Думаю, никто не станет отрицать, что успех деятельности любого медицинского учреждения во многом зависит от настроения его сотрудников, от восприятия их работы нами, пациентами. И не только. Давайте помнить и о значении морально-психологических составляющих, роль которых в обеспечении жизнедеятельности практически любого трудового коллектива переоценить просто невозможно. Тем более, что сегодня на первый план сама жизнь выносит профессионализм, персональную ответственность каждого руководителя, специалиста за доверенный участок работы.
И многократно неприятно, когда создающие перспективу, в первую очередь, для коллег по профессии нововведения находят чье-то невосприятие, которое выражается и в “груде грязи” в интернете, в средствах массовой информации, и в обыденном кулуарном словоблудии, что сжато можно сформулировать так: ни себе – ни людям!
– Сергей Николаевич, можно говорить об экономических, социальных трудностях, носящих объективный характер, совместно искать выход из конкретной сложившейся ситуации. А можно, не принимая, естественно, во внимание собственные недостатки, выражающиеся частенько в отсутствии организаторских способностей, надлежащих профессиональных качеств, обвинять руководителя во всех грехах…
– Попросту говоря, ставить “палки в колеса” тем, кто старается, работая много и напряженно, стремится к новому, прогрессивному, что для медицины, несомненно – самое важное.
– Вы работаете в медицине?..
– Двадцать девять лет, а главным врачом больницы неотложной и скорой медицинской помощи – десять месяцев…
– Положа руку на сердце, часто ли приходится слышать от пациентов, коллег слова благодарности?
– Если врач лечит пациента квалифицированно, что называется, с душой, отношение соответствующее – доброжелательное, искреннее. К хорошему специалисту люди тянутся. И наоборот, стараются избегать тех, кто к своим прямым обязанностям относится, образно говоря, спустя рукава.
– И далеко не всегда, к тому же, “блещет” профессионализмом?
– Слава Богу, таковых не так уж много. Самое приятное для врача, когда ему говорят: “Доктор, спасибо!”. За то, что улучшили здоровье, возвратили в семью, дали возможность жить полноценной жизнью.
– Но ведь медицина, если честно – сущий клондайк для жалоб, разочарований, кляуз. Часто ли, на Ваш взгляд, врачи признают свои ошибки?
– Как правило, настоящий врач-профессионал не станет отрицать свои ошибки, к тому же, каждую из них проанализирует и в первую очередь – принесет свои извинения. Никто из нас не застрахован от ошибок, которые надо не просто осознавать, но и учиться на них, делая надлежащие выводы, помня о моральных аспектах: где-то вспылил, сделал поспешные выводы. Медработник – прежде всего, человек, имеющий собственную “точку кипения”. Далеко не каждый может хладнокровно выслушивать надуманные упреки, нарекания. Может последовать, увы, и неадекватная реакция.
– Если для этого есть предпосылки, “взрывающие” эмоции?
– Как бы там ни было, следует в любой ситуации проявлять сдержанность. Но если эмоциональный всплеск случился, надо найти в себе “мужество”, чтобы “сгладить острые углы”. Руководитель любого медицинского учреждения, как правило, выслушивает от пациентов массу претензий, обид – как справедливых, так и, мягко говоря, не очень. И надо, отбросив личные обиды, а может, и неприязнь, разобраться в каждом инциденте, приняв объективное решение. Доктор также должен признавать свою неправоту. Скажу прямо: процентов девяносто жалоб от пациентов связаны с элементарными высказываниями или точкой зрения какого-то медработника на возникшую у больного проблему.
– Вывод напрашивается один: в любой профессии человек должен быть специалистом с большой буквы!
– И не иначе. Совершенству, а в медицине тем более, не может быть предела… Как говорится, век живи – век учись.
– Как бы Вы охарактеризовали медперсонал руководимого Вами медучреждения?
– Это больница экстренной и скорой медицинской помощи, где лечат самых тяжелых больных, которых доставляют сюда во всего Запорожья. Причем чаще всего в возрасте от семидесяти и выше лет с запущенными заболеваниями. Скажем, с перитонитом человек 3–4 дня находился дома, у него – неоднократные инфаркты и другие болезненные “букеты”. Мы говорим о запущенных хирургических историях, понимая, что не можем вылечить всех, однако, по мере возможности, помогаем каждому пациенту. И все же приходится констатировать: умер, скажем, больной в возрасте 95 лет из-за аппендикса, который, увы, лопнул, а перед этим три дня находился дома. Летальный исход, однако винить в этом исключительно врачей, по-моему, несправедливо. Хотя нам, поверьте, глубоко понятна боль утраты его родных и близких. Тем не менее, и в Америке, и в Европе существует твердое убеждение – “тяжелый” больной должен умирать в лечебном учреждении, где и процесс лечения, и другие “острые” моменты контролируются.
– Врач, к сожалению, не Бог, поэтому подчас бессильны и профессиональное мастерство, и, казалось бы, чудодейственные медпрепараты…
– Когда жизненный стержень, извините, рухнул, остается лишь уповать на волю Божью. Все возможное сделали хирурги, устранив первопричину кризиса: провели обезболивание, операцию, но, увы… Пациент так и не вышел из осложненного болезненного состояния.
– Поэтому и врач, и пациент должны быть, в первую очередь, терпимее друг к другу, участливее, что ли? Да и мы, потенциальные больные, просто обязаны беречь свое здоровье…
– Безусловно. При этом отрадно отметить, что у нас работают врачи-профессионалы, которыми укомплектована больница. Несомненно, у врачей – разная квалификация, опыт. У нас, чем мы по праву гордимся, шесть заслуженных врачей Украины, около шестидесяти процентов имеют высшую категорию. Богатая и клиническая база, где работают профессора, доценты, кандидаты медицинских наук. Но самое важное, пожалуй, то, что у нас идет непрерывная подготовка докторов по оказанию экстренной медицинской помощи. В восьмидесяти пяти процентах случаев оказываем неотложную, экстренную медицинскую помощь, работая в круглосуточном режиме.
