Когда коммунизм планировал объять целый мир, его “столицу”, так называемый “город Будущего”, хотели построить и на запорожской земле. Планы не осуществились, но в какой-то мере город за порогами таким центром все-таки стал. Реально – стал центром мирового наследия архитектуры в стиле конструктивизма! Правда, если этот статус не развивать, не поддерживать, то от щедрого наследства, кроме воспоминаний, ничего не останется. А запорожская архитектура, между прочим, с увлечением изучается европейскими специалистами, которые пишут по ней диссертации.
Об этом нам рассказал Юрий Баранник, директор арт-галереи “Lenin” – человек, искренне болеющий за историю и будущее запорожского искусства. У Юрия много творческих проектов. Один из них – современный музей конструктивизма под открытым небом. Этот музей помог бы развиться Запорожью как культурному и туристическому центру.
– К сожалению, у нас нет высших учебных заведений ни по живописи, ни по музыке, ни по архитектуре, ни по любому другому виду искусства, – рассказывает Юрий Баранник. – А ведь нужно, чтобы молодежь не уезжала в Киев, Москву, в другие города. Чтобы здесь, в Запорожье, возникла своя школа хоть в каком-то творческом – театральном, музыкальном – деле. Это одно. Второе – у нас мало “зерен”, которые можно взрастить и развить. А вот конструктивизм – это по-настоящему “наше”.
Александровск был сравнительно небольшим городом. По сути, вся история Александровска сосредоточена территориально в старой части. Другой, новый этап строительства Запорожья пришелся на 1920–30-е годы. Одновременно со строительством Днепрогэса архитекторам дали “карт-бланш” – строить “город будущего”. Это именно так тогда и звучало. К нам приехало много заграничных архитекторов, советские авторы тоже общались с французами, немцами, поляками. После первой мировой войны во всем мире возникла проблема строительства экономного жилья. Так возник функционализм. Функционализм архитекторы “принесли” и к нам, здесь ему дали название “конструктивизм”.
В Украине наибольшее количество такой архитектуры – в Запорожье и Харькове. Согласно рассуждениям Льва Троцкого, после победы мировой революции предполагалось строительство “центра коммунистического мира, центра Вселенной”. И одним из проектов этого был именно наш “шестой поселок”.
“Шестой поселок” в истории мировой архитектуры
– К нам в галерею приезжали архитекторы из Германии, Франции, – рассказывает директор. – Иностранцы здесь чувствуют себя комфортно, поскольку там такие галереи – на каждом шагу. Они говорили, что изучали конструктивизм на примере Запорожья. “Шестой поселок”, проспект Металлургов преподносился учителями в архитектурных академиях в обязательной программе. Он находится во всех энциклопедиях. Все архитекторы мира знают “шестой поселок”, а некоторые запорожцы не знают.
“Шестой поселок”, со слов Юрия Баранника, ждет своей очереди для признания ЮНЕСКО. Но в таком виде, как он есть, его никто в перечень мировых исторических памятников, конечно, не примет.
– Прежде всего, нужно отремонтировать дороги и дома, – говорит Юрий. – Иначе не до истории и не до культурных событий. Мы выносили на обсуждение проект музея под открытым небом. Его основой будет современный парк с макетами знаменитых домов, сооружений. Такие сейчас есть во многих городах мира и в Киеве. Одна зона будет посвящена заброшенным памятникам советского периода (я знаю людей, которые их собирают). Еще одна – современной парковой скульптуре.
Планируется, что музей будет находиться за ДК “ЗАлК” им. Кирова. Когда-то там была танцплощадка, сейчас – бесхозное место: там пьют пиво, водку, бродят стаи собак… А парк конструктивизма стал бы культурной, туристической Меккой по архитектуре 20–30-х годов, полностью по истории города.
Музей – недорогое удовольствие
– Сколько приблизительно будет стоить такой парк?
– Это пока невозможно посчитать. Но не так уж и дорого в масштабах города. А есть и другие проекты, достойные музеев. Например, у нас в городе жил музыкант мирового масштаба – Александр Цфасман, основатель советского джаза. Сейчас в Москве на “Аллее звезд” у него тоже есть звезда. Я четыре года собирал его вещи, ездил в Москву, собрал около двухсот пластинок. У нас была выставка, мы слушали музыку на настоящем патефоне! Сейчас выставка собрана “в чемоданы”, ждет своего часа. Я пытался передать материалы в краеведческий музей – не заинтересовало. Я это все один не потяну, у меня много проектов.
Еще один проект – театр в шлюзах. Там зрители с шестидесятиметровой высоты смотрят вниз. И им можно показывать все, что угодно. Таких проектов очень много. И таких галерей, как “Ленин”, нужно сделать в городе пятнадцать-двадцать – с разными направлениями. Появится еще хоть один человек, который будет этим заниматься, я с радостью все-все передам.
Марьяна ТЕРЕЩЕНКО

Конструктивизм – художественный стиль, сблизивший искусство с практическими потребностями индустриализованного быта. Для него характерно: акцентирование на функциональном назначении, упрощение и геометризация форм, сведение к минимуму декоративных элементов. В подчеркнутой простоте конструктивизма видели проявление эстетики нового демократического общества. Поэтому у нас он получил горячую поддержку в послереволюционные годы.