Учитель информатики и инклюзии Запорожской специальной общеобразовательной школы-интерната «Джерело» Александр Жук вошел в ТОП-10 лучших учителей Украины по версии Global Teacher Prize Ukraine. Эту премию ежегодно получают лучшие педагоги со всего мира за весомый вклад в профессию.
В этом году на Global Teacher Prize Ukraine подали заявки почти 2000 учителей-новаторов со всей Украины, но только 10 из них прошли в финал и претендуют на главный приз – премию 250 тысяч гривен, поездку в Дубай на Global Education and Skills Forum 2019 и один год бесплатного обучения от организатора премии ОС «Освіторія».
Кандидатуру Александра на престижную премию предложили ученики и представители организаций, где внедряли проекты, предложенные школьниками под руководством Александра Жука. Так запорожец стал одним из самых молодых педагогов-участников.
Талантливому учителю только 29 лет, но за это время он успел достичь многого, а главное – помог получить интересное и полезное образование особенным деткам.
Александр Жук родился в городе Днепре, там получил первое высшее образование – экономиста.
-Осваивая профессию экономиста, я решил получить второе высшее образование – психолога. Выбор пал на Запорожский национальный университет. В студенческом возрасте я для себя решил: хочу работать с детьми. Страхи, связанные с педагогической деятельностью окончательно побороть мне удалось, обучаясь на специальности «Психология». Второе образование помогло мне разобраться в себе, со своими внутренними страхами, – рассказывает Александр.
Учитель признается, что призвание свое нашел в работе с детьми – устроился на работу социальным педагогом в Запорожскую школу-интернат «Джерело».
– Работая в школе-интернате, я начал помогать детям, чьи семьи оказались в сложных жизненных обстоятельствах, детям с инвалидностью. Помогал ученикам в их дальнейшем трудоустройстве, – говорит Александр.
У части детей, обучающихся в школе-интернате «Джерело», диагностированы нарушения слуха. Для лучшего понимания учеников Александр Жук решил еще освоить язык жестов.
– Нехватка жестов подтолкнула получать новые знания. Местом обучения выбрал Киевский педагогический университет им. М. П. Драгоманова. Учился я на заочной форме обучения на факультете «Дефектология». Получил специальность сурдопедагога. Помню такой случай: когда, обучаясь еще на третьем курсе университета, я приехал в школу-интернат «Джерело», ко мне обратился парень подросткового возраста и начал что-то показывать жестами. Я ничего не понял, но его взгляд выражал недовольство. Меня озадачило и заинтересовало, как такие дети получают образование, как они становятся на ноги и с какими трудностями им приходится общаться в течение жизни, – вспоминает Александр.
Непосредственно специальность преподавателя информатики я получил уже в следующем учебном заведении – Запорожском институте последипломного педагогического образования.
– За годы работы с учениками я не только передавал свои знания им, но и обогатился новыми знаниями сам. Я считаю, что работа учителем помогла развить мне критическое мышление и улучшить коммуникативные навыки, – признается Александр.
В своей преподавательской работе Александр Жук использует инновационные технологии. В частности, с детьми создают и прорабатывают 3D-фигуры. Созданную модель дети распечатывают на 3D-принтере. Работу отрабатывают 3D-ручкой. С ее помощью школьники создают тематические рисунки.
-Для развития коммуникативных способностей, воображения у детей я использую конструктор LEGO. Работая в парах, они создают модели, которые позволяют снять напряжение, расслабиться и немного отвлечься от рутины. У учащихся развивается наглядно-образное, наглядно-действенное, интуитивное мышление. Во время практических занятий в классе я использую музыкальное сопровождение, которое позволяет детям настроиться на творческую работу. Учащиеся самостоятельно выбирают музыкальное сопровождение, в основном это современные хиты поп-музыки. Те, кому не нравится выбор большинства, могут одеть наушники и работать в своем поле комфорта. Под музыкальное сопровождение ученики быстрее выполняют работу, они активны и всегда заинтересованы, – говорит Александр Жук.
Вместе с учениками Александр активно участвует в разных конкурсах и фестивалях. Таких, как Dnepr Robo Battle 2018, FIRST LEGO League и других, связанных с технологиями и наукой. Из 15 учеников педагог создал команду, которая дважды побеждала на всеукраинском уровне.
Как рассказал Александр, из 2000 заявок были отобраны ТОП-50 учителей. Анкеты ТОП-50 проверяли 9 независимых образовательных организаций и выставили балы, после чего сформировалась ТОП-10. Учителей ТОП-10 пригласили во Львов для проведения уроков, открытых мероприятий и мастер-классов. Девять членов жюри хотели увидеть, как педагоги работают с детьми, коллегами и педагогами. На закрытом заседании жюри выставило баллы. У каждого было по 20 баллов, их они распределили среди конкурсантов.