Они играют на центральных улицах, в переходах, парках. Кто-то это делает ради удовольствия, кто-то ради заработка. А для некоторых выступления на улице – шанс для самореализации, возможность показать себя, получить признание публики…

Корреспондент «ЗС» решил выяснить: кто они, запорожские уличные музыканты, и как им живется в нашем городе?

«Музыканты в нашей стране никому не нужны!»

Как ни странно, но почему-то улица Сталеваров привлекает уличных музыкантов. По крайней мере, в этом районе регулярно выступают несколько человек. Играют преимущественно по выходным.

Прямо на проспекте, недалеко от остановки, играл на трубе Михаил. Нет, не играл. Его труба словно разговаривала с прохожими. Так проникновенно и трогательно. Горожане останавливались, чтобы насладиться звучанием. Чувствовалось: играет профессионал.

Жаль, что разговора с Михаилом не получилось. «Я интервью не даю, – категорично заявил он. – И не надо меня фотографировать, я ведь вам не клумба». Пытаюсь объяснить, что он играет в общественном месте, и я имею право сделать снимок. Но все разъяснения и доводы – тщетны. К нашему разговору подключается его мама. Она во время выступлений сына находится рядом.31531733_10216315290544496_3956084704079249408_n

– О чем писать? О том, что музыканты в Украине никому не нужны. Вот и напишите, что закончил Донецкую академию, играл в оркестре, и выбросили его на улицу! – родительница довольно эмоциональна.

– У Михаила высшее музыкальное образование? – пытаюсь уточнить я.

– И музыкальная школа, и музыкальное училище, – дополняет молодой человек.

– Не на улице же он научился играть на трубе, – не унимается его мама.

– Вы играли на профессиональной сцене?

– Конечно! И он играл, и я работала в филармонии. Выгнали нас на улицу. Никому не нужны! Или вы хотите написать, как много денег мы зарабатываем? Так посмотрите в интернете ролик, как на нас напали полицейские…

Разговор явно не клеится. Михаил с мамой поспешно собирают свои вещи и грузят на тележку. В перерывах бросают мне отдельные фразы. Интерес со стороны журналиста вызвал у них какую-то неадекватную реакцию. Ну что ж! Не получилось поговорить с одними, ищем других.

«И работа, и удовольствие»

Искренне и душевно играл на аккордеоне Михаил Смирнов. Он скромно сидит на лавочке по улице Сталеваров. Парень любезно согласился ответить на наши вопросы.

Михаилу 16 лет. Он учится в десятом классе. С семи лет занимается музыкой.

– Почему аккордеон? – спрашиваю у него.

– Мои старшие брат и сестра учились игре на аккордеоне, и меня также отвели в музыкальную школу №2 постигать азы нотной грамоты. Почему аккордеон? Наверное, мама так хотела.

– Как возникла идея играть на улице?

– Я не очень хотел играть и не очень добросовестно занимался, поэтому мой преподаватель предложила мне выходить играть на улице, мол, будешь зарабатывать деньги, и тебя это мотивирует лучше учиться.

– Помните свое первое выступление под открытым небом?

– Первое выступление было возле Запорожского дуба. Я живу там недалеко. Мне было 11 лет. Выходил в шароварах и вышиванке. В основном играл украинские произведения. Там людей было не очень много, поэтому я не сильно стеснялся.

Появились деньги на мелкие расходы. Мальчишке это понравилось, и он решил продолжать музицировать на улице. Т.к. возле дуба мало людей, поэтому начинающему артисту пришлось сменить место. Выбор пал на многолюдную в выходные дни улицу Сталеваров. К тому же здесь живет друг Михаила, и парень может оставлять у него громоздкий инструмент.

– Одноклассники знают, что вы уличный музыкант?

– Некоторые знают и относятся к этому нормально.

– Игра на улице вас стимулировала больше заниматься музыкой и усовершенствовать свое мастерство?

– Не сильно.

Михаил честно признается, что может сыграть не все произведения, которые просят горожане. А заказывают чаще Полонез Огинского («Прощание с Родиной» – один из самых известных полонезов, написанный литвинским композитором Михаилом Огинским, – авт.) и просят какие-то барыжные вещи, – улыбается мой собеседник. Парню специально ничего не пришлось разучивать. Все, что он проходил по программе в музыкальном училище, все пригодилось.

– Что обычно вам говорят прохожие?

– Кто-то проходит и говорит: «Молодец! Работает, а не шляется где-то». Другие заявляют: «Ищи нормальную работу». Приглашали играть на день рождения. А был случай, когда на меня наехал один мужик. Житель этого района подошел с требованием сменить место.

– Я пару часов в день по выходным играю на улице, а еще работаю в callцентре, чтобы иметь возможность купить то, что мне надо, оплачивать проезд, покупать домой продукты. Так как у родителей нет денег на вещи, которые мне хочется, я зарабатываю на них сам. Например, купил себе телефон.

– И сколько вам пришлось играть, чтобы насобирать себе на телефон?

– Пару месяцев. Но пришлось играть чаще, чем обычно.

По словам школьника, однажды он заработал за один день 906 гривен. Это было пока только один раз за 5 лет. Нередки случаи, когда за пару часов игры музыканту бросят лишь на проезд.

– Более щедрые женщины, – признается мой собеседник. – Бывало, что они бросали мне по 100 гривен сразу.

Эта подработка сезонная. Зимой, если температура ниже нуля, то инструмент не реагирует, также лучше не играть во время жары, когда на градуснике 30 и выше.

– Михаил, где вам нравится больше работать: в callцентре или играть на аккордеоне?

– Конечно, играть. Это для меня и работа, и удовольствие, 50/50.

Вопрос: «Кем вы себя видите в будущем?», заставляет школьника задуматься.

– Я немного ленивый. Возможно, стану музыкантом. Но чтобы стать хорошим музыкантом, нужно очень много трудиться.

Для справки

В наши дни уличные выступления в Европе – официально признанная профессия. На этот вид деятельности необходима лицензия либо разрешение муниципальных властей. Оговаривается время и место выступлений. Если нет соответствующего документа – значит, вы нарушаете общественный порядок.

В некоторых странах для уличных музыкантов даже проводят кастинг, т.е. борются за качество музыки, чтобы туристы и гости наслаждались хорошим исполнением.

К слову, улица может стать стартовой площадкой для настоящих дарований. Свою карьеру с игры под открытым небом начинал британский рокер Род Стюарт, французский мультиинструменталист Ян Тьерсен, битбоксер Dub FX из Мельбурна и многие другие звезды современной поп-сцены.