Проблема ДТП на перекрестках населенных пунктов всегда была и остается острой, и наш город – не исключение. Водители и пешеходы нарушают правила дорожного движения не только по принципу “никто не хотел уступать”, но еще и из-за невнимательности, игнорирования, а то и незнания этих правил. Хорошо, если два “наездника” просто побили “морды” своим авто – железо оно и есть железо. А если в ДТП попал пешеход?

 

Сколько людей тогда гибнет или становится инвалидами на всю жизнь! Кто-то бежит на “красный”, кому-то не хватает времени, чтобы перейти дорогу на зеленый свет, кого-то вежливо пропускают на “зебре” в правом ряду, а другой, не замечая за автомобилем идущего, тут же его сбивает в левом…

Как со всем этим разобраться? Я отправился в городское ГАИ к начальнику сектора организации дорожного движения майору милиции Александру Живило. Его мнение: на каждом перекрестке или “зебре” светофор не поставишь (по финансовым причинам). Но даже если представить, что мы в одночасье разбогатели до уровня американцев и поставили везде сфетофоры, будут ли они панацеей от всех дорожных бед? Вряд ли! Далеко за примером ходить не надо. Под окнами нашей редакции, на перекрестке улицы Грязнова и проспекта Ленина, установлены светофоры, но ДТП происходят практически каждую неделю, и мы являемся тому свидетелями.

Майор милиции Александр Живило

– Александр Викторович, какое время должен гореть “зеленый” свет для пешехода?
– Циклограмма работы светофорного объекта рассчитывается по интенсивности движения транспорта и пешеходов. Учитывается также ширина проезжей части и движение общественного транспорта.
Однако у Дворца им. Кирова люди не успевают перейти через проспект Металлургов…
– Необходимо смотреть, по какой причине это происходит. Есть ведь поколение до 45 лет, которое ходит более быстро, есть дети, которые успевают перебежать, и есть пенсионеры. Может, в данном случае там просто часы сбились. А в общем-то, если в этом месте есть островок безопасности, то секунд 19 зеленый свет должен гореть. Все это нужно смотреть на месте и просчитывать конкретно по каждому перекрестку.
– Кто этим занимается?
– ЗАО “СМЕП Символ”. Оно производит установку и обслуживание светофорного оборудования. Это единственная организация в городе, которая занимается проектированием, установкой светофорных объектов и дорожных знаков. Секунды тоже просчитывают они по заданной программе. Если необходимо, мы им предоставляем показатели интенсивности движения, либо они сами выезжают на место и просчитывают его. Потом разрабатывают всю циклограмму, они же настраивают светофорные объекты, программируя их на определенный промежуток времени. К примеру, в 21.00 светофор автоматически отключается, а в 7.00 – включается. Вся программа, как и ее техническая часть, выполняется только ими.
– На кого же, все-таки, рассчитывается время перехода –  на бабушек или…
– На среднюю скорость пешехода, которая равна 1,2 м/с.
– Эти программы корректируют?
– У них есть аварийная служба, где постоянно находится дежурный, который и занимается этим. Если происходят какие-то сбои, мы сообщаем им, либо они сами планово ездят и проверяют работу светофорных объектов. Заказчиками и владельцами являются райадминистрации, у которых на балансе стоят светофорные объекты, дорожные знаки, транспортные ограждения и т.д.
– Стали появляться “говорящие” светофоры, их и далее будут устанавливать?
– Если идет реконструкция перекрестков, то по просьбам руководителей исполнительной власти ставят такие светофоры. Это привлекает водителей, которые к ним прислушиваются и ведут себя более острожно. Такие светофоры у нас стали устанавливать с конца 2011 года, и их уже порядка 6–7 в городе. Далее, как вы сами понимаете, все будет зависеть от городского бюджетного финансирования.
– Если раньше пешеход мог смело шагнуть на “зебру”, то сейчас он должен убедиться, что не создаст помех транспорту?
– Это рассчитано в целях безопасности самого же пешехода. Не должно быть экстренного выхода на проезжую часть. Как, например, дети: вначале подойдут к дороге, а затем могут резко ее перебежать. Как тут водителю сориентироваться? Согласен, что у нас скорость движения по городу должна быть не выше 60 км/ч  – этого будет вполне достаточно, чтобы среагировать. Но если бы ее все придерживались… Да и сами пешеходы боятся переходить по “зебре”, пока транспорт не пропустит их. Хотя бывают разные ситуации. К примеру, один автомобиль остановился в правой полосе – пешеход пошел, а с левого ряда водитель идущего не видит, выскакивает на “зебру” и сбивает человека.
– Кстати, не редкий случай. Как можно его избежать?
– Если у нас три полосы для движения в одну сторону, водители могут не увидеть этого пешехода. К примеру, если в правом ряду остановился автобус, пропуская его, в среднем автомобилист еще пытается проскочить, то в левом ряду на пешехода уже просто не реагируют. По большому счету, на таком участке нужен светофорный объект. Но кто же его поставит на каждом пешеходном переходе? Точно так же, как и несоблюдение дистанции: один автомобиль остановился, пропуская пешехода, а задний, не выдержав дистанцию, его “догнал”.
– Выходит, пропустил пешехода на свою голову?
– К сожалению.
– В нашем городе установлен видеоконтроль за движением транспорта типа “Рубеж”, “Гарпун”?
– “Рубеж” есть только на стационарных постах ГАИ, а камер видеонаблюдения, фиксирующих скорость, в городе вообще нет. Опять-таки, из-за отсутствия финансирования. Установлены лишь те, что служат для охраны общественного порядка.
– Не за горами весенне-летний сезон, вновь появятся экопосты. Имеют ли они право на существование?
– Насколько мне известно, они устанавливаются только там, где есть природоохранная зона. Скажем, в Кирилловке или при въезде в Автономную республику Крым. У нас на стационарных постах экологов нет. Думаю, что этот вопрос с управлением ГАИ не согласовывается.
– Говорят, если на экопосту нет сотрудника ГАИ, можно не останавливаться?
– Повторюсь, к этим постам мы вообще никакого отношения не имеем. Если раньше наших сотрудников, может быть, и ставили рядом, то лишь для того, чтобы при проверке автомобиля на СО не происходило никаких ЧП. Знаете, один водитель послушно остановился, а другому что-то не понравилось. Поэтому это скорее делалось в целях безопасности того человека, который проверяет автомобили курортников на СО. Хотя, по большому счету, они должны были проверяться раньше – при прохождении технического осмотра авто.
– Вот именно: отметка в ГАИ о том, что ты прошел техосмотр, и является пропуском в экозону.
– Да, несомненно! И в то же время в зависимости от качества бензина, на котором мы ездим, могут сбиваться и настройки топливной системы автомобиля.

Юрий ХАРЧЕНКО,
фото автора
и Владимира ШЕРЕМЕТА