Как мы уже сообщали ранее, на ежегодной Всемирной Мастерской регате, которая проходила в Словении и собрала на озере Блед рекордное количество участников – около 7000 человек, представляющих более 800 гребных клубов со всего мира, отличились два запорожских ветерана спорта – 55-летний Александр Ляпин и 57-летний Сергей Бодрухин. Зрелые гребцы дважды стали чемпионами мира в парной двойке в возрастных категориях среди младших спортсменов, а еще в четверке и интернациональной восьмерке. Таким образом Александр Ляпин стал 12-кратным чемпионом мира, а Сергей Бодрухин выигрывал мировое первенство уже десять раз.
Как и обещали, сегодня Александр Ляпин, гость редакции газеты «ЗС».
Как рассказал нам чемпион, в лодке-двойке он начинал гоняться еще в 70-х годах и в 1980 году, став чемпионом СССР среди юношей, получил звание Мастера спорта. Его напарник, Сергей Бодрухин, пошел еще дальше – мастером стал годом ранее и был серебряным призером чемпионата мира среди юношей. Они оба работники бывшего завода «Радиоприбор» и представляли коллектив физкультуры «Волна». Правда, спортивная карьера на юношеском уровне у них и закончилась.
А вот в 2005 году все началось снова. Александра вернуться в спорт подтолкнули семейные обстоятельства, а Сергей начал заниматься еще немного ранее. Оба понимали, что уже возраст и пора подумать о здоровье. Ведь многие начинают о нем думать, когда уже поздно. Ляпин, к примеру, в предыдущие годы больше занимался зарабатыванием денег (он бизнесмен, имеет свой магазин), 17 лет курил перед этим. Но физкультурное образование в ЗГПИ помогло и постепенно он вернулся в строй.
Затем они с Бодрухиным прослышали о ветеранских чемпионатах мира для специалистов (мастерская регата, проходит под эгидой международной федерации гребли). Первый раз ветераны отправились в Загреб в 2007 году.
– Мы уже целый год тренировались и думали, что приедем и всех их там «порвем», – вспоминает Ляпин. – Ага! Получили 25 секунд отставания от первого в заезде. В гребле есть такой термин – «трамвайная остановка». Можно проиграть сопернику «носик», корпус лодки, потом корпус света (еще одна лодка), а после этого уже идет «трамвайная остановка» – вот мы на ней «и сели в лужу». Однако после этого «загорелись» – очень хотелось отыграться, – говорит он.
Чтобы внести некоторую ясность в мастерские соревнования – мастер – это ветеран, который у «академиков» считается уже с 27 лет. На этих соревнованиях возрастные группы участников идут в английском, алфавитном порядке и заканчиваются буквой «К» – 85 лет и старше. Средний возраст определяется так – складывается возраст всех участников команды и делится на их количество. У наших, к примеру, была возрастная категория «Е» – 55-60 лет (Ляпину – 55, Бодрухину – 57). В этой категории может и 27-летний гоняться, но тогда его напарнику должно быть под 100.
Кстати, гребцы из Северной и Южной Америки, чтобы не ехать на край света из-за одной гонки, заявлялись в группах по-младше (это разрешалось) и пробовали соревноваться с ними. Запорожцам это удалось – они выиграли по двойке в двух более младших категориях (С и D). А затем еще победили в национальной четверке и, вместе с россиянами и белорусами, в интернациональной восьмерке.
Дистанция везде была стандартная, ветеранская – 1 км. Наш герой утверждает, что такого количества народу, как в Словении, еще небыло никогда. К примеру, в прошлом году в Дании, было только 2600 участников. А тут заезды шли каждые три минуты начиная с 7 утра и заканчивая в 7 вечера (всего более 900 заездов). Было много гребцов из Австралии, Бразилии, Аргентины, США – практически, весь гребущий мир съехался туда.
Организовать это достаточно сложно, однако никаких накладок небыло.
Интересен и тот факт, что ветераны гонялись не за даром. Так, одна гонка (заезд) стоит 30 евро с члена экипажа. То есть за восьмерку они должны были отдать 240 евро. А победителям дают медаль – одну на всех (2-го и 3-го места там нету). Награждают одного, а все остальные просто получают удовольствие, но для них это уже, как наркотик.
– Мы регулярно, в сентябре, каждый год куда-то ездим, – продолжает Александр Ляпин.
– Летом еще бываем на регате в Литве, под названием «Янтарные весла». И две гонки посещаем в Киеве – чемпионат и кубок Украины. Ветеранский чемпионат мира проходит ежегодно в первую неделю сентября. Вот в следующем году мы уже не примем участие, так как регата три года подряд проводится в Европе, а потом где-то на отшибе, скажем, в 2018 году она состоится в Америке. А еше три года назад она была в Австралии. Там очень много гребцов и они тоже не все могут приехать в Европу.
– Вас на эти соревнования персонально приглашают?
– Нет. Все за свой счет: жилье, питание, проезд и лодка-двойка у нас своя.
– Как же вы ее туда везли?
– Машиной со специально оборудованным прицепом. А вот восьмерку привезли в Словению москвичи. Вначале, мы брали на чемпионатах лодку в аренду, но это очень неудобно потому, что ее дают за час до соревнований и настроить ее, практически, невозможно. Поэтому мы купили «китайца», но потом поняли, что нужно иметь что-то более серьезное и приобрели итальянскую «Филиппи».
– Где следующий старт?
– Расчитываем, что в Запорожье, на гребном канале – открытие сезона в этом году там было, возможно, состоится и закрытие. Мы благодарны СК «МОТОР СИЧ», что позволяет нам держать лодку в эллинге их гребной базы и, практически, являемся спортсменами этого клуба.
– Грести долго еще собираетесь?
– А сколько Бог отвел, сколько и буду. Знаете, на соревнованиях в Словении в возрасте «К», у восьмерки было целых три заезда по 4-5 лодок в каждом. А ведь это люди страше 85 лет – так что мне еще грести и грести.