Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.
Доказано, что чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям зрения. В развитых странах каждый четвертый – близорукий. В Запорожье каждый второй ребенок имеет те или иные проблемы, связанные со зрением.
Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.

 

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение нервной системы и раздражительность также могут служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.
Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие. Ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость. По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3–13,8 %, а среди выпускников школ – 3,5–32,2 %. В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
К основным факторам, стимулирующим близорукость у школьников, относят недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении), неприспособленная или плохо приспособленная для занятий мебель. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей, неправильная посадка за рабочим столом, вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
Родители и учителя должны знать и выполнять рекомендации врачей-офтальмологов по отношению к детям групп глазной профилактики по нарушению зрения. Например, в процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные упражнения). Не реже чем один раз в месяц необходимо пересаживать учащихся, меняя ряды. Учащимся с близорукостью не рекомендуется спортивные соревнования, поднятия тяжестей. Рекомендуется плавание без прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис. Дома надо делать перерывы при чтении на 10–15 минут через каждые 30–45 минут. Ограничить просмотр телепередач до 30 минут. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас после школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций.

Ирина БАРАБАШ,
поликлиническое
отделение КУ “Запорожская городская

многопрофильная детская больница № 5”