В течение 2014-2015 годов ГКП «Основание» нанесло городскому бюджету убытков почти на 80 миллионов гривен. Такие данные были получены по итогам аудита коммунального предприятия.

Среди «сомнительных схем», выявленных аудиторами, – завышение стоимости строительных материалов и ремонтных работ, а также убыточная аренда нежилого фонда, находящегося на балансе КП «Основание».

Вместо того, чтобы по приемлемой цене закупать материалы для текущего обслуживания жилищного фонда у производителей, КП «Основание» пользовалось услугами посредников ООО «Онтарио Инвест», ООО «Коммунтех» и ООО «Артпромстрой», которые накрутили цену выше рыночной в среднем на 12%. По подсчетам аудиторов, из-за этого городской бюджет пострадал как минимум на 300 тысяч гривен.2

Более серьезный ущерб бюджету принесли недобросовестные закупки материалов для капитального ремонта жилищного фонда. По предварительной оценке, завышение стоимости материалов при проведении только кровельных работ в жилых домах в 2015 году составило от 82% до 136%.3

Причиной этому стало банальное отсутствие контроля эффективности расходования средств подрядчиками при выполнении капитальных ремонтов. В итоге они самостоятельно закупали некачественные материалы и сознательно завышали их стоимость. Выбор исполнителей работ тоже вызывает вопросы. В 2015 году только по 3 объектам их выбирали по решению тендерного комитета. Как руководители предприятия отбирали подрядчиков по остальным 303 объектам, выявить не удалось, потому что соответствующей документации у КП «Основание» не оказалось. Качество выполненных работ в том числе не соответствовало запрошенной и оплаченной стоимости.

«В 2015 году КП «Основание» провело капитальный ремонт по замене мягкой шиферной кровли на 139 домах. Аудиторы выявили, что стоимость материалов завышали от 8 % до 160%, в итоге бюджет потерял 27 млн грн. За эти деньги можно было провести ремонт кровель еще на 54 домах. Проверка стоимости робот по нескольким выборочным адресам (Радиаторная, 27, Фильтровая, 24, Жукова, 20, Чекистов, 18) показала, что труд подрядчиков переоценили в среднем на 35 %, что составило 32 млн 800 тыс. гривен. За эту сумму можно было починить еще 65 кровель. Более того, отдельные работы вообще не были выполнены. Аудиторы зафиксировали по названным адресам целый ряд погрешностей и отсутствие признаков того, что работы вообще там проводились, тем не менее, формы были закрыты», – подытожил заместитель городского головы Алексей Бородай.6
5

4

 

КП «Основание» также закупало бензин А92 для собственных нужд более чем по 35 тыс. литров в месяц. Напомним, что автопарк предприятия начисляет около 240 автотранспортных средств.

С учетом заявленных скидок операторов, закупка горючесмазочных материалов производилась по завышенной стоимости:
– на 1,3 грн./литр в 2014 году;
– на 0,75 грн./литр в 2015 году.8

По предварительной оценке, потери на закупках бензина за 2014–2015 годы составили более 723 тыс. грн.

Еще одной причиной финансовых утечек стали потери при списании полезных остатков. Между КП «Основание» и организациями по приёмке вторсырья были заключены 2 договора по лому:
1) ПАО «Запорожский Втормет» (2000 грн./т крупногабаритного лома вида 500; цена установлена в марте 2015 г., до этого с июня 2014 г. действовала цена 1900 грн./т);
2) с ООО «Проммет Групп» (2100 грн./т).

Рыночная цена лома на условиях самостоятельной доставки – 2800 грн./т. Занижение возможных доходов составило 40%. Более того, ПАО «Запорожский Втормет» не перечисляло деньги КП «Основание» за полученный лом с июля 2015 г., но лом все равно сдавался этому контрагенту. Оплата в 2015 году составила 35 тыс. грн., задолженность на 01.10.2015 — 256,8 тыс. грн.9

Как минимум 16,9 млн грн. ущерба бюджету принесли потери на аренде государственного нежилого фонда, находящегося на балансе КП «Основание». За такие деньги можно было бы отремонтировать 55 лифтов. По проверенным договорам стоимость аренды была занижена в 1,5-10 раз. Еще интереснее тот факт, что часть объектов недвижимости после сдавалась в аренду третьим лицам. Таким образом, доход от аренды поступал напрямую в городской бюджет, минуя счета предприятия.

