Кстати, у клуба из города Стрый своя 100-летняя история. Еще в начале 20-х годов прошлого века о звездной варшавской “Легии” говорили, что это – филиал “Скалы”, где было много игроков из Стрыя. В 1934 году в первенстве Западной Украины клуб занял 2 место, а в 1943-м он стал первым. Вот как написано в книге “Скала Стрий: 100 років злетів та падінь” (автор – Андрій Баб’як)”: “Під час радянської окупації ФК “Скала” був заборонений як націоналістичний, а за Стрий грали такі клуби, як “Авангард”, “Буровик”, “Машинобудівник”. Однако звезд с неба они явно не хватали, и лучшим их достижением в 1972 году было то, что “Авангард” стал чемпионом Львовской области и призером чемпионата УССР среди КФК. И вот в 1988 году под давлением общественности, на волне национального возрождения ФК “Скала” был восстановлен.
Сейчас это – добротный клуб второй лиги, финансируемый представителями частного капитала, имеющий хорошую футбольную базу (2 поля в Моршине, 1 – в Довгом, 5 полей тренировочных и 2 игровых), есть своя футбольная академия по четырем возрастным группам. Только за 2010–11 годы клуб открыл 10 филиалов в 4 областях Западной Украины. За основной состав команды играют только местные воспитанники. Клуб из года в год прогрессирует в чемпионате 2 лиги: 2010 год – 9 место, 2011 – 5 место, 2012 – идет на третьем. Два года назад на место главного тренера Александра Томаха сюда пришел известный тренер из ФК “Тирасполь” Владимир Рева. Учредители сразу же обозначили философию развития клуба, начав с футбольной академии. Главная задача – обучающий фактор и подготовка молодых воспитанников. Поэтому президент клуба Николай Кмить никаких скоротечных задач перед главным тренером не ставит. Всему свое время. Думаю, у этого клуба есть будущее и он заявит еще о себе и во второй, и затем в первой лиге.
Как рассказал мне Владимир Воробец, футбол во Львовской области вообще очень популярен, даже на любительском уровне. Так, в чемпионате области заявлено 30 команд-участниц, которые играют тремя группами. А вы бы видели, сколько людей по селам приходит болеть за свою команду! У них так: в воскресенье в 12.00 служба в церкви, куда они идут всем селом, а оттуда дружно, семьями на футбол. Я сам – воспитанник сельского футбола, но что-то не припомню, чтобы в Запорожской области даже в 60–70-е годы был такой бум.
Однако вернемся к нашему тренеру.
– Владимир Андреевич, когда и какую хозрасчетную модель клуба вы предложили?
– Это был еще 1987 год, когда на страницах “Советского спорта” шли дебаты по этому вопросу, а инициатива создания профессионального футбола в Советском Союзе исходила от Лобановского. Я это делал не для Запорожья, а для всего Союза – это хозрасчетная модель союза футбольных клубов СССР и противозатратная методика планирования календарей, учитывающих переход на европейские сроки проведения чемпионатов страны для всех трех лиг СССР. В 87-м я это написал, потом сделал доклад в институте физкультуры Лезговта (г.Ленинград) на кафедре “Футбол-хоккей” в присутствии известного Вячеслава Гусева. О докладе стало известно председателю федерации футбола Советского Союза, члену-корреспонденту Академии наук СССР Топорнину, который пригласил меня на внеочередной пленум федерации футбола, где я и должен был выступить. Но у проекта возникло много противников. Особенно злостным оппонентом перехода на систему “осень-весна” был начальник управления футбола Госкомспорта СССР Вячеслав Колосков. И по сути все посмеивались над идеей создания ПФЛ. Это вынудило меня просто размножить статью и саму методику на ротаторе. Рукопись печаталась в московском “Спартаке” благодаря Николаю Петровичу Старостину. Спасибо, Владимир Маслаченко помог мне на него выйти. А через Сашу Бубнова, у которого мы дома с подругой его жены допечатывали рукопись, я передал ее тренерам сборной СССР Юрию Морозову и Валерию Лобановскому. Саша вместе со сборной вылетал тогда на учебно-тренировочный сбор в Италию.
– В “Металлург” вы тоже ее передали?
– Да, тогда Надеин был главным тренером, а Жиздик – президентом клуба. Он, кстати, еще в “Днепре” пытался создать хозрасчетный клуб. Не знаю, насколько она им помогла, но в Запорожье затем был создан первый в стране профессиональный клуб. Как только Украина стала независимой, календарь поменялся, и мы перешли на европейскую систему проведения чемпионатов. Если мы хотели участвовать в еврокубках, этот шаг был просто необходим. В России, кстати, пришли к этому только через 23 года.
– А как вы пришли в футбол?
– Еще 8-летним ребенком в 1960 году начал заниматься в многопрофильной спортивной школе СК “Машиностроитель” г.Запорожья (ныне “Мотор Сич”). Первым тренером был Иван Филенко. После школы играл в клубной команде “Стрела” и вскоре уехал учиться в Ленинградский институт легкой промышленности им. Кирова. Играл там за студенческую команду и одновременно еще подрабатывал за пару коллективов физкультуры. В Запорожье вернулся в 1989 году на работу, не связанную со спортом. А в 1997 году Владимир Светличный пригласил меня в “Торпедо” в качестве директора футбольной школы. Когда в начале 2000 года в клубе начались проблемы и он распался, школа продолжала существовать. Сохранял ее всеми правдами и неправдами, а в 2001 году благодаря мэру города Александру Поляку добился для нее бюджетного финансирования. В том же году я открыл ДЮФК “Торпедо-МАУП”, но работать нам не дали. Хотя я и заявил в первую лигу две команды (старшие и младшие юноши), начали уже чемпионат, но в сезоне 2002–03 года пришлось сняться с розыгрыша. Вскоре директор футбольной школы ФК “Металлург” Леонид Ключик пригласил меня на должность тренера-селекционера, где я и трудился до 2008 года. В последний год пребывания в клубе разработал модель региональной академии на базе “Металлурга” и предложил ее внедрить.
