Современное искусство может быть злободневным и глубокомысленным. Так, недавно в арт-галерее “Lenin” завершилась выставка “Конструктивизм VS Функционализм”, где были замечены две необычные скульптуры. Для Киева подобное творчество – обычное дело, но в наших немногочисленных галереях такие объекты редкая вещь. Работы скульптора – с серьезным подтекстом, что нечасто увидишь в современном искусстве.
Оказалось, креативные творения – дело рук запорожца Александра Татаренко, впервые показавшего свои работы публике. Интересно и то, что профессия Александра мало связана с искусством. Для него, менеджера-экономиста и радиоэлектронщика, творчество сродни отдушине.
– Это первые работы, которые попали на выставку, – рассказывает Александр Татаренко. – Не могу сказать, насколько давно или недавно занимаюсь скульптурой, это все происходит параллельно основной жизни. Я с детства рисовал, лепил из пластилина. Это то, что получается у меня лучше всего. Но на дизайнера учиться не получилось. Первый диплом получил так: все пошли, и я пошел. Второй – аналогично. А работа у меня вообще связана с автомобилями.
Автор рассказал о работе “Железные птицы в небе, железные рыбы в воде, железные деревья в лесу”:
– Смысл скульптуры был в том, чтобы “закрутить” металл клубком. Придать ему подвижность. У видимой тяжести суть – в легкости. Материалы были целенаправленно выбраны, специально покупались. Они, кстати, очень дорогие.
– Какую основную идею хотелось бы вам донести людям?
– Происходит урбанизация, и со временем жизнь человека превращается в подобие железных машин. Человек зависит от них. Из-за этого происходит все это нервное напряжение, что мне показалось наиболее выгодным изобразить в железе. Хотелось показать железный комок нервов, технологий… Идея этой скульптуры – и констатация, и сожаление. Мои переживания, мысли – все отображается в ней.
Люди отображают в творчестве одно и то же. Все зависит от техники. Скульптуры классиков – Микеланджело, Родена, других – сотни лет заставляют миллионы людей думать, расти. Из новых мне нравится, например, Крис Кукси. Очень интересная техника. В принципе, люди отображают чувства – страх, веселье, еще что-то. Но все зависит от того, какую человек выберет технику. Одно и то же чувство можно написать, как картину, отобразить в музыке. От этой техники и зависит узнаваемость автора. Но человек этим не управляет, это то, что заложено в человеке сразу. Уже в детстве видно, кем станет ребенок.
О скульптуре “Прямой эфир. Потоки лишней информации и непрочитанных книг, спрессованных в плотную красную форму” автор говорит:
– Ее первоначальным названием было “Эфир”. С одной стороны – в смысле такого состояния, с другой – в смысле прямого эфира, того, что мы каждый день слышим из телевизора, радио. Эта скульптура описывает уродство получаемой нами информации, ее недостоверность, ее огромное количество, перебивающие друг друга языки, поток информации в 99-ти процентах – ненужный. Человек, который хочет получать информацию для своего развития, получает ее сам – приходит в библиотеку, заходит в Интернет.
Подставка появилась позже. Это как образ такого информационного болота. Объединил все это в красный цвет, чтобы внимание акцентировать не на отдельных цветах, а на смысле. Красная она потому, что мы внутри – красные. То есть все идет изнутри.
Эта скульптура для того, чтобы человек подумал, сделал для себя какие-то выводы и, возможно, ограничил поток информации только той, которая нужна.
– А какие там книги были использованы, если не секрет?
– Книги самые ужасные. Книги, которые никто никогда не читал.
– Как символ бесполезности?
– Да, то есть это подставка. Эта информация никому не нужна, она бессмысленна. Как “втюхивание” товаров по телевизору. Мы можем заблудиться в этом потоке и не замечать чего-то важного. Человек должен отсеивать ненужное, чтобы не превращаться в потребителя. Это отодвигает его от самопознания, от той сути, которая ему нужна. И когда ты слышишь внутри какие-то звоночки, их нельзя не замечать.
– Вы делаете скульптуры по настроению или по плану?
– Нельзя заставить себя сделать скульптуру. Это то, что идет изнутри, что не остановить, без чего нельзя обойтись. В голове скульптура уже готова сразу. Самый тяжелый процесс – изготовление. Третий этап – показать это людям, наблюдать за их реакцией. Один человек говорит, что ему нравится. Другой – я бы тоже так смог. Мог, но не сделал, не нарисовал, не представил на выставках. Потому предметы искусства и продают за такие большие деньги, что до того, как продавать картины за 20 миллионов, художник прошел большой путь.
Оценить работу скульптора или художника может только скульптор или художник. Для человека, который не связан с искусством, не имеет творческих наклонностей, это будут просто “пятна”. Реализм понять проще – это то, что мы каждый день видим. А формы более глубокие понять может только человек, который живет этим же. Мнение зрителей, конечно, важно, но все равно – по-другому делать не получается. Чем больше людей увидит мои работы, тем лучше для всех.
Фото из архива Александра ТАТАРЕНКО и автора