«Жизнь в театре — всего лишь один сезон, а сезон — это целая жизнь» именно так говорил про театр Джозеф Манкевич. Ведь в театре своя атмосфера, свой мир. Театр имеет множество закоулков, неведанных зрителю. Поэтому специально к Международному дню театра, который проходит ежегодно 27 марта, «ЗС» решила прийти в Запорожский академический театр юного зрителя (ТЮЗ), чтобы узнать о секретах театральной жизни. Показала ТЮЗ и рассказала о нем руководитель литературно-драматической части Надежда Петренко.
Мы пришли в театр 6 марта в самый разгар репетиций. Поэтому экскурсия получилась сжатой, но довольно интересной. Лишь войдя в театр, заметили, что репетиции проходили не только в залах, но и прямо в холле. Актеры готовились к праздничным премьерам.
Надежда Васильевна рассказала, что день у актеров ТЮЗа начинается с 11 часов утра. А вот до скольких длится рабочий день у актеров – неизвестно. Можно сказать, что актер в театре проводит большую часть своей жизни. Все зависит от того, есть ли в этот день спектакль или нет. Выходной день только один – понедельник.
Весь день у актера насыщенный: он может повторять свою пьесу или разучивать новую, выполнять актерские упражнения, заниматься вокалом, хореографией. Тренинги проводят балетмейстер и хормейстер. Работая над ролью, актер изучает своего героя, если это известная личность, то изучает всю информацию о нем. Театралы говорят, что 10 первых спектаклей одной постановки считаются премьерными. А уже 11 и дальше – обычные спектакли, поскольку уже вошли в репертуар. Но как же составляется репертуар? Мне ответили на этот вопрос. Оказывается, художественный руководитель и заведующий по литературной части вместе подбирают пьесы, которые подходят к стилистике театра, учитывают интерес режиссера и, конечно же, то, что интересно зрителям. Поэтому спектакли, которые вызывают большой интерес публики, зачастую показывают десятилетиями.
В подготовке к премьерам задействован весь театр, то есть все работники без исключения. А вот создают сам спектакль – режиссер, помощник режиссера, костюмеры, реквизиторы, художники, столяры, бутафоры, звукорежиссеры, осветители, костюмеры, гримеры…
Работа режиссера – следить за ходом событий
Режиссер – самый главный человек в театре. Он руководит не только постановочным процессом, но и всем театром. Не меньшая ответственность лежит на помощнике режиссера. Ведь он должен знать все о постановке, которую показывают. За сценой находится специальный «уголок» для помощника режиссера. Там вывешен сценарий, в котором написана вся световая партитура, музыкальная партитура, чтобы знать, на какой реплике какой звук должен звучать и каким образом (тихо или громко, с нарастанием или без). У помощника режиссера в руках весь текст, чтобы в нужный момент подсказать актеру. Это работа универсальная, ему нужно знать, где какая декорация должна стоять, как их меняют и т.д. А декорации во время спектакля сменяют монтировщики сцены. Также помощник режиссера следит, чтобы были рядом костюмеры и реквизиторы. А для чего они там нужны, мы расскажем дальше.
Театр не завод, а цехи имеет…
Наверное, многих интересует, где же актеры берут костюмы, декорации, реквизиты… Для этого в театрах есть цехи. Правда у многих слово «цех» ассоциируется с каким-то большим заводом, тяжелой промышленностью, но в театре все по-другому. Например, в декорационно-бутафорском цеху режут, сбивают, обтягивают, делают мебель, деревянные и металлические конструкции, рамки, ставки и тому подобное. А вот реквизит делает другой человек – реквизитор. Реквизит – это разнообразные предметы: телефоны, палки, чернильницы, посуда, чемоданы, сумочки, картины, этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты, оружие, даже пища, которая во время спектакля «уничтожается», и так далее. Реквизиторы даже готовят разнообразные напитки: чай, «коньяк», «вино» и так далее. Реквизит может служить дополнением к сценическому костюму. Эти люди знают, сколько и каких предметов должно быть на сцене и т.п. Во время действия реквизиторы все время забирают лишнее и приносят нужное. Их работа не заметна, но очень важна и для актера, и для всей постановки.
Кстати, реквизиты могут быть настоящими или бутафорскими. Но это уже другая профессия – бутафор.
Без швеи и костюмера спектакля не будет
Теперь поговорим еще об одной важной профессии – костюмер. Как рождаются театральные костюмы? Сначала в голове у художника созревают образы, затем они воплощаются в эскизы. Эскизы попадают в пошивочный цех: выбирается ткань, кроется, шьется и примеряется, переделывается, снова примерка, еще одна… И только потом на сцену. После утверждения режиссера.
Все костюмы хранятся в костюмерной – это просто отдельное царство. Там есть костюмы разных персонажей, эпох, разных стран… Они развешаны по спектаклям, их в цеху не менее 400. А работа костюмеров универсальная. Они помогают актеру перевоплотиться: готовят его костюм к спектаклю. Они знают размер одежды и обуви каждого актера, следят, чтобы костюм был в полном порядке. А во время спектакля всегда находятся за сценой, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств выручить актера. Всегда в руках находится иголка с ниткой. Кстати, в связи с этим костюмерная находится не так далеко от кулис сцены, можно сказать, над сценой. Благодаря костюмерам актер быстро переодеваться во время спектакля. Поэтому для зрителя остается загадкой, как ему удается за пару минут переодеться и выйти в другом образе.
– Был случай, когда на одном спектакле актер наклонился и у него по шву разошлись штаны. Мы быстро поднялись наверх. Я нашла черный костюм, вообще костюм на выступлении был белый, но это уже не важно. Нашла, быстро подбегаю к актеру и буквально за последние секунды мы его переодели. До конца первого акта он работал в черном. Пока он выступал, мы побежали в пошивочный цех, застрочили костюм и уже во втором акте он был снова в белом, – поделилась костюмер Оксана Гончарова. – Буквально за секунды нужно вспомнить, где какой костюм, найти среди всего подходящее именно для этого актера.
Но как же актер будет выглядеть в сценическом костюме, но без подходящего грима? Никак… Поэтому в театре есть еще одна важная профессия – гример. Перед тем, как создавать образы, которые после будут воплощать актеры на сцене, гример обсуждает роли с режиссером, ходит на репетиции спектакля, делает наброски. Существуют разные виды грима. Например, с помощью портретного – актеру делают черты узнаваемого исторического персонажа. С помощью национального из актера делают представителя другой расы (например, азиата или афроамериканца). Есть и возрастной грим на тот случай, когда персонажа нужно «состарить» или «омолодить». Существует даже характерный грим, он указывает на характер и нрав персонажа. Также в театре работает пастижер (человек, который делает парики. – авт.).
В общем, театр – многогранное искусство. И его творят не только актеры.