Резкий рост цен на все виды топлива стал большим ударом для владельцев авто, особенно, это касалось людей, которым приходилось часто совершать междугородние поездки. Но тут на помощь водителям пришел BlaBlaCar – крупнейшее сообщество попутчиков в Европе и Украине, которое помогало автомобилистам сэкономить на бензине. И никто даже подумать не мог, что вскоре удобный сервис превратиться в мощный ресурс несанкционированных перевозок.
Отзывы решают все
В Украине BlaBlaCar появился меньше четырех лет назад, при этом за последний год к сообществу присоединилось около 1 миллиона украинцев. К примеру, только в июне текущего года, для совместных поездок по маршруту Киев – Одесса было предложено более 35 тысяч мест, что эквивалентно 30 пассажирским автобусам в день.
Как нам рассказала опытная попутчица, студентка Елена, которая уже год раз в две недели совершает поездки из Токмака в Запорожье и наоборот, главное, что подкупает в BlaBlaCar, это открытость.
– Всегда можно посмотреть, с кем ты собираешься ехать, почитать отзывы, теперь можно увидеть еще и остальных попутчиков, – рассказывает она. – Не стоит путать BlaBlaCar с обычной ловлей попутки на дороге – там действительно непонятно, кто остановится и куда завезет. Здесь же все можно обговорить заранее, вплоть до номера машины, который на всякий случай можно оставить родным, если уж очень боитесь ехать.
Пользоваться сервисом очень просто. Регистрируетесь на сайте, на главной странице указываете названия населенных пунктов, откуда и куда собираетесь ехать, выбираете дату и нажимаете НАЙТИ.
– Вот и все. Остается найти лишь удобную для вас поездку по времени, цене или комфортности машины. И для этого на сайте сделаны удобные фильтры, которыми лично я пользуюсь всегда (правда, не всеми, ибо для меня время приоритетно над стоимостью, а комфорт машины не важен), – говорит Елена.
Автомобилисты от BlaBlaCar тоже в восторге. Говорят, хотя заработать на сервисе им не удается, но затраты на бензин часто уходят в ноль.
Екатерине с семьей приходится ездить в Днепр из Запорожья по работе. По этому направлению у автомобилистов уже более 30 поездок, и только один негативный отзыв.
Женщина говорит, что не боится брать попутчиков, поскольку руководствуется правилами безопасности на сайте.
– Здесь все решают отзывы. Я читаю отклики других автомобилистов о попутчиках, стараюсь ездить с постоянными клиентами и редко беру новых, поэтому, к счастью, ненормальных попутчиков мне не попадалось. Только одному парню не понравилось, что я везла своего несовершеннолетнего ребенка на переднем сидении. А так, только один позитив, – делится Екатерина. – То, что на BlaBlaCar можно заработать простому водители легковушки, это миф. Поскольку, если у вас машина с приличным расходом топлива, как у меня, то окупить можно только часть топлива. Но это тоже большая помощь семейному бюджету.
Юрий стал активным пользователем сервиса с марта 2017 года после того, как сменил место работы с Запорожья на Днепр. Сначала ездил как пассажир, а после того, как приобрел машину, через сервис начал брать себе попутчиков.
– Сервис очень удобный. Преимущества перед маршрутными перевозками у BlaBlaCar огромное. Во-первых, водители заезжают практически к дому или к месту, куда попутчикам легко добраться, поэтому не нужно ехать на автовокзал. Во-вторых, комфорт. Ты не трясешься и жаришься в маршрутке. Хороший легковой автомобиль едет плавно и быстро, в нем работает кондиционер или обогреватель. А цена в итоге примерно та же, что и на автобусный билет. Ну, и плюс достаточно широкий выбор предложений, можно выбрать машину в удобное для вас время. На сайте хорошо расписана информация о водителе, а пользователи, которые с ним ездили, оставляют комментарии. Эти отзывы и становятся залогом вашей безопасности, – говорит Юрий.
Ответственность за перевозку лежит только на водителе
Но есть у сервиса и обратная сторона. В самом BlaBlaCar нам сказали, что за безопасность пассажиров ответственность несут исключительно водители, хотя у сервиса есть условие, что автомобиль должен соответствовать технологическим требованиям (вот только кто это проверит). При этом в компании уточнили: страховка предусмотрена правилами пользования сайтом.
Впрочем, руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазоренко, рассказал, что вопрос безопасности очень важен для сервиса, поскольку он концентрируется на длительных поездках.
