На сайте мэрии – около 100 петиций, обращенных к мэру. Из них больше половины касаются транспортной сферы. Это лишний раз подчеркивает, насколько важна для горожан эта тема. Поэтому на ближайшей сессии городской совет рассмотрит Программу развития и усовершенствования городского пассажирского транспорта.
«Мы едем, едем, едем»
Раннее утро. Окраина Хортицкого района. В очереди на остановке около 20 человек. Переминаясь с ноги на ногу, они зябко поводят плечами и высматривают долгожданную маршрутку. А вот и она – старый, обычный «типа пассажирский» микроавтобус. Не толкаясь, в порядке очереди люди заходят в недра пропахшего сигаретным дымом салона и усаживаются на ободранные сиденья. Слава богу, мест хватило всем – можно ехать.
… Через три остановки в маршрутке буквально негде яблоку упасть. Люди, которые еще 10 минут назад вздрагивали от холода, отирают с лиц пот и расстегивают куртки – настолько в маршрутке душно. Она летит по дороге на всех парах, не замечая горожан, которые машут ей вслед на остановках. Мест уже нет. Вообще. К двери микроавтобуса вплотную прижаты спины молодых людей, которые еле втиснулись в маршрутку.
То же утро. Окраина Бородинского микрорайона. К таким же замерзшим людям на остановке подкатывает большой автобус, в котором светло, тепло и, как говорится, мухи не кусают. Вальяжно двигаясь от остановки к остановке, этот «король дорог» собирает в свои недра пассажиров: мест в нем хватает всем.
– Раньше я делала пересадку, чтобы добраться из дома на Товарищеской на работу на Песках. Платила за дорогу восемь гривен. Теперь же еду с комфортом, без пересадки, и всего за три гривны, – говорит Марина Синенко, жительница Бородинского микрорайона. – Мне кажется, что уже давно пора заменить все городские маршрутки такими автобусами. Нынешние переделанные «Спринтеры» – позор, а не транспорт.
С ней согласны многие запорожцы. На протяжении многих лет экс-мэры Запорожья кормили людей обещаниями по поводу закупок больших автобусов взамен старых и аварийных маршруток. И лишь в конце прошлого года власти презентовали городу долгожданные автобусы. Люди, оценив качество транспорта, начали буквально требовать, чтобы подобные новинки появились на всех маршрутах.
В поддержку этой идеи на сайте мэрии есть петиция, которая за несколько дней набрала необходимые для рассмотрения 750 голосов.
– Мы принимаем обращения от жителей Хортицкого, Коммунарского, Шевченковского районов, которые хотят, ездить на новых комфортабельных автобусах. Их пожелания будут учтены при формировании будущих маршрутов, когда новые единицы транспорта будут закуплены, – говорит заместитель начальника управления транспорта Андрей Голубков.
Понимая важность транспортного сообщения, депутаты городского совета на ближайшей сессии рассмотрят «Программу развития и усовершенствования городского пассажирского транспорта Запорожья», которую подготовил профильный департамент.
Вопрос решается!
В течение 2016 года пассажирские перевозки в Запорожье осуществлялись 23 автопредприятиями различных форм собственности на 92 автобусных маршрутах и «Запорожэлектротрансом» на 7 троллейбусных и 8 трамвайных маршрутах. Всего за девять месяцев прошлого года городской транспорт перевез 34,7 тысячи пассажиров.
При подготовке Программы департамент транспорта при помощи перевозчиков провел исследование пассажиропотоков на автобусных маршрутах №№65,22,42,76,77,88. Это дало возможность увеличить количество транспорта по данным направлениям.
Но, как показывает практика, этого недостаточно для того, чтобы горожане в часы пик могли комфортно добираться на работу и домой.
Основными проблемными вопросами остаются неудовлетворительное техническое состояние основных средств и подвижного состава «Запорожэлектротранса», недоступность общественного транспорта для граждан с особыми потребностями, несоответствие автотранспорта по классу и пассажировместимости современным стандартам качества обслуживания, несовершенство методов диспетчерского управления и контроля за работой городского транспорта общего пользования, а также несоответствие автотранспорта современным экологическим стандартам, что влечет высокий уровень вредных выбросов в воздух.