В ходе проверки предприятия были замечены и мотивы гоголевской поэмы «Мертвые души»: было установлено, что 33% дворников отсутствовали на рабочем месте, но исправно получали зарплату. Аудиторы пришли к выводу, что часть персонала, скорее всего, фиктивно учитывается в штатной численности для завышения расходов на оплату труда. Зато для живых дворников зарплаты, спецодежды и инвентаря не хватало. Хотя согласно внутренней инструкции по ОТ № 09-13 дворники должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и СИЗ.

«Не выдавали совсем ничего: ни перчатки, ни мыло, ни инвентарь. Говорят, все должны покупать за свои деньги. А за что покупать-то, если зарплаты задерживают по два месяца, тут и жить не на что. Когда кто-то шел в отпуск, дополнительно для подработки брали его работу. За это должны доплачивать + 50%, а выдавали только 13-15%. Начинаем требовать инвентарь или зарплату – ответ один: «Пишите заявление на увольнение, раз вас не устраивают условия работы». И отношение к работникам отвратительное, одни крики и претензии. Начальница ЖКХ Наливайко Татьяна Яковлевна просто выживает людей с работы. Одну нашу сотрудницу довела до потери сознания, а женщина только инсульт перенесла. Из-за нее чаще всего увольняются, а Татьяна Яковлевна говорит: «Я никого не держу и ни за кем трястись не буду», – рассказали «ЗС» работники КП «Основание» Светлана и Юрий. К слову, Юрий неделю назад тоже не выдержал и ушел с предприятия.

Выявленные факты неэффективного управления деятельностью ГКП «Основание» стали причиной убытков, размер которых за 2014-2015 годы оценивается в сумме 79,6 млн грн., или в сумме 349 грн. в пересчете на одного абонента предприятия.

Данные средства могли быть направлены на реализацию одного из таких проектов как:

– проведение капитального ремонта кровли 158 жилых многоквартирных домов;

– проведение ремонта 7960 подъездов многоквартирных домов;

– проведение капитального ремонта 259 лифтов многоквартирных домов.

Мнения

Ирина Чуприна, работала начальником контрольно-аналитического отдела МКП «Основание»:

– То, что сегодня прозвучало по результатам аудита, это действительно сглаженные факты, они на самом деле имели место в КП «Основание». Аудит был точечный, в основном он коснулся только семи позиций. Чего он не охватил, так это юридической деятельности предприятия, которая несет большие убытки предприятию. Я сейчас говорю не только о работе по должникам, но и по судам с потребителями услуг «Основания», например, о нанесении материального ущерба или невыполнении работ.

Также за последние два года прекратилась работа с интернет-провайдерами, которые размещают свое оборудование на домах. Они должны за это платить, но с ними даже не заключили договора по аренде, хотя есть соответствующее сессионное решение и схема расчета.

Больше всего, когда я работала в «Основании», возмущала оплата труда. В 2015 году предприятие вновь подало документы на реорганизацию. Прошло сокращение штата, но главное, была уменьшена заработная плата дворникам, слесарям, аварийщикам, электрикам и частично административному составу. И это решение еще и профсоюз подписал. Лично мне тогда заработную плату не уменьшили, но когда было оперативное совещание, я говорила, что это нарушение закона. Плюс ко всему людям задерживали зарплату до трех месяцев. Когда директор мне сказал, давай тогда у тебя убавим, я ответила: «Не вопрос, заберите лучше у меня, только не у дворников». До хрипоты доказывала, за что получила еще один плюсик, чтобы мой отдел убрали. С другой стороны, ни один работник даже не попытался отстоять свои права в суде, не заступилась мэрия, не заступился департамент. Никому не стало интересно, почему дворник стал зарабатывать меньше на 50 гривен.

