Закрывая очередной творческий сезон, Запорожский музыкально-драматический театр им.В.Магара показал премьеру трагедии “1830”, поставленную по роману Стендаля “Красное и черное”. Автором инсценизации и режиссером-постановщиком спектакля выступил Виктор Попов, сценографию создал заслуженный деятель искусств Украины Валентин Слонов, костюмы – художник Ирина Кохан. Премьера собрала полный зал, столь велик был к ней интерес зрителей. Назвав свое творение “динамичной театральной версией культового французского романа”, режиссер слукавил. Действие на сцене длится около трех часов с двумя антрактами, что отнюдь не способствует динамике. И во втором антракте кое-кто из зрителей покинул зал, видимо, не выдержав заявленную динамику как должное.
В премьере задействованы чуть ли не весь мужской творческий состав театра (в роли Жюльена Сореля – Михаил Сивицкий) и всего две женщины-актрисы. Это – заслуженная артистка Украины Оксана Туриянская – Луиза де Реналь и актриса Наталия Зубик – Матильда де Ла-Моль. Кроме них, в программке персонифицировано восемнадцать человек, не считая группы присяжных, они же восставшие парижане в третьем действии и двух детей в эпизодах.
Говорить обо всех актерских работах невозможно, сказать только об отдельных было бы неправильно, хотя в спектакле много интересных персонажей, ставших весьма удачно нашими артистами.
Разгадывая режиссерские шарады Виктора Попова, можно выстроить интереснейший ассоциативный ряд: Александр Блок, декабристы, “Гроза” Островского, тургеневский Евгений Базаров и почему-то “Мертвые души” Гоголя. Возможно, другие зрители ничего этого не увидят или увидят что-то свое.
Особо следует выделить видеопроекцию Геннадия Лещенко, который весьма оживил некоторую монотонность происходящего на сцене. К удачным находкам можно отнести и то, что действие в спектакле происходит на нескольких уровнях, а иногда происходящее на первом плане продолжает “теневой театр”. В свое время этот прием наш театр использовал в комедии Нушича “Обзор”. На сцене сектеров щедро посыпают снегом и поливают дождем, совсем как в “Кармен” Жолдаса! И – привет из театра Шекспира, не менее щедро выносят отрубленные бутафорские головы. Что же касается режиссуры, то наш славный Виктор Васильевич один к одному повторил свои приемы и находки, которые он показал в постановке “Ореста” театра “Vie”. Это – долгие, изматывающие душу разговоры при почти полном отсутствии действия, и когда терпение зрителей доходит до предела – гибель героя (с помощью все того же “теневого кино”) и яркий эмоциональный финал со снегом и дождем.
Зрительские мнения об увиденном весьма разноречивы. От “наконец-то в нашем театре появился спектакль европейского уровня” до “а вам не жалко Стендаля?”. Но несомненно одно. Спектакль есть, он вызывает споры, его принял (или не принял) зритель. И тот же зритель определит его будущую судьбу.