– С целью улучшения функционирования пассажирского транспорта общего пользования и была создана Программа, – уточняет Андрей Голубков. – В рамках нее мы планируем провести изучение пассажиропотоков и транспортной подвижности населения города, оптимизировать работу автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, определить необходимое количество и класс подвижного состава на маршрутах города. Я уверен, что все это поможет обеспечить безопасность пассажиров.
Также в рамках Программы предусмотрено ужесточение требований к компаниям-перевозчикам. В частности, они будут обязаны подавать информацию о наличии транспорта не только при подготовке к тендерам на тот или иной маршрут, но и обновлять информацию, если в их автопарке произойдут перемены. Ведь не секрет, что бывали случаи, когда по тендерной документации у перевозчика якобы есть огромный автопарк, а на деле оказывалось, что весь транспорт – мифический, и работать перевозчик собирался за счет арендованной техники.
– При нарушении условий договоры с перевозчиками будут разрываться. Прецеденты у нас уже есть. В прошлом году лицензии на перевозки пассажиров были аннулированы нескольким фирмам-перевозчикам. И в будущем мы планируем жестко контролировать соблюдение прописанных в договорах условий, – настаивает Андрей Голубков.
Кроме того, в Программе прописаны пункты обновления существующей транспортной сети. В частности, проведение капитальных ремонтов подвижного состава, тяговых подстанций и контактной сети электротранспорта, восстановление троллейбусного сообщения до «Запорожстали» и «Кремнийполимера», организация нового троллейбусного маршрута «Космический мкрн. – Южный жмс.», организация нового трамвайного маршрута «Вокзал «Запорожье-1» – Шевченковской жмс.» через Транспортную площадь.
Если депутаты поддержат Программу, то в городе продолжится совершенствование городской транспортной сети. Перевозки пассажиров будут более качественными и безопасными, уменьшится экологическая нагрузка на окружающую среду.
Новый городской транспорт Запорожью! Убрать все микроавтобусы!
Так называется петиция, опубликованная на сайте мэрии. Ее автор – Алексей Игоревич Доляновский.
«Убрать все микроавтобусы в качестве городского транспорта, которые НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для перевозки пассажиров. Изначально это грубая переделка грузовых микроавтобусов в якобы «ПАССАЖИРСКИЕ» и заменить убранный транспорт подходящей техникой», – гласит обращение.
Перевозчики голосуют ЗА!
Сергей Вайло, председатель правления ЧАО ЗАТП 12329:
– Я полностью поддерживаю идею замены маршруток автобусами большой вместимости. Особоенно целесообразно это делать на маршрутах большой протяженности, которые, например, пролегают из одного района в другой через проспект Соборный. Мы поддерживаем планы Департамента по замене маршруток автобусами. Но при условии, что вопрос с компенсацией за перевозку льготников будет решаться оперативно.
Программа развития и усовершенствования городского пассажирского транспорта
Программа предусматривает повышение уровня конкуренции между субъектами хозяйствования, выполнение законодательных и нормативных актов по планированию и организации пассажирских перевозок, обновление подвижного состава, улучшение качества предоставления услуг.
Основные приоритетные направления Программы:
– создание равных условий для работы перевозчиков и обеспечения конкурентоспособности и прозрачности при проведении конкурсов на право перевозки пассажиров;
– создание диспетчерской службы с целью координации работы пассажирского транспорта;
– обновление подвижного состава автопредприятий, в частности транспортом, приспособленным к перевозке лиц с особыми потребностями;
– обеспечение транспортных средств GPS-навигаторами;
– проведение комплексного исследования пассажиропотока на городских маршрутах с целью совершенствования маршрутной сети города;
– обеспечение рационального соотношения в использовании под-вижного состава различного по типам и пассажировместимости. Предоставление приоритета при привлечении для обслуживания автобусных маршрутов транспорта средней и большой вместимости;
– обновление подвижного состава «Запорожэлектротранса» путем приобретения нового и проведения ремонта существующих трамваев и троллейбусов.
Справка «ЗС»
На балансе КП «Запорожэлектротранс» находятся 126 трамвайных вагонов, средний возраст которых составляет 30 лет, 91 троллейбус, средний возраст которых – 20 лет и 6 автобусов большой вместимости, средний возраст которых – 10 лет. Ежедневно в часы «пик» на линию выходят 73-76 трамваев, 34-36 троллейбусов и 3-5 автобусов.
Наталья Захарова