С этого учебного года в Украине начинается внедрение программы «Новая украинская школа». Много нововведений коснется обучения первых классов. Наш город активно внедряет современные стандарты, развивает научно-образовательный потенциал. Приятно, что запорожские педагоги не только готовы обучать первоклашек по стандартам «Новой украинской школы», но и делятся с коллегами собственными наработками и опытом.
Моя собеседница – Галина Николаевна Рыбакова, учитель начальных классов общеобразовательной школы №91. О таких, как она, говорят: педагог по призванию, а не по профессии. О новшествах новой украинской школы, о том, чем могут гордиться запорожские учителя и как создается современное и комфортное учебное пространство,
– наш разговор с ней.
«Ни одного дня не пожалела, что стала учителем»
– Стать учителем – это моя мечта детства, – признается Галина Николаевна. –
Учитель начальных классов у нас была такой, что мне хотелось бежать в школу.
А потом, когда я училась в третьем классе, к нам на практику прислали студентку. Уже не помню, как ее звали, только запомнила фамилию – Сокол. Её уроки были тоже очень интересными. И я сказала себе: «Я тоже буду учительницей». В выпускном классе мама поинтересовалась: «Куда идем учиться?» В ответ, не терпяще возражений: «Конечно, на учителя!» Ведь это была моя мечта с третьего класса. Выучилась и работаю уже 28 лет.
Ни одного дня не пожалела, что стала учителем. Это действительно мое!
– Помните, свой первый урок?
– Да. Тогда еще были шестилетки, и первый класс находился в детском саду. Первые мои детки были такими маленькими и открытыми к общению. Я очень волновалась, подолгу готовилась к урокам. И сейчас помню тот свой трепет и переживания.
– Галина Николаевна, с 1 сентября в Украине начинается внедрение программы «Новая украинская школа». Интересно узнать Ваше мнение: в чем ее преимущества?
– Наша школа – единственная в городе, которая эту реформу прочувствовала на себе еще в прошлом учебном году. Нам дали возможность увидеть, что это такое до всеукраинского старта реформы. Чем она отличается и в чем ее преимущества? Самое главное – ориентир на ребенка. Что имеется в виду? Создается комфортная обучающая среда. Приведу несколько примеров. Парты не стоят рядами, как мы привыкли. Нет жестких требований сидеть ровно и смотреть друг другу в затылок. Школьники сидят группами. В таком случае у первоклассника нет страха, что он один. Ребенок чувствует поддержку одноклассников. Работа в группах способствует формированию коллектива. Мы вместе с детьми создаем правила работы в паре и в группе. Учимся эти правила соблюдать.
В аудитории есть обустроенные центры (уголки) – исследовательский, читательский, центр математики, а также есть уголок тишины, где ребенок может, если он в этом нуждается, отдохнуть, собраться с мыслями, помечтать или обдумать свои действия.
Ключевое изменение для учащихся касается подходов к обучению и содержанию образования. То есть предметы, которые будут даваться для овладения детьми, это не просто предметы, чтобы дети получили определенную сумму знаний, а чтобы они получили соответствующие компетенции, то есть максимально приближены к реальной жизни умения и навыки.
Безусловно, результат этой реформы мы увидим через 12 лет. Не секрет, что в последнее время дети потеряли желание ходить в школу. Мало школьников идут в учебное заведение с удовольствием. Чтобы заинтересовать ребенка, учителю нужно приложить очень много усилий. Поэтому изменения в образовании должны были произойти. Меняется общество и наша жизнь, поэтому должна меняться школа.
Учителя пилотных классов нашей школы увидели, что дети идут в школу с радостью и принимают активное участие в учебном процессе.
Новая украинская школа предполагает развитие и для детей, и для учителей.
«Дети хотят принимать активное участие в процессе получении знаний»
– Галина Николаевна, вы внедряете в своей школе такой метод образного обучения, как эйдетика. Расскажите, что это такое.
– Около 5 лет назад я смотрела телепередачу, в которой шла речь об этом методе обучения. Там, в частности, говорилось, что если использовать эйдетику, то дети очень легко и просто усваивают материал. Меня, как учителя, такая информация очень заинтересовала. Сначала искала об этом методе в интернете, потом решила узнать, где же этому можно научиться. Мы с коллегой поехали в Киев и там познакомились с доктором педагогических наук, основателем школы украинской эйдетики Евгением Всеволодовичем Антощуком. Он провел с нами полный курс обучения – две недели. Приехали домой в Запорожье с воодушевлением и массой идей. Своими наработками я поделилась с учителями запорожской области, а также представила свой опыт на всеукраинской выставке, которая проходила в Киеве.
Эйдетика – от греческого слова «эйдос» – образ, в буквальном смысле это комплекс методик для развития памяти и образного мышления. Это особый способ подачи учебного материала. Ведь язык эйдетики – это понятный для ребенка язык. Задействуются все чувства ребенка, а новое он познает через уже знакомые ему образы. Использование приемов эйдетики позитивно влияет на способности детей к быстрому запоминанию и их разностороннему развитию.
Дело в том, что наша память зависит от образного и ассоциативного мышления.
Наша память лучше фиксирует все необычное, нестандартное, весёлое, пусть порою, нам кажется, глупое.
Приведу элементарный пример. Во время изучения букв говорим детям, что их можно ощутить с разных сторон. Например, А – это апельсин. А как пахнет апельсин? Какой он на вкус? Возникают ассоциации, и так дети лучше запоминают учебный материал.
– Вы 28 лет учите детей. За это время ученики сильно изменились?
– Изменились. Современные дети очень много знают. Есть ученики, которые запоем читают энциклопедии. Им не нравится быть просто слушателями на уроке, они хотят принимать активное участие в процессе получения знаний. И это я всегда учитываю.
– Какими еще качествами должен обладать учитель?
– Любить и уважать детей. Быть общительным и всесторонне развитым. Ведь дети задают очень много вопросов. Учитель должен быть веселым, уметь разрядить любую обстановку. При этом оставаться ответственным и организованным. Все лучшее, что мы хотим видеть в детях, должны воспитывать в себе. Важно уметь «спускаться» до уровня ребенка, то есть видеть ярко, уметь удивляться, фантазировать.
– Начинается новый учебный год. Что бы Вы посоветовали родителям новоиспеченных школьников?
– В первую очередь, соблюдать режим дня и следить за здоровьем детей. За учебу первоклассников не надо переживать. Они будут возвращаться домой без портфелей и заданий. Для них главное – доброжелательное общение в кругу семьи. Поддержка и одобрение.
Новая украинская школа будет не просто давать знания, а учить детей их получать. Поверьте мне, дети раскрываются по-разному. Но неоспоримо одно: у каждого из них есть талант!