Ни для кого не секрет, что в Украине особенных детей с каждым годом становится все больше. И речь не только об инвалидах по здоровью (на мой взгляд, дает о себе знать умение медиков выхаживать новорожденных детей весом от 500 граммов), но и о детях, которые отличаются от своих сверстников особой психикой и нервной системой как в сторону опережающего развития, так и ее задержки. Понятно, что в школе “под одну гребенку”, как раньше, таких детей “не подстрижешь”, нужно искать особые подходы для их обучения и воспитания.
Да, существуют специализированные интернаты по тому или иному заболеванию, однако родители не хотят, чтобы их дети росли и учились вместе с теми, у кого такие же проблемы, как и у их детей. Ведь доказано, что больные дети быстрее адаптируются к жизни и развиваются, общаясь со своими здоровыми сверстниками. Многие родители хотели бы, чтобы, несмотря на диагнозы, их дети ходили в обычную школу вместе со своими одногодками. Для них спешу сообщить хорошую новость: такая заграничная диковинка, как инклюзивное образование, цель которого заключается в создании безбарьерной среды в обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями, уже прижилась в Запорожье. Пока, правда, только в единственной школе – в доселе ничем не примечательной обычной общеобразовательной школе № 3.
Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанкской декларации (Испания) в 1994 году. Цель конференции в Саламанке заключалась в содействии идее “Школы для всех” учреждений, которые учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям ребенка. Один из принципов декларации: имеющие особые потребности в области образования дети должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые создадут им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение этих потребностей.
Кстати, к категории тех, кому для обучения в школе необходимы какие-то изменения, относится очень большая группа детей. К ней, в частности, относятся и одаренные дети, потому что нуждаются в другом подходе к обучению. Сюда входят и дети с особенностями психофизического развития, с инвалидностью. Часто всех этих очень разных ребят называют детьми с особыми образовательными потребностями, и этот термин отражает не медицинский – диагностический, а социальный подход к их потребностям.
В идеале каждый ребенок, имеет ли он особые образовательные потребности или имеет особенности культурного, языкового, религиозного характера, может прийти в обычную общеобразовательную школу по месту проживания. И такая школа должна принять его безо всяких условий. Безусловное принятие школой ребенка и есть инклюзия.
Итак, инклюзивное образование предусматривает совместное пребывание в учебных заведениях детей с различными нарушениями в развитии с их сверстниками, которые таких проблем не имеют. “ЗС” решила увидеть своими глазами, как это осуществляется практически в школе № 3. Коридорами и классами школы нас водили директор и завуч.
“Процесс обучения и воспитания, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования, называется инклюзивным. Общеобразовательные школы организовывают работу с такими детьми, учитывая их особые потребности, оказывая специальную поддержку. Мы – одна из этих немногих пока школ в Украине”, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 3 Руслана Диденко.
От нее мы также узнали, что все без исключения ученики этой школы обучаются по общеобразовательной программе и по окончании получат аттестат единого образца. Корректирующие спортивные и учебные занятия дети с особенными образовательными потребностями получают после основных уроков.
“Сегодня в нашей школе с 1 по 10 класс учатся 12 детей с особенными образовательными потребностями. Но так как нормативная база инклюзивной модели образования в Украине появилась только в 2010 году, то в строгом смысле слова инклюзивными в школе считаются только 1-А класс (классный руководитель Оксана Владимировна Чернявская) и 2-А (классный руководитель Татьяна Викторовна Руденко).
Чтобы получить такой статус, в классе должен быть хотя бы один ученик с особыми образовательными потребностями, а у нас таких первоклассников в этом году поступило четверо, во втором классе учатся трое особенных детей. Причем диагнозы у всех разные: ДЦП, тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата, дефекты речи, аутизм, в следующем году просится к нам ребенок с проблемами слуха”, – рассказала директор общеобразовательной школы № 3 Ольга Маглеванная.