Официально
– У каждого пользователя мы обязательно проверяем адрес электронной почты и номер мобильного телефона. Кроме того, после поездки водитель и пассажиры оставляют публичные отзывы друг о друге, – отметил Алексей Лазоренко. – Мы стимулируем людей подробно заполнять свой профиль и следим за достоверностью информации: нельзя загрузить фото котика — все изображения, комментарии и тексты на сайте модерируются нашими русскоязычными коллегами в Париже. Могу сказать, что негативные отзывы на сайте занимают не больше 3–5 % от общего количества и связаны с недисциплинированностью: пассажир не явился к месту отправления, водитель опоздал и т.д. Средний рейтинг пользователя из 9 миллионов зарегистрированных человек — 4,5 из 5 возможных.
Верифицированные пользователи видят контакты водителя и могут с ним связаться по телефону или через сообщение на сайте. Пока в Украине мы не берём с пользователей сервисный сбор: пассажир платит наличными водителю. По мере роста аудитории будет включаться монетизация. BlaBlaCar уже ввёл её во Франции и Испании. Там сервис берёт комиссию за бронь свободного места, а пассажиры рассчитываются кредитной картой. Это дисциплинирует: люди оставляют предоплату, и водители чувствуют большую ответственность.
Как заявила пресс-секретарь сервиса Юлия Крупенко, официальная страховка на случай ДТП от сервиса есть только в странах, где BlaBlaCar монетизирован, — во Франции, Испании, Италии. В Украине она появится позже. Пока у каждого водителя в Украине обязательно должна быть ОСАГО. Но в случае аварии попутчику придется разбираться с водителем самостоятельно.
На сайте появились недобросовестные коммерсанты
«Надоело, что на сайте, где изначально были попутчики, появились коммерсы на микроавтобусах. Не рекомендую», — возмущается попутчик Павел по поводу поездки на микроавтобусе на семь мест до Затоки.
С ростом популярности сайта в Украине, возросло и количество хитроумных предпринимателей, которые решили заняться несанкционированными перевозками, прикрываясь просто поиском попутчиков. Желая сэкономить на всем, водители переоборудуют бусики кустарным способом. А что, ведь BlaBlaCar не проводит технический осмотр машин. Даже, если бы сервис хотел это сделать, сейчас у него в штате нет соответствующих специалистов.
Так, предлагают довезти до Одессы сразу шесть и семь человек. «Жаль, но микроавтобус сломался, не проехав и 20 км», — пишет в отзывах на сайте BlaBlaCar Александр. На что водитель ему отвечает: мол, иногда такое бывает.
Экс-глава Ассоциации перевозчиков Киева Валерий Липецкий в одном из интервью изданию «Вести» сообщил, что автобусы из грузовых в пассажирские переоборудуют, как правило, уже после регистрации в сервисных центрах, а нарушения в установке, отсутствие ремней безопасности для пассажиров часто прикрывают взятками.
– К каждой модели автобусов есть требования, какие должны быть сиденья в салоне. Все автобусы должны иметь сертификат соответствия, который выдают в транспортной инспекции, — предупреждает Валерий Липецкий.
В то же время в Сети множество объявлений о переоборудовании авто и микроавтобусов, причем во многих из них даже предлагают сразу же «узаконить» переделку.
На проверки не хватает рук
Автолюбители говорят, что нелегальных перевозчиков никто не контролирует.
– Любой человек может предложить услуги по перевозкам — достаточно показать права, техпаспорт и продемонстрировать, что машина не разваливается, чтобы взять попутчиков. Контролировать эти сервисы нереально, нужно просто вернуть на трассы пункты контроля скорости, трезвости, чтобы водитель знал, что его могут остановить несколько раз и оштрафовать за каждое нарушение, — считает водитель Егор.
В «Укртрансбезопасности» также признают, что украинским законодательством их деятельность не регулируется.
– Они не работают как перевозчики, у них документы на предоставление информационных услуг. Соответственно, по закону они считаются нелегалами, — пояснили нам в пресс-службе ведомства.
Да и кто будет противостоять BlaBlaCar, если даже сотрудники правоохранительных органов с удовольствием пользуются этим сервисом.
– 5 октября нужно было срочно выехать из Киева в Днепр, – рассказывает пресс-секретарь патрульной полиции в Запорожье Юлия Шеймухова. – Но удобного времени на поездки от автовокзала не было. Поэтому воспользовались BlaBlaCar. Нашли маршрутку на 8 мест. Договорились о цене поездки, несколько раз созванивались. Мы стояли у АТБ в ожидании транспорта, но он так и не явился, а телефоны были отключены. Попробовали связаться с другими водителями. Та же схема, 6 мест свободных есть, но в итоге машина не приезжает и телефоны опять отключены. Пришлось добираться с автовокзала, приехали на место с опозданием.