Сотрудники контрольно-аналитического отдела знали о всех нарушениях, которые сейчас были озвучены на аудите, и ранее. Мы проверяли подвалы и крыши, нашим отделом было выявлено то, что дорогие материалы заменялись дешевыми, то, что подрядчики – свои люди. Мы выявили нарушения по электростоякам, знали о «мертвых душах». Эту информацию мы постоянно передавали директору, писали служебные, которые в итоге не регистрировались и терялись. Мы обращались в мэрию. В итоге наш отдел полностью сократили и вынесли из структуры, объясняя это тем, что он создавался экспериментально и просто повторяет функции других отделов, а значит, содержать его нецелесообразно. Больше контрольно-аналитического отдела в КП «Основание» нет.

Валерий Билан, общественная организация «Запорожский антикоррупционный комитет»:

– В силу принятого Верховной Радой закона 417 с 1-го июля текущего года обслуживать многоквартирные дома будут управляющие компании. Коммунальное предприятие «Основание» подлежит ликвидации. Владимир Викторович (авт. – мэр Запорожья) предполагает, что КП можно будет разделить на несколько управляющих компаний, которые сохранят штат и основные фонды.

У меня большие сомнения, что осколки «Основания» смогут стать эффективными управляющими компаниями. Рабочая группа при Министерстве ЖКХ, в которую я вхожу, уже подала 318 поправок к закону, который будет конкретно говорить о том, как мы будем развивать рынок управляющих компаний, а также какие данные необходимо получить от управляющих компаний, чтобы вообще допустить их до участия в тендере. Мы прописали, что компания, которая будет выходить на рынок коммунальных услуг, должна существовать не менее трех лет. Также она обязана предоставить на конкурсную комиссию документацию, какие работы уже провели, на какие суммы, какие есть специалисты и т.д. Какие-то благодарственные письма должны быть обязательно. В общем, полное резюме компании. Далее конкурсная комиссия проверяет правдивость поданной информации, выезжая на места работ.

В итоге у КП «Основание» есть какие-то основные фонды. Куда они пойдут после ликвидации предприятия? Раз это собственность громады, по балансу все эти фонды перейдут в горсовет. Дальше создаются, допустим, шесть или семь маленьких коммунальных предприятий, и эти коммунальные предприятия будут участвовать в тендере. С какими основными фондами? С фондами громады. Это уже незаконно, если мы говорим о свободном и открытом рынке жилищно-коммунального хозяйства.

Виктор Гринь, депутат городского совета от «Оппозиционного блока»:

– Очередной аудит показал неэффективность работы коммунального предприятия «Основание». Еще могу отметить то, что на заседании комиссии по жизнеобеспечению, которое проходило 10 марта, нами уже была отмечена неудовлетворительная работа этого предприятия. Можно сказать, что самые главные ошибки руководителя КП «Основание» в том, что у него нет видения стратегии развития предприятия, а также он не смог наладить эффективный менеджмент, отсюда и завышение закупочных цен на строительные материалы, и непонятные схемы с недвижимостью. Чтобы избежать этого жульничества, единственное решение – объединяться с громадой. Сегодня от общественников уже поступила просьба тоже принять участие в экспертизе КП «Основание». Только так мы можем сделать город таким, чтобы в нем было комфортно жить.

Святослав Ефремов, представитель аудиторской компании Kreston GCG:

– Среди всех нарушений нас несколько удивил тот факт, что КП «Основание» по сути утратило доступ к базе данных по всем жителям Запорожья.

Небольшая предыстория: КП «Основание» является распорядителем некой базы данных всех жильцов города Запорожья в привязке к их квартирам прописки. На основании этой информации осуществляется расчет коммунальных платежей коммунальными предприятиями «Основание», «Водоканал», «Теплосети» и другими. На основании этой информации осуществляется все администрирование коммунальных услуг. Администратором этой базы являлась фирма «ГЮСС». Эта компания позиционирует себя как интернет-провайдер и системный интегратор, то есть компания, которая строит информационные системы управления.