– То есть покой вам только снится? Эта постоянная напряженность сказывается на взаимоотношениях в коллективе?
– В какой-то мере. Самое важное, чтобы это не оказывало отрицательного воздействия на качество работы врачей, медперсонала в целом. У каждого доктора есть собственный взгляд, позиция, которую он стремится отстаивать. Но делать это надо аргументированно, доказательно, чтобы в конечном счете не наносился вред пациенту, чтобы работалось в спокойной обстановке. Согласитесь, врачу придает уверенности то, что благодаря его решению больной пошел на поправку, выздоровел.
– Все это – рабочие моменты…
– Важность которых невозможно переоценить. В доверительных взаимоотношениях между врачом и пациентом – весомые гарантии достижения желаемых результатов в лечении… Если после беседы с врачом пациенту не стало легче – это плохой врач. Так говорят в народе. После первой же встречи с лечащим врачом больной должен почувствовать облегчение… Самое главное, чтобы он поверил в доктора.
– А ведь взаимной силой воли и на самом деле побеждаются самые коварные болезни?
– Собственные силы каждого человека – неограниченные. И если он сумеет включить их в борьбу с недугом, успех практически обеспечен. К тому же, врач – не Бог. Возможно, у кого-то есть зависть. Мол, кто-то известнее, профессиональнее, больше и эффективнее оперирует и так далее. Во мне, к счастью, такого чувства ревнивой зависти нет. Просто стремлюсь постоянно совершенствоваться профессионально, являясь практикующим хирургом…
– По-моему, отсутствие зависти – показатель, прежде всего, уверенности в себе, постоянного стремления к совершенству, которое, как известно, бесконечно?
– Как говорится, век живи – век учись, стремись быть успешным, востребованным специалистом. Если я вижу шикарную машину, великолепный дом, оборудованную с соблюдением требований европейских стандартов клинику, говорю обычно: есть к чему стремиться…
– Может, я ошибаюсь, но еще в бытность СССР приходилось наблюдать, извините, самовлюбленность отдельных врачей. Причем совершенно беспочвенную. Ну, окончил мединститут, ну, работаешь в клинике. А дальше что? Авторитет любого специалиста – в высоком профессионализме, трудолюбии, но ни в коем случае не в занимаемой должности. Честное слово, глупо и смешно даже во сне претендовать на почет и уважение людей, их благодарность – тем более, если и запас знаний, мягко говоря, скудноватый, и толком рецепт выписать не умеешь? А ведь такое, увы, случается. И довольно часто такой, простите, неуч “таскает” полторы-две врачебные ставки. Не является ли такая ситуация прямым поводом к конфликтам с администрацией? Скажу прямо: если у хирурга – “золотые руки”, перед ним не стыдно стать на колени в знак глубочайшей благодарности. А что прикажете делать, если так называемый хирург и с обычным аппендицитом с горем пополам справляется?..
– А зарплату, между тем, получает исправно. В каждом лечебном учреждении должна быть здоровая конкуренция!
– Она проявляется в руководимой Вами больнице?
– К сожалению величайшему, ни одно лечебное учреждение, по крайней мере сегодня, не может похвалиться здоровой конкуренцией. Если вспомнить, в СССР была четкая плановость в подготовке и распределении специалистов-медиков. Сегодня выпускник вуза далеко не всегда имеет возможность трудоустроиться. Ведь далеко не каждый захочет ехать на работу в сельскую местность…
– Где нет фактически элементарных условий для работы врачей?
– В том-то и беда! Скажем, человек мечтал быть хирургом, а устроиться в стационар нет ни малейшей возможности. Если присмотреться, то процентов шестьдесят специалистов-медиков, работающих в стационарах – пенсионного возраста. Это касается, кстати, не только лечебных учреждений. А причина банальная: нет плановости в подготовке специалистов… Между тем, со всей ответственностью могу утверждать, что и в тридцать лет человек может стать “пенсионером”. И наоборот, иные специалисты и в шестьдесят–семьдесят лет могут преподносить (и преподносят!) молодым специалистам мастер-класс, работая, без преувеличения, виртуозно.
– Может, ошибаюсь, но в медицине, по крайней мере сейчас, каким-то образом сглаживается грань между профессионалом и непрофессионалом? Непростительно, когда в гинекологии, например, просиживает, простите, “топорное существо”, калечащее женщин. Этот негатив в значительной мере проявляется на периферии… Да и далеко не каждый талантливый хирург “подпускает” к себе молодежь. Мол, могут превзойти.
– Такой подход – колоссальная ошибка со стороны опытных врачей. И заведующий кафедрой, и главный врач, и заведующий отделением обязаны обучать молодежь даже для того, чтобы в какой-то критический момент “под рукой” была достойная замена. Да и почетно передавать свой опыт молодым специалистам…
– В свое время и Вам в этом повезло?
– Причем здорово! Мне посчастливилось стать учеником академика А. С. Никоненко – талантливейшего ученого, главного трансплантолога Украины, чем я гожусь. Александр Семенович проводит мудрую политику по отношению к своим ученикам: появилась совершенно новая операция – выполняет ее в их присутствии четыре-пять раз, а затем, как говорится, в добрый путь…
– Сергей Николаевич, мы с Вами, по сути, говорили о том, что проблем в медицине очень много. И решать их нужно сообща, причем взвешенно, отбросив личные обиды, заносчивость, думая не только о ее настоящем, но и будущем?
– Что всецело зависит от каждого из нас!