Впрочем, Юлия Шеймухова говорит, что у нее было и несколько успешных поездок, которыми она довольна. И в принципе сервис ей нравится.
– Что касается аварийности с участием машин из BlaBlaCar, в Запорожской области ситуация не ясна, поскольку никто не признается, что он везет попутчиков по этому сервису. Говорят, едем с друзьями или родственниками на отдых, – сообщает пресс-секретарь патрульной полиции.
Точно так же избегают перевозчики сервиса контроля фискальной службы, хотя, по закону, налог из полученных от попутчиков средств они оплатить должны, но, естественно, этого не делают.
Компетентно
Заместитель начальника Главного управления ДФС в Запорожской области Олег Матвийчук, на запрос «ЗС» сообщает следующее:
«Відповідно до пп.14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Податкового кодексу України (далі – ПКУ) дохід з джерелом їх походження з України – будь-який дохід, отриманий резидентами або нерезидентами, у тому числі від будь-яких видів їх діяльності на території України.
Згідно з п. 12 Умов користування «BlaBlaCar», які викладені на офіційному веб-сайті за адресою: www.blablacar.com.ua платформа є мережевою онлайн платформою, на якій учасники можуть створювати і розміщувати оголошення про поїздки з метою спільного використання транспортного засобу.
Як визначено у положеннях Податкового кодексу України (ст. 179), платник податку, що отримує доходи від особи, яка не є податковим агентом, зобов’язаний включити суму таких доходів до загального річного оподатковуваного доходу та подати податкову декларацію про майновий стан і доходи громадян за наслідками звітного податкового року, а також сплатити з таких доходів податок на доходи за ставкою 18 відсотків та військовий збір за ставкою 1,5 відсотки об’єкта оподаткування.
Особою, яка не є податковим агентом, вважається нерезидент або фізична особа, яка не має статусу суб’єкта підприємницької діяльності або не є особою, яка перебуває на обліку в органах державної податкової служби як особа, що провадить незалежну професійну діяльність.
Тобто, громадяни, які отримували у минулому році доходи не від податкових агентів, зокрема, від надання транспортних послуг іншим громадянам, зобов’язані до 1 травня року, що настає за звітним, надати податкову декларацію в якій відобразити суму отриманого доходу, суму сплаченого протягом звітного року податку та податкового зобов’язання.
Сума податкового зобов’язання з податку на доходи та військового збору, зазначена в податковій декларації, сплачується громадянами самостійно до 1 серпня року, що настає за звітним».
Но у правоохранительных органов на такие проверки не хватает рук.
У легальных перевозчиков отбирают хлеб
Тем временем, BlaBlaCar развивается и становится все более популярным, составляя опасную конкуренцию легальным междугородним перевозчикам.
Водитель Сергей уже более 10 лет сотрудничает Запорожским автовокзалом и совершает поездки по маршруту «Запорожье – Бердянск». Сергей заявил, что легальным перевозчиком из-за таких сервисов как BlaBlaCar работать становиться сложнее с каждым годом.
– За последние годы пассажиропоток значительно уменьшился. Мало того, что нелегалы ездят, так еще поездов стало меньше. Раньше определенная маршрутка подстраивала свое время под определенный поезд. Поезд приходил, какое-то количество человек приезжало на автовокзал, чтобы отправится в соседние города. А теперь нелегалы и так называемые попутчики подбирают пассажиров сразу с поезда, они просто не доходят до автовокзала, – возмущен перевозчик. – Если люди едут официально с автовокзала, то у вас есть и страховка, и уверенность в том, что машина исправна, а водитель в нормальном физическом состоянии. А у BlaBlaCar и других нелегальных сервисах этого нет. Не дай бог что-то случится в дороге, кто будет отвечать? Можно вообще не получить компенсацию.
А ведь именно такие перевозчики, как Сергей, делают все налоговые выплаты, согласно закону. Но из-за «удобных сервисов» легальных перевозчиков становится все меньше, поскольку они больше не видят смысла следовать слову закона, и уходят в тень. Таким образом, BlaBlaCar способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. И в то же время, эта служба должна стать серьезным мотиватором для официальных участников рынка автоперевозок, мотиватором для более эффективных, качественных услуг по конкурентной цене. И таким же мотиватором для госструктур, в чьи функции входит поддержка законопослушного бизнеса и обеспечения безопасности пассажиров.