Некоторое время назад договор с этой компанией КП «Основание» расторгло. Официально компания «ГЮСС» эту базу больше не сопровождает. При этом база осталась в руках фирмы. Понимаете, то есть вся информация обо всех жителях Запорожья, где они прописаны, все алгоритмы начисления коммунальных платежей сегодня для КП «Основание» не доступны. «Основание» может только видеть данные этой базы, но изменить алгоритм начисления или какую-то другую информацию не в состоянии, а вместе с ним и другие КП. Этот серьезный вопрос даже не выносился на обсуждение с привлечением правоохранительных органов, СБУ. В любой момент доступ к этой базе может оборваться, а вместе с ним службы 15-80 и другие, которые опираются на эти данные, могут просто прекратить свое существование. Сложно сказать, какая цена решения этого вопроса, но серьезность ситуации вполне очевидна.

Что думает сам директор «Основания»?

«ЗС» узнала мнение директора КП «Основание» Алексея Гаврикова, что он думает по результатам аудита.

– Нашего уважаемого мэра просто ввели в заблуждение. Фирма, проводившая аудит, приписала нам не наши “заслуги”. Например, арендной платой мы никаким боком не занимаемся. Мы на ценовую политику по аренде не влияем. Ее устанавливает департамент коммунальной собственности. Наше дело – сдать в аренду как балансосодержатель и принять, если человек возвращает здание или помещение.

– А почему приходилось прибегать к услугам посредников при закупке материалов, а не закупать у производителей?

– Берем, допустим, рубероид. Выпускает Харьковский завод. Есть цена завода-изготовителя, и цена покупки этого материала на заводе выше, плюс еще предоплата 100 %, самовывоз. Мы берем в Запорожье дешевле, чем у завода-изготовителя, да еще с доставкой.

– Тогда почему по результатам аудита цены вышли все равно дороже рыночных?

– Ввели в заблуждение не только городского голову, но и всех граждан. Поэтому я уже написал акт-претензию на их аудит.

– В одном из интервью Вы говорили, что подавали на подрядчиков заявления в правоохранительные органы за некачественную работу.

– Получив подряд, любой подрядчик изначально составляет смету. Все эти сметные расчеты проходят государственную экспертизу. К сожалению, мы на ценовую политику никакого влияния не имеем. За мной остается только контроль качества и объема проделанных работ. У нас есть отдел капитального строительства, который осуществляет технадзор. По технадзору замечания, естественно, были. Мы их устраняли. Были минусовые акты по отдельным объектам. Если подрядчик какие-то работы недовыполнил, мы составляли акты, и подрядчики возвращали деньги в бюджет города. Есть еще ряд объектов, которые были не завершены на момент проверки, но они же были недофинансированы.

– Почему не выдавались спецодежда и инвентарь дворникам?

– У нас тариф 2008 года. Минимальная заработная плата, исходя из тарифа – 880 грн., а по факту она почти вдвое выше. Все цены, заложенные в тариф на материалы, на горючее, на все – они уже до четырех раз возросли. Стоит выбор: либо зарплату людям выплатить, либо метлы купить. Все из-за тарифа.

– А вы подавали запрос на изменение тарифа?

– До осени 2014 года поменять тариф практически было невозможно. Законодательство было так прописано. Ни один город Украины не смог изменить тариф. Это проблема не только Запорожья. Когда же мы все-таки добились изменений, Верховная Рада все равно не поддержала новый тариф.

– Что вы думаете по поводу возможного вашего увольнения и что собираетесь предпринять?

– Руководство города ввели в заблуждение, создали нехорошую репутацию предприятию. На месте мэра любой бы, кто услышал такие выводы аудита, принял бы подобное решение, если не хуже. Решать мэру. Я буду оспаривать выводы аудиторов. Я уже отправил претензию на их фирму, будем ждать их ответа.

Автор: Марина БОТНАРЕВА