В самом большом запорожском кинотеатре, на экране ККЗ им. А. Довженко идет “Анна Каренина”. Голливудско-британский вариант режиссера Джо Райта. Скажу честно, мне не нравятся европейские и американские экранизации российской классики (даже с Софи Марсо). И скажу крамольную вещь – мне не нравится “Анна Каренина” Льва Толстого. И даже советская экранизация этого произведения с незабвенной Татьяной Самойловой. А фильм “Анна Каренина” Райта не просто понравился – это просто переворот какой-то.

 

Невероятная вещь – режиссер сделал киноспектакль (съемки проведены как бы в декорациях театра) с множеством театральных условностей, который как кино приобрел напряженность и мощь настоящего боевика-триллера. Нет, Анна не “хильнула “Фанти” і зупинила потяг”, все было гораздо невероятнее.
Я не пойму, почему, но фильм получился невероятно органичный и исконно русский. Как может “пиратка” Кира Найтли быть такой естественной в роли Анны? Как стал Аарон Тейлор-Джонсон из ленты “Пипец” настоящим господином офицером Вронским? А Каренин? Как красавец Джуд Лоу согласился на такую некрасивую роль – и в единственной из всех экранизаций получился верный образ Каренина – слуги царю и спасителя неродной дочери (каким он и был в первоисточнике). Ладно, можно списать эти преображения на талант. Но почему все до “последней” кормилицы и крестьянки выглядят и действуют органично и естественно? Даже возмутительно (в положительном смысле). Как и то, что Домналл Глисон (исполнитель роли Билла Уизли в фильме “Гарри Поттер”) – реальный русский барин Константин Левин, а его партнерша, никому не известная шведка Алисия Викандер – реальная светская барышня Кити.
Сумел Джо Райт, который уже зарекомендовал себя как автор благопристойных и качественных мелодрам-экранизаций вроде “Искупления” и “Гордости и предубеждения”, создать и эксперимент, и классику в одном бокале (или туеске). При всем почтении к наследию Льва Толстого в “Анне Карениной” сюрпризов – неимоверное множество. Такого количества чистой и красивой режиссёрской фантазии не доводилось видеть со времен лучших лент Бертона, Земекиса, Гиллиама и Гильермо дель Торо.
Ведь можно, оказывается, не только лошадиные скачки, березовую рощу и бесконечные просторы полей разместить на театральных подмостках (при этом – на киноэкране), но и сделать это невероятно зрелищно. А бал, который по напряжению  круче любой драки в боевике! И игра в слова Кити и Левина – тоже триллер, не меньше. А собственно третий главный герой – паровоз? Он как появился заснеженный и обмерзший в самом начале, так и летел напролом с подлинной мощью страсти – прямо на Анну и на зрителей. Понятно, почему в “Прибытии поезда” братьев Люмьер зрители убегали из зала – они, знали, чем этот паровоз обернется в “Анне Карениной”. Визуально фильм просто роскошен. И паровоз стал по праву одним из главных героев – безо всякой иронии.
Отдельно стоит сказать о работе композитора Дарио Марианелли – и он, как говорится, попал в точку (или ноту). Эмоциональное напряжение ему удалось так, как и в хорроре не всегда бывает. И отдельное “сенкью” тем, кто подбирал русские песни и мелодии – даже “Во поле береза стояла” получилась вовремя и к месту.
И прокатная судьба ленты в Запорожье, несмотря ни на что (экранизация классики, посленовогодняя экономия), благоприятная.
Рассказывает директор ККЗ им. А. Довженко Людмила Зеленюк:
– Зритель идет на этот фильм активно. Пришли и те “советские” зрители, которые видели экранизацию с Татьяной Самойловой, и молодежь. Отзывы разные, но очень эмоциональные и, в основном, положительные. Видно, что лента “зацепила”, есть о чем поговорить, обсудить. Этот фильм мы заказали специально – очень хотелось, чтобы он дошел до запорожцев, чтобы они смогли познакомиться с такой интересной “Анной Карениной”. Для меня, конечно, лучшей останется Татьяна Самойлова, но пришли новые времена, и зритель видит совершенно новое прочтение классики.
фильм “Анна Каренина” будет участвовать в четырех номинациях на 85-й церемонии вручения премии “Оскар” в категориях: “Лучшая музыка”, “Лучшая операторская работа”, “Лучшая работа художника-постановщика” и “Лучший дизайн костюмов”. Мало! И за все роли подряд можно премировать  не глядя, то есть после просмотра, конечно.