– Кому предложили?
– Президенту клуба Езерскому, но у руководства было другое решение по этому вопросу. Я ушел работать тренером-селекционером в филиал академии ФК “Шахтер”, “Азовсталь” г.Мариуполя, где и трудился больше года. А в 2009 году получил предложение от Александра Томаха, который возглавил возрождающийся ФК “Скала”, стать руководителем селекционной службы клуба, где и работаю по сей день.
– Что мешает “Металлургу” Дворецкого и теперь вот – команде Богуслаева?
– Неопределенность финансирования, задач перед клубом и какое-то хаотичное движение, тяжело поддающееся логике: смена руководства, тренерская чехарда, распродажа воспитанников… Клуб, который ставит перед собой задачи, наоборот, приобретает, а не распродает молодых доморощенных футболистов, которые с успехом защищают цвета ведущих клубов Премьер-лиги Украины.
– Но при Дворецком ведь попали на Кубок УЕФА?
– Тогда ставились такие задачи. Когда начала строиться школьная база на ул. 12 Апреля, казалось, все идет, как надо. Мы ведь были лидерами в детском футболе, что дает свои плоды и сейчас, но не для запорожского футбола. От нас ведь дети раньше не уходили. Мы продавали уже готовых футболистов, тех, которые засветились на уровне команд-мастеров. Теперь же дети просто покидают школу.
– Но Киев ведь и раньше у вас детей забирал?
– Нет, в то время этого практически не было.
– А Оберемко из Токмака в “Динамо” как забрали?
– Но он ведь у нас в школе был менее года. Ну да, Оберемко был первым, кого отдали. Но тогда у нас еще не было хороших футбольных полей, и условия были безобразные. А когда соорудили поля, у нас не было оттока. Поэтому Виктор Трегубов и выпустил целую плеяду известных игроков.
– Расскажите, как вы привели в “Металлург” Хачериди?
– Заехал в Мелитополь на тренировку “Олкома”, где в первый раз и увидел 18-летнего Хачериди. Потом на протяжении полутора лет следил за ним и предложил Чанцеву и Вернидубу для просмотра в “Металлурге”. Его взяли, а с “Олкомом” заключили договор аренды, и один круг чемпионата он был в команде. Потом по непонятным для меня причинам Хачериди отпустили. Я был против, хотя еще в начале его пребывания некоторые тренеры посмеивались над ним и говорили мне: “Андреич, ну ты и футболиста привел!”. Ну я им тогда в запале и сказал: “Этот мальчик будет играть в сборной Украины!”. Буквально через пару месяцев после “Металлурга” Хачериди оказался в луцкой “Волыни”, а через год – в киевском “Динамо”.
– Были и другие дарования?
– Да, привозил я в Запорожье и Коноплянку, и Соболя. В круг моих обязанностей в “Металлурге” входило проведение как селекционных, так и обычных турниров. И вот на одном из первых турниров памяти Поляка уже на новых полях мы проводили турнир для 12-летних мальчишек. Я пригласил клуб “Олимпик” из Кировограда – в этой команде был Эдуард Соболь (1995 г.р.), на которого я тут же обратил внимание. После игр турнира я подошел к маленькому краснощекому Эдику и предложил заниматься в нашей школе. Как выяснилось, его отец играл в запорожском “Торпедо“, а футбольную карьеру завершал в Кировограде. Мама у него – из Вольнянска. Теперь Соболь – игрок молодежной сборной Украины и входит в основной состав запорожского “Металлурга”. Им, между прочим, интересуется даже “Барселона”, у которой проблема с левым защитником.
– А с Коноплянкой что?
– Он еще 10-летним мальчиком от ДЮСШ Кировограда приезжал к нам на турнир в школу “Торпедо”. А уже на его выпуске из спортшколы я вновь пригласил три их команды в Запорожье на турнир специально для того, чтобы Чанцев посмотрел на Коноплянку. Сам судил эту игру, а Чанцеву сказал: “Смотри за 10 номером, я тебя пригласил из-за этого мальчика”.
– И Чанцев проглядел его?
– Нет. После игры я подвел тренера Коноплянки к Чанцеву, чтобы они поговорили. Но пока я был после игры в душе, кировоградцы уже успели уехать на автобусе. Подошел к Толе Чанцеву, а он говорит: “Футболист он хороший, но стоит денег”. Я знал, что тренер хотел получить за Коноплянку какую-то копейку, а в “Металлурге” в то время была политика: “У нас есть свои воспитанники”. А нужно-то было всего 7 тысяч долларов. Через пару месяцев парень уже оказался в “Днепре”. Теперь все видят, кто такие Коноплянка и Хачериди.
– Как вы считаете, поможет Кварцяный “Металлургу”?
– Я уважаю этого тренера как человека, преданного футболу, страстного, фанатичного. Мы часто встречаемся в Луцке. Он – своеобразный человек, со своими взглядами на футбол, но они заслуживают уважения. Кварцяный – легенда волынского футбола, он сделал для него очень много и для украинского тоже. Потому что через его руки прошли и тот же Хачериди, и Сачко, и Шевчук, и многие другие. Я могу ему пожелать только удачи и терпения – в Запорожье работать очень тяжело.
Cпециально из Моршина, фото автора