Нам разрешили заглянуть посреди урока в 1-А класс. Сказать откровенно, я не сразу поняла, кто из этих ребят, что тянут руки ответить, “особенный”. Только когда ребенок вышел к доске, стало понятно, что у девочки есть проблемы с речью. Однако, на удивление, одноклассники поняли, что она сказала, потому что наперебой стали отвечать на ее загадку. Потом к доске вызвался бойкий мальчик. Стоящая рядом директор тихонько рассказала, что на Первый звонок его папа принес на руках – было обострение заболевания суставов. Есть в этом классе и мальчик-аутист, который начал говорить только в 9 лет, и родители сразу же захотели отдать его в 1 класс общеобразовательной школы. Кстати, по мнению специалистов, его социализация, благодаря посещению обычной школы, проходит более чем успешно.
“Сколько раз в неделю и по сколько уроков сможет посещать ученик с особенными образовательными потребностями, в каждом случае устанавливается индивидуально. Делается это на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), которую в Запорожской области возглавляет Людмила Павлова. Например, у нас в первом классе есть ребенок с ДЦП, которого родители привозят на уроки два раза в неделю, остальное время учителя обучают его на дому”, – сообщила директор школы.
“Чтобы ликвидировать существующие ограничения в возможностях у некоторых учеников, инклюзивная модель образования предусматривает наличие в штате психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, а также ассистента педагога, который сопровождает ученика с особыми потребностями во время занятий”, – просветила нас завуч Руслана Диденко.
Через стеклянную дверь заглядываем в кабинет к дефектологу. Любовь Курницкая как раз занималась с первоклассником Денисом. Он крепил на стену под своей фамилией звездочку – этот эквивалент отметки “отлично” стремятся получить все, с кем занимается специалист. “Моя задача при помощи игровых моментов раскрепостить ребенка, снять повышенную тревожность (ее часто передают своим детям родители). Проводится коррекция психологическая, речевая, плюс подтягиваю ребенка по тому предмету, который дается ему труднее других”, – сообщила Любовь Курницкая.
Снова обращаемся к директору: “Скажите, какую-нибудь помощь от департамента образования ваша школа получила после того, как задекларировала обязательства возложить на себя столь социально значимую миссию?”. Ольга Маглеванная ответила, что самое главное – штатное расписание школы приведено в соответствие с нормативами для учебных заведений такого типа: введены узкие специалисты, которые индивидуально занимаются с каждым ребенком, имеющим особенные образовательные потребности. “В следующем году будем все-таки просить поставить нашу школу (одну из старейших в городе) в очередь на капитальный ремонт. Нужна реконструкция фасада здания, замена коммуникаций, пола в спортзале, создание спортивно-игровой площадки во дворе школы для детей с особенными потребностями. Хотелось бы также переоборудовать туалет под потребности наших учеников, оборудовать там индивидуальную кабинку гигиены”, – говорит директор школы № 3.
По ее словам, большими друзьями школы уже много лет остаются народные депутаты Украины Вячеслав Богуслаев и Ярослав Сухый, депутат городского совета Владимир Гунько.
Кроме того, благодаря помощи родителей и общественности города к началу нынешнего учебного года у входа в школу был оборудован пандус, обустроены спальная и игровая комнаты для первоклассников.
С начала октября в 3-й школе по субботам действует Школа будущего первоклассника. “На самом деле это диагностически-развивающие занятия и консультации для будущих первоклассников и их родителей, – уточняет замдиректора по учебно-воспитательной работе Руслана Диденко. – Дети и родители знакомятся с будущим преподавателем и друг с другом. Так вот, пока ни один родитель не возмущался, что в классе с его ребенком будут учиться “нестандартные” дети”. Директор школы Ольга Маглеванная уточняет: “Уже сегодня от желающих поступить на будущий год в инклюзивный первый класс отбоя нет. Даже из других районов города возят на занятия детей, которым в обучении нужны особые условия. И эти условия мы им создадим”.
фото Владимира ШЕРЕМЕТА