В Запорожье продолжается городская программа по развитию коммунального транспорта, которая началась еще в 2016 году. Как происходит реализация программы и какой транспорт появится на городских маршрутах, волнует сейчас многих горожан, поэтому на днях в Агентстве региональных инициатив состоялся круглый стол на тему: «Процесс замены авто и электротранспорта в Запорожье». В нем приняли участие начальник управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Александр Власюк и генеральный директор КП «Запорожэлектротранс» Юрий Папач
Отметим, что в этой программе особое внимание уделяется замене подвижного состава электротранспорта, а также закупке автобусов большой вместимости, которые должны со временем вытеснить своих сородичей класса «Б», а попросту говоря, поднадоевших уже всем маршруток, зачастую с хамами-водителями за рулем.
Как рассказал начальник управления транспорта и связи Запорожского горсовета Александр Власюк, доля муниципального транспорта с большой пассажировместимостью за 2017-18 годы в городе постепенно увеличивается. Так, вначале было приобретено 10 автобусов, потом 35 на 9 основных маршрутов, а к концу этого года в планах поступление первой партии из еще 50 единиц техники, которая была приобретена в лизинг. Кстати, автобусы из новой партии планируется пустить в направлении Хортицкого, Шевченковского и Коммунарского районов, что решит проблему вывоза пассажиров со спальных районов, прежде всего, в часы пик.
– Однако уже и те коммунальные автобусы, что сейчас работают на маршрутах, забрали на себя львиную часть пассажиров льготных категорий, поэтому жалоб на перевозчиков, которые не хотят перевозить пенсионеров, тем самым нарушая их законные права, стало намного меньше, – говорит Александр Власюк.
И действительно, оценив преимущества больших автобусов, их комфортабельность и отсутствие необходимости оспаривать свое право на льготный проезд, эти граждане с удовольствием отказались от маршруток. Тем более, 9 маршрутов, по которым курсируют автобусы большой вместимости (к примеру, № 17, 18, 72, 59) связывают между собой все части города.
А какое новшество на площади Фестивальной! На троллейбусной остановке размещено световое табло, где видно, через сколько минут подъедет тот или иной вид муниципального транспорта. Выбирай – то ли через 15 минут подъедет троллейбус, то ли через 2 минуты автобус 17-го маршрута. И он действительно через 2 минуты подъехал. Разве это не удобство для стоящих на жаре пассажиров?
Однако не надо забывать, что для города такие перевозки являются убыточными, и это касается не только льготников, которых, по последним подсчетам, в муниципальном транспорте 80% из общего пассажиропотока – это социальная программа для всех горожан. К примеру, оценочная себестоимость одной поездки в большом автобусе сегодня составляет около 6 гривен, а платим за билет 4 гривны. Для трамвая и троллейбуса данный показатель (по подсчетам на конец 2017 года) равен 4 гривнам 30 копейкам, а платим только три. И несмотря на это, понимая социальную незащищенность льготников и низкий доход большинства жителей, город осуществляет пассажирские перевозки по тарифам ниже себестоимости.
А когда возникают конфликты между пассажирами и водителями, управление транспорта и связи Запорожского горсовета всегда разберется в ситуации. Вспомните нашумевший на днях случай с водителем маршрутки, который отказался перевозить по льготной цене школьников. Как сообщил Александр Власюк, в ситуации полностью разобрались, отследили ее по видеорегистраторам, на водителя наложено взыскание. Более того, профильному департаменту поручено разработать документ, которым будут предусмотрены меры, применяемые к водителям, превышающим свои полномочия.
Однако вернемся к мунициальному транспорту. Если есть поступление новых автобусов, создание с нуля автобусного парка на базе троллейбусного парка № 2 КП «Запоріжелектротранс», куда набрали механиков, других специалистов, создали необходимую инфраструктуру, где теперь и обслуживаются 45 новых автобусов, – выглядят более-менее радужно, то есть проблема подбора водителей на них.
– Из 90 человек, которые пришли к нам в августе устраиваться на водителя, – говорит генеральный директор КП «Запорожэлектротранс» Юрий Папач, – только 30 дошли до медкомиссии. Да, проблема с подбором кадров есть, но мы их решаем.
И это при том, что на предприятии работают в четком соответствии с КЗОТом, водители получают полный социальный пакет и высокую зарплату. Так, водителю первого класса начисляют порядка 13600 грн в месяц. К тому же ему не приходится перерабатывать. Тем не менее, подобрать людей не так просто.
Рассказал Юрий Папач и о том, что работе и обновлению городского электротранспорта уделяется сейчас серьезное внимание. Так, в плановом режиме производится замена контактных сетей и подстанций, а при цене нового трамвая порядка 20 млн грн решили производить самостоятельную сборку вагонов на базе предприятия. Также производят закупку бывших в употреблении, но качественных европейских трамваев, приобретают троллейбусы с запасом автономного хода и электробусы. Так, в настоящее время в Берлине закуплено 12 трамваев, первый из которых появится на запорожских улицах уже к 20 сентября.
– Это современные удобные вагоны большой вместимости, рассчитанные на 115 человек, в них полностью обеспечен комфорт и безопасность как пассажиров, так и водителя, – подчеркнул Юрий Папач.
Остановились немного и на троллейбусах с запасом автономного хода. Такой троллейбус сможет самостоятельно, например, пересечь мост Преображенского, Хортицу, арочный мост, а на Правом берегу опять подсоединиться к электроснабжению и продолжить путь по указанному маршруту. Это дает возможность открывать новые маршруты без прокладки дорогостоящей контактной сети и позволит существенно изменить карту троллейбусных маршрутов.
Хорошим намерением в столь промышленном городе, как наш, выглядит и закупка 25 электробусов. Запорожье, выиграв европейский транш в размере 16 млн евро, может рассчитывать, что здесь одними из первых в Украине начнут курсировать экологически безвредные и экономичные электробусы.
Поставили вопрос и о безналичном рассчете пассажиров в мунициальном транспорте. Над этим уже в департаменте работают, но тут все упирается в монетизацию льготников (необходимо 200 млн грн) – когда она будет решена, тогда и этот вопрос сдвинется с места. А в общем-то для решения проблемы качественного транспортного обеспечения Запорожья нам необходимо порядка 150 современных городских автобусов большой вместимости. И этот день уже не за горами.