Widen your world – расширить границы мира – такой девиз выбрала турецкая авиакомпания Turkish Airlines, уже три года соединяющая Запорожье и другие города Украины с 300 точками в разных странах. Недавно в партнерстве с Агентством региональных инициатив компания организовала пресс-тур для запорожских журналистов.IMG_6318

Как человек, активно путешествующий, я очень ценю свободу и удобство передвижения. Путешествие в какую-либо точку мира я уже все реже начинаю из Киева – мир глобализируется и наше индустриальное Запорожье с его пока еще провинциальным аэропортом все активнее становится настоящим международным направлением. Во многом благодаря турецким авиакомпаниям, летающим от нас в Стамбул, а оттуда – по всему миру. Лидером среди турецких перевозчиков по праву является Turkish Airlines, шесть лет подряд признающаяся лучшей авиакомпанией Европы и претендующая на это звание в седьмой раз. Именно с Turkish Airlines за прошедшие полтора года я летал прямо из Запорожья в Женеву, Барселону, Софию и несколько раз в Стамбул. У Агентства региональных инициатив сложились добрые партнерские отношения с этой авиакомпанией. Год назад мы принимали турецких журналистов в Запорожье. Наш новый недавний проект – пресс-тур в Стамбул для запорожских и днепровских СМИ. Поделюсь короткими путевыми заметками.

Турция остается привлекательным туристическим направлением для украинцев. Близко, бюджетно, привычно. Хороший сервис, исторические достопримечательности, приветливые люди. Еще – сложившиеся экономические связи и геополитическое и транзитное расположение наших стран, берега одного Черного моря.  Председатель совета директоров Turkish Airlines Илькер Айджи полгода назад говорил мне в интервью о том, что его авиакомпания летала и будет летать по украинским направлениям (на сегодня это шесть украинских городов, включая Запорожье). «Мы верим в прекрасную страну Украину», – говорил руководитель Turkish Airlines.

В этот раз мы опять посетили штаб-квартиру компании. Вице- президент по Восточной Европе Мухаммед Фатих Дурмаз рассказал о перспективности украинского рынка и о больших планах компании в связи с открытием в 2018 году третьего стамбульского аэропорта.  Первая очередь гигантского хаба будет пропускать до 90 миллионов пассажиров в год, с введением второй очереди пассажиропоток может достигнуть 150 миллионов. К аэропорту протянут 65-километровую линию метро.  IMG_6380

Мое личное мнение – украинская власть должна создавать благоприятные условия для таких компаний, как Turkish Airlines. За счет их присутствия на украинском рынке инвестиционный климат, особенно в регионах, приобретает некий весомый upgrade – турки не побоялись прийти в Украину в период кризиса и войны в расчете на успешное экономическое развитие нашей страны и показывая пример другим. Это доверие, которое нужно ценить.

Сама Турция показывает пример самодостаточного развития, запуская гигантские проекты в Стамбуле и других городах. Самый большой турецкий мегаполис строится без остановки, и мы это увидели своими глазами. Нам показали впечатляющий пример приватно-государственного партнерства – турецкий Диснейленд. Речь идет о парке развлечений Vialand. Огромная территория в спальном районе Стамбула была отдана в концессию частной компании, построившей здесь огромный парк развлечений и современный торговый комплекс. Через пятьдесят лет парк перейдет в собственность государства. А пока здесь создаются тысячи рабочих мест, и казна получает солидные налоговые поступления. По подсчетам экономистов, турецкие мегапроекты привнесут в турецкую экономику более 3 миллиардов долларов и создадут 65 000 новых рабочих мест. И это – несмотря на заявления иностранных СМИ об экономическом спаде в стране.IMG_6918IMG_6916

Стамбул, как всегда, завораживает красками и смешением стилей. Туристов стало меньше, особенно западных – прошлогодние теракты и попытка переворота негативно повлияли на развитие туриндустрии. Но нет худа без добра. Возможно именно эти обстоятельства повлияли на улучшение сервиса и определенное снижение цен на услуги. Турки проявили похвальную гибкость в маркетинге. Сейчас можно снять приличный номер на двоих в гостинице в центре за 30-40 долларов в день и пообедать в стильном ресторане за 10-15 долларов на человека. Мы были в Стамбуле в период Рамадана, когда употреблять пищу правомерные мусульмане могут только с заходом солнца. После восьми вечера все стамбульские парки и скверы превращаются в импровизированные площадки для пикников – со своей едой, раскладными столами и стульями сюда приходят семьи и компании.

IMG_6869IMG_6702

 

 

 

 

 

 

Традиционно многолюдно в районе Султанахмета. В Айя  Софию и Голубую мечеть стоят очереди, по вечерам в кафе на набережной Босфора не найти свободного места. Моя знакомая из Запорожья Нина Белокопытова показала несколько отличных и очень уютных мест, куда почти не забредают туристы. Нина уже несколько лет в Стамбуле и пишет здесь диссертацию по тюркской социальности. «Стамбул – это состояние души. Просто нужно постараться стать здесь хоть немного своим», – говорит она.

Возвращаясь к нашему партнеру Turkish Airlines. Конечно, нас повезли в знаменитый учебный центр компании. Это современный комплекс, известный во всем авиационном мире. Подготовку здесь проходят члены экипажей из многих стран.IMG_6086

Специальные «симуляторы» на движущихся платформах имитируют любые режимы полета.  Тренажеры воссоздают кабины различных типов воздушных судов – Boeing 737-800, 777-300ER, Airbus A320, A330, A340и другие. Обучение на таких симуляторах позволяет минимизировать влияние человеческого фактора на штатные и нештатные летные ситуации. Их стоимость – несколько миллионов долларов. Каждый пилот два раза в год проходит через учебный центр. Происходит это также при переходе на другой тип самолета.IMG_6352

Если говорить опять о турецком сервисе, то одним из ярких примеров может служить крупнейшая кэтеринговая компания TurkishDo&Co, созданная десять лет назад, как совместное предприятие с TurkishAirlines. Do&Co один из мировых лидеров в своем бизнесе, работает с 60 авиакомпаниями и имеет годовой оборот под миллиард евро. В год Do&Co  готовит 65 миллионов порций питания для пассажиров. Компания обслуживает мировые спортивные соревнования, в том числе Формулу 1.IMG_6331

О Стамбуле, Турции и Turkish Airlines можно говорить бесконечно. Результатом нашего пресс-тура стал ряд публикаций в местных СМИ. Агентство региональных инициатив имеет большой опыт организации подобных поездок для региональных журналистов. Не так давно мы были в Брюсселе, на саммите Украина-ЕС. Кстати, безвизовый режим, стартовавший для украинцев 11 июня, хорошая возможность для крупнейшего турецкого авиаперевозