В понедельник в реставрационном павильоне Национального заповедника Хортица, представляя отреставрированные экспонаты, генеральный директор заповедника Максим Остапенко предложил считать 10 октября считать днем открытия музея судоходства в Украине.
– Сегодня мы можем представить 2 отреставрированных судна прошлого в добавок к общеизвестной казацкой чайке, представленной запорожцам ранее: байдак XIX столетия и дубель-шлюпку XVIII столетия. Это – традиционные для Украины корабли. Хотим, чтобы запорожцы гордились своим прошлым, чтобы сюда приезжали гости со всех уголков земного шара. Чтобы мир знал, что Украина и много веков назад была морской страной».
Развивая флотскую тему в истории Украины, один из основателей и подвижников подводной археологии, многолетний в прошлом директор областного краеведческого музея, профессор истории Георгий Шаповалов сказал:
– Судоходство в Украине с древнейших времен играло огромную роль во всех формах жизни: политической, экономической, духовной. Украина всегда была судоходной страной, а иногда – ведущей морской державой. Мы должны сохранять все памятники, которые напоминают о временах украинской доблести. Украинцы – мореходы с древнейших времен.
Первые подводные археологические изыскания в водах Днепра возле Хортицы начались еще в конце 1960-х годов прошлого столетия. В 1999 году командой подводных археологов Национального заповедника «Хортица» были проведены работы по подъему и реставрации казацкой чайки периода русско-турецкой войны первой половины XVIII столетия. А в памятном 2004-м при поддержке и участии известного на постсоветском пространстве дайвера и музыканта Андрея Макаревича с днепровского дна была поднята бригантина русского флота.
В 2008-2010 годах недалеко от острова Хортица была обнаружена и поднята дюбель-шлюпка. Последний экспонат – байдак попал в Запорожье в 2010 после паводка на берегу Десны в Киевской области. Это грузовое судно, которое датируется концом XIX века. Байдак как тип речного судна был известен еще со времен запорожского казачества. При его строительстве использовались традиционные технологии, известные еще со времен Киевской Руси.
Но еще более интересна история о том, как к восстановлению артефактов морской истории Украины подключились американцы. Вице-консул по вопросам культуры Посольства США Мохамед Мотивала, присутствовавший на презентации реставрированных суден, поведал журналистам о том, что интерес его страны к истории украинского флота не случаен. Так, в 1788 году основатель американского флота Джон Пол Джонс принимал участие в Лиманской битве вместе с запорожскими казаками. И хотя Лиманское сражение было эпизодом в русско-турецкой войне, а американский адмирал был на службе у императрицы Екатерины II, служба на флоте с запорожскими казаками, которые в качестве матросов воевали на императорском флоте, произвела на американца неизгладимое впечатление. Он был посвящен в казаки. Этот малоизвестный факт стал отправной точкой в сотрудничестве Национального заповедника с посольством США.
В 2012 году посол США в Украине Джон Теффт лично посетил Национальный заповедник «Хортица» и захотел взглянуть на старинные украинские корабли. А в 2014 году фондом сохранения культурного наследия при посольстве США на реставрационные работы было выделено около 69 тыс. долларов США.
Посольство США также оплатило издание книги «300 років козацькому флоту» автором, которой является запорожский журналист и участник многочисленных экспедиций Вячеслав Сарычев.
Присутствовавши на церемонии депутат областного совета, меценат и бизнесмен Юрий Ружин обратил внимание на тот факт, что история с поднятием и реставрацией запорожского боевого флота длится более 15 лет. Основная масса работ выполнялась преимущественно за спонсорские деньги. В то время как со стороны властей сколько-нибудь реальных предложений по популяризации военно-морской истории запорожского казачества пока не поступало.
– Хочу пожелать всем нам, чтобы в следующий раз мы собрались не в этом реставрационном павильоне, а в полноценном музее подводной археологии. Запорожье должно стать туристическим городом, – выразил уверенность Юрий Ружин.
Владимир ГЕРАСИН,
фото Владимира ШЕРЕМЕТА