Widen your world – расширить границы мира – такой девиз выбрала турецкая авиакомпания Turkish Airlines, уже три года соединяющая Запорожье и другие города Украины с 300 точками в разных странах. Недавно в партнерстве с Агентством региональных инициатив компания организовала пресс-тур для запорожских журналистов.
Как человек, активно путешествующий, я очень ценю свободу и удобство передвижения. Путешествие в какую-либо точку мира я уже все реже начинаю из Киева – мир глобализируется и наше индустриальное Запорожье с его пока еще провинциальным аэропортом все активнее становится настоящим международным направлением. Во многом благодаря турецким авиакомпаниям, летающим от нас в Стамбул, а оттуда – по всему миру. Лидером среди турецких перевозчиков по праву является Turkish Airlines, шесть лет подряд признающаяся лучшей авиакомпанией Европы и претендующая на это звание в седьмой раз. Именно с Turkish Airlines за прошедшие полтора года я летал прямо из Запорожья в Женеву, Барселону, Софию и несколько раз в Стамбул. У Агентства региональных инициатив сложились добрые партнерские отношения с этой авиакомпанией. Год назад мы принимали турецких журналистов в Запорожье. Наш новый недавний проект – пресс-тур в Стамбул для запорожских и днепровских СМИ. Поделюсь короткими путевыми заметками.
Турция остается привлекательным туристическим направлением для украинцев. Близко, бюджетно, привычно. Хороший сервис, исторические достопримечательности, приветливые люди. Еще – сложившиеся экономические связи и геополитическое и транзитное расположение наших стран, берега одного Черного моря. Председатель совета директоров Turkish Airlines Илькер Айджи полгода назад говорил мне в интервью о том, что его авиакомпания летала и будет летать по украинским направлениям (на сегодня это шесть украинских городов, включая Запорожье). «Мы верим в прекрасную страну Украину», – говорил руководитель Turkish Airlines.
В этот раз мы опять посетили штаб-квартиру компании. Вице- президент по Восточной Европе Мухаммед Фатих Дурмаз рассказал о перспективности украинского рынка и о больших планах компании в связи с открытием в 2018 году третьего стамбульского аэропорта. Первая очередь гигантского хаба будет пропускать до 90 миллионов пассажиров в год, с введением второй очереди пассажиропоток может достигнуть 150 миллионов. К аэропорту протянут 65-километровую линию метро.
Мое личное мнение – украинская власть должна создавать благоприятные условия для таких компаний, как Turkish Airlines. За счет их присутствия на украинском рынке инвестиционный климат, особенно в регионах, приобретает некий весомый upgrade – турки не побоялись прийти в Украину в период кризиса и войны в расчете на успешное экономическое развитие нашей страны и показывая пример другим. Это доверие, которое нужно ценить.
Сама Турция показывает пример самодостаточного развития, запуская гигантские проекты в Стамбуле и других городах. Самый большой турецкий мегаполис строится без остановки, и мы это увидели своими глазами. Нам показали впечатляющий пример приватно-государственного партнерства – турецкий Диснейленд. Речь идет о парке развлечений Vialand. Огромная территория в спальном районе Стамбула была отдана в концессию частной компании, построившей здесь огромный парк развлечений и современный торговый комплекс. Через пятьдесят лет парк перейдет в собственность государства. А пока здесь создаются тысячи рабочих мест, и казна получает солидные налоговые поступления. По подсчетам экономистов, турецкие мегапроекты привнесут в турецкую экономику более 3 миллиардов долларов и создадут 65 000 новых рабочих мест. И это – несмотря на заявления иностранных СМИ об экономическом спаде в стране.
Стамбул, как всегда, завораживает красками и смешением стилей. Туристов стало меньше, особенно западных – прошлогодние теракты и попытка переворота негативно повлияли на развитие туриндустрии. Но нет худа без добра. Возможно именно эти обстоятельства повлияли на улучшение сервиса и определенное снижение цен на услуги. Турки проявили похвальную гибкость в маркетинге. Сейчас можно снять приличный номер на двоих в гостинице в центре за 30-40 долларов в день и пообедать в стильном ресторане за 10-15 долларов на человека. Мы были в Стамбуле в период Рамадана, когда употреблять пищу правомерные мусульмане могут только с заходом солнца. После восьми вечера все стамбульские парки и скверы превращаются в импровизированные площадки для пикников – со своей едой, раскладными столами и стульями сюда приходят семьи и компании.
Традиционно многолюдно в районе Султанахмета. В Айя Софию и Голубую мечеть стоят очереди, по вечерам в кафе на набережной Босфора не найти свободного места. Моя знакомая из Запорожья Нина Белокопытова показала несколько отличных и очень уютных мест, куда почти не забредают туристы. Нина уже несколько лет в Стамбуле и пишет здесь диссертацию по тюркской социальности. «Стамбул – это состояние души. Просто нужно постараться стать здесь хоть немного своим», – говорит она.
Возвращаясь к нашему партнеру Turkish Airlines. Конечно, нас повезли в знаменитый учебный центр компании. Это современный комплекс, известный во всем авиационном мире. Подготовку здесь проходят члены экипажей из многих стран.
Специальные «симуляторы» на движущихся платформах имитируют любые режимы полета. Тренажеры воссоздают кабины различных типов воздушных судов – Boeing 737-800, 777-300ER, Airbus A320, A330, A340и другие. Обучение на таких симуляторах позволяет минимизировать влияние человеческого фактора на штатные и нештатные летные ситуации. Их стоимость – несколько миллионов долларов. Каждый пилот два раза в год проходит через учебный центр. Происходит это также при переходе на другой тип самолета.
Если говорить опять о турецком сервисе, то одним из ярких примеров может служить крупнейшая кэтеринговая компания TurkishDo&Co, созданная десять лет назад, как совместное предприятие с TurkishAirlines. Do&Co один из мировых лидеров в своем бизнесе, работает с 60 авиакомпаниями и имеет годовой оборот под миллиард евро. В год Do&Co готовит 65 миллионов порций питания для пассажиров. Компания обслуживает мировые спортивные соревнования, в том числе Формулу 1.
О Стамбуле, Турции и Turkish Airlines можно говорить бесконечно. Результатом нашего пресс-тура стал ряд публикаций в местных СМИ. Агентство региональных инициатив имеет большой опыт организации подобных поездок для региональных журналистов. Не так давно мы были в Брюсселе, на саммите Украина-ЕС. Кстати, безвизовый режим, стартовавший для украинцев 11 июня, хорошая возможность для крупнейшего турецкого авиаперевозчика увеличить пассажиропоток из Украины, учитывая удобные стыковки во все страны Европы через Стамбул. И девиз компании «Расширяя мир» как раз соответствует новым возможностям, открывшимся для граждан Украины.
Александр Павлов,
Руководитель Агентства региональных инициатив