с пьянством или проявляющимися рецидивами.
– Как складываются деловые взаимоотношения с руководством области, города?
– Выше мы говорили о сильной в профессиональном отношении команде правоохранителей. То же самое могу сказать, прежде всего, о недавно назначенном губернаторе Запорожской области А. Н. Пеклушенко. Наши назначения практически совпали во времени. Буду откровенен: Александр Николаевич – опытный, сильный профессионал, грамотный организатор, умеющий при необходимости брать ответственность на себя, который, приступив к работе в должности председателя облгосадминистрации, сумел буквально с первых дней создать слаженную единую команду и направить ее деятельность на решение самых острых социально-экономических проблем Запорожского края. Сила этой команды – в четкой исполнительности всей вертикали власти. Приятно осознавать, что мы мыслим и действуем в одном направлении.
– Притчей во языцех стала в Украине коррупция, на борьбу с которой решительно настроен Президент нашей державы В. Ф. Янукович. Безусловно, важная роль здесь отводится правоохранительным органам…
– Коррупция в Запорожье ничем не отличается от подобных деяний в Киеве, Донецке, других городах Украины. Как правило, коррупционные схемы – одинаковые, различие разве что в предлагаемых денежных суммах. В провинции они, конечно, ниже. Вместе с тем, глубоко ошибочно надеяться на то, что эффективность борьбы с этой бедой зависит только лишь от правоохранительных органов – нужна непримиримая, твердая позиция, решительность общественности. Недаром Закон, вступивший в силу первого июля прошлого года, называется “Про засади запобігання і протидії корупції”, то есть ключевую роль играет именно предупреждение коррупции, а противодействие уже вторично. Задачи Президентом Украины В. Ф. Януковичем поставлены конкретные. Необходимо, во-первых, упрощение всевозможных бюрократических согласований: чем меньше будет чиновничьих барьеров для бизнеса, тем быстрее наведем порядок. Ведь люди вынужденно дают взятки с тем, чтобы оперативно решать возникающие проблемы, многодневно не бегая по служебным кабинетам чиновников, то есть граждане скорее вынуждены поступать незаконно, чем тратить драгоценное время на всевозможные согласования. Чем больше бюрократии, тем больше коррупционных проявлений. Сегодня предпринимателям необходимо получить десятки разрешений, на что могут уйти не только месяцы, но и годы. Закон, вступивший в силу первого июля, повысил эффективность работы правоохранительных органов в данном направлении. В Генпрокуратуре Украины создано специализированное подразделение, соответствующие – в областях.
– Александр Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, такую ситуацию: есть руководители, которые за так называемую мелкую коррупцию оштрафованы, то есть привлечены к административной ответственности, но продолжают занимать ответственные, в том числе и государственные должности. Чем чревата такая, с позволения сказать, отеческая забота о ценных, “незаменимых” кадрах?
– Ситуация, скажу прямо, ненормальная, в корне противоречащая и позиции Президента Украины, и Генерального прокурора, которая заключается в том, что лицо, которое привлечено к административной ответственности за коррупционное правонарушение, обязательно должно лишаться занимаемой должности. Поэтому при совершении должностным лицом коррупционных деяний мы обязательно ставим вопрос о его увольнении.
– То есть прокуратура имеет рычаги воздействия?
– К сожалению, не имеет: прокуратура не уполномочена напрямую увольнять должностное лицо, совершившее коррупционные действия. Другое дело, на период досудебного следствия следователь может отстранить его от занимаемой должности, но, опять-таки, когда речь идет об уголовной ответственности. По административному правонарушению наказание определяет суд. Тем не менее, человека, совершившего административное коррупционное деяние, от занимаемой должности должен освободить непосредственный руководитель – или перевести на другую должность, или – уволить.
– А если руководитель не хочет поступать таким образом?
– Значит, он заведомо рискует, мягко говоря, своим благополучием. Если коррупционное деяние этим же должностным лицом совершается повторно, наступает ответственность самого руководителя за непринятие мер, что предусмотрено законодательством.
– Есть кадровые проблемы в прокуратуре Запорожской области?
– Нет! У нас есть возможность отбора лучших на конкурсной основе. Требования высокие, жесткие. Не случайно в Генеральной прокуратуре создано подразделение внутренней безопасности, которое рассматривает самые различные ситуации, касающиеся профессиональной деятельности работников прокуратуры. Введены также штатные должности в областных структурах с такими полномочиями, призванные проводить профилактическую работу, при необходимости – проверки по поступившим сигналам о незаконных действиях того или иного работника прокуратуры. К сожалению, зачастую жалоба – это способ противодействия законным и обоснованным требованиям сотрудников прокуратуры.
– Не чувствуете ли в своей работе каких-то притеснений, ограничений, жестких указаний сверху?
– Абсолютно не чувствую. Подход единый: перед законом все равны!
– Вы настроены на решительные действия по наведению порядка в Запорожском крае?
– Однозначно. Давайте рассуждать так: прокуратура – не репрессивный орган. Наша задача – соблюдение законности на вверенной территории, защита прав как граждан, так и государства. Мы не вмешиваемся в хозяйственную деятельность предприятий, в работу судов. Другое дело, когда нарушаются права гражданина, а он не в состоянии самостоятельно защититься. Прокуратура может предпринимать решительные действия, когда речь идет о защите интересов государства. Что касается коррупционеров, то они сейчас чувствуют себя, по крайней мере, напряженно и неуютно не только в Запорожской области, но и на всей территории Украины. Подтверждение тому – ряд ярких уголовных процессов, разоблачений, среди которых и нынешние руководители, и государственные деятели прошлых лет, и представители министерств и ведомств, и так далее.
– А суд над Юлией Тимошенко?
– Я не вправе оценивать и комментировать ход следствия и судебного разбирательства, однако замечу: крайне недопустимо такое вызывающее отношение к суду, к нашей судебной системе! Это – вопиющий даже с моральной точки зрения факт. Говоря о нашем законодательстве, отмечу: оно ничуть не хуже европейского или американского. Последнее, к слову, запрещает даже фотосъемку на судебном процессе, вместо которой применяются зарисовки. Естественно, о какой видеосъемке может идти речь? У нас никаких демократических ущемлений просто нет, хотя есть определенные процессуальные моменты, есть тайна следствия… А показывать в режиме он-лайн судебные процессы в любой державе ни у кого и в мыслях не возникало. Пусть сомневающиеся обратятся к опыту передовых демократических держав мира, например, США.
– Вы в какой-либо политической партии состоите?
– Никогда не состоял. Правда, в школьные годы, при СССР, был в комсомоле. Наше законодательство запрещает сотрудникам прокуратуры состоять в какой-либо партии. Одним из приоритетов деятельности органов прокуратуры является максимальная открытость в работе со средствами массовой информации, но в рамках действующего законодательства. Нельзя, например, нарушать тайну следствия. Существует, напомню, сайт областной прокуратуры.
– Что Вы ждете от наступившего 2012-го года?
– Мы пережили сложный год. Поэтому желаю всем запорожцам мира, спокойствия, крепкого здоровья, счастья, исполнения самых заветных желаний!
– Удачи Вам, Александр Владимирович, осуществления намеченного, целеустремленности и успехов, семейного счастья и благополучия!
– Спасибо!