В стенах Запорожской мэрии проходит обсуждение проекта реформы ЖКХ города, инициированного депутатом городского совета Еленой Бондаренко. Рабочая группа, состоящая из депутатов городского совета, провела ряд заседаний по данной проблеме. В заседаниях рабочей группы принимали участие также представители общественности, городских коммунальных предприятий, горожане.

Эллина Позднякова-Кирбятьева

Проект реформирования запорожского ЖКХ вслед за представителями ОСМД и городским головой А.Сином был одобрен и профильным министром ЖКХ Украины Анатолием Близнюком. Однако в процессе обсуждения проекта было высказано много разных мнений относительно необходимости реформирования и видения реформированного ЖКХ города.
Что характерно, в процессе заседания рабочей группы, на котором присутствовали и представители общественности города, городской голова А.Син обратился к присутствующим с вопросом, кто из них удовлетворен качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в городе. Никто из присутствующих в зале на заданный вопрос не ответил положительно.
Чтобы объективно разобраться в сложившихся противоречиях, возникших при обсуждении реформы, было инициировано проведение социологического исследования по теме “Проблемы жилищно-коммунальной системы г. Запорожья”, которое проводилось 15–16.12.2011 г. на территории нашего города Институтом социологических исследований и общественных инициатив. Были опрошены 700 человек. Погрешность исследования составляет 3%.
Его результаты представила член рабочей группы, депутат городского совета, кандидат социологических наук Эллина Позднякова-Кирбятьева.
Анализируя результаты проведенного социологического исследования, а именно ответ на вопрос о приоритете сферы работы городской власти, можно констатировать, что самой острой, актуальной для горожан, нуждающейся в неотложном решении является жилищно-коммунальная сфера – 26 % ответивших указали ее как первоочередную.
Кроме сферы ЖКХ, горожане практически в равной степени желают, чтобы городская власть решала проблемы: благоустройства дворов, ремонта дорог (20 %), занималась улучшением экологической ситуации (18 %), а также выступают за улучшение качества медицинского обслуживания в городе (17 %). Вместе с проблемой экологии не забывают запорожцы и о проблеме озеленения города (12 % респондентов).
С целью выяснения причин обеспокоенности граждан жилищно-коммунальной проблемой в городе был задан вопрос о степени удовлетворенности горожан качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Ответы на этот вопрос показали, что 49% горожан категорически не удовлетворены качеством предоставляемых ЖК услуг. Скорее не удовлетворены – 26 % респондентов. Скорее удовлетворены – 14 %, полностью удовлетворены – 10 %. Т.е. если разделить на две группы (“не удовлетворен”, “удовлетворен”) ответивших, расстановка, соответственно, будет таковой: не удовлетворены – 75 % респондентов, удовлетворены всего 24 %.
С целью выяснения причин неудовлетворенности горожан качеством предоставляемых ЖК услуг был задан вопрос: “Чем именно недовольны горожане в сфере предоставляемых им ЖК услуг?”. Результаты ответа на поставленный вопрос таковы: “не осведомлен о составе услуг” – 25 %. Т.е. горожане не знают, за какие именно услуги они платят, какие работы входят в эти услуги.
Недовольны работой КП “ПРЭЖО” 22 % горожан. Это объясняется комплексом объективных и субъективных причин: низкое качество, неполнота работ по содержанию домов, придомовых территорий, неполноценный ремонт жилого фонда, медленное реагирование на жалобы жильцов предприятия, неоперативное устранение аварий на территории обслуживания и т.д.
Недовольны работой КП “Городские тепловые сети” 15 % респондентов. Это связано в некоторых случаях с недостаточным отоплением жилых квартир, домов горожан (температура в них не дотягивает до нормы 18 градусов), с тепловыми потерями при пользовании горячей водой, которые сами горожане и вынуждены оплачивать, согласно показаниям приборов учета расхода горячей воды, а также вытекает из отсутствия обоснованности тарифа при оплате квитанций КП горожанами (люди не знают, за что они платят).
Остро для горожан стоит проблема наличия очередей в пунктах приема платежей при оплате за ЖК услуги, а также отсутствие альтернативных, более удобных способов оплаты. Отметили эту проблему 11 % респондентов. Также к основным горожане относят проблему децентрализации ЖК системы при решении вопросов, связанных с получением информации, внесения изменений, перезаключения договоров на поставку ЖК услуг, поверкой счетчиков и т.п. (14 %).
Отвечая на вопрос, насколько быстро обслуживающие службы решают проблемы в жилищно-коммунальной сфере, только 13 % респондентов ответили утвердительно, 25 % уверены, что проблемы в ЖК сфере решаются не совсем быстро, остальные 23 % считают, что проблемы решаются медленно, и самый высокий процент – 29 % высказали мнение, что проблемы в ЖК сфере вообще не решаются.
На вопрос о необходимости реформирования ЖК сферы города 88 % горожан единогласно ответили, что система ЖКХ однозначно нуждается в реформировании. Так не считают всего 3 % опрошенных, и 9 % затруднились с ответом.
Отвечая на вопрос о востребованных направлениях реформирования ЖК системы, большинство горожан (34 %) хотели бы, чтобы оплата в ЖК сфере начислялась за фактически предоставленные услуги (хотят знать, на что именно потрачены их деньги, т.е., например: уборка подъезда, замена лампочек, уборка придомовой территории и т.п.). Это касается наличия прозрачной системы ее начисления. За создание единого круглосуточного центра высказались 15 % респондентов. 11 % считают, что система управления ЖКХ нуждается в усовершенствовании. 7 % поддерживают создание единой базы абонентов. За введение всех перечисленных изменений в комплексе высказались 33 % респондентов. Все перечисленное, по мнению горожан, приведет к положительным изменениям в ЖК сфере.
На вопрос о результатах реформирования ЖК системы 28 % респондентов ответили, что приветствовали бы прямое взаимодействие “потребитель-исполнитель” без посреднических структур. 16 % горожан высказались за создание центра с единым телефонным номером по оперативной ликвидации всех видов аварий в ЖК сфере. 11 % хотели бы, чтобы была упрощена и централизована процедура обращения граждан при поверке счетчиков, любых действий с абонентскими договорами, получения консультаций и т.п. Достижение в комплексе всех перечисленных выше результатов реформирования ЖК системы поддержало подавляющее большинство горожан – 42 %. Иными словами, все перечисленные нововведения горожане приветствовали бы.
Принимая во внимание результаты исследования и мнения, высказанные в процессе заседаний рабочей группы, Эллина Позднякова-Кирбятьева подытожила: “Наиболее проблемной сферой жизнедеятельности города является сфера жилищно-коммунального хозяйства. Именно ее единогласно отмечает большинство горожан. Большинство горожан (75 %) низко оценивает качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в городе. Общественный запрос на реформирование городского ЖКХ давно созрел и явно проявляется, причем необходимость реформирования в городской ЖК сфере поддерживается всеми социальными, возрастными и территориальными (районы города) группами. Актуальными проблемами городского ЖКХ являются: неосведомленность горожан о составе услуг, проблема наличия очередей в пунктах приема платежей при оплате за ЖК услуги, отсутствие альтернативных, более удобных способов оплаты, проблема децентрализации ЖК системы при решении вопросов, связанных с получением информации, внесением изменений, перезаключением договоров на поставку ЖК услуг, поверкой счетчиков и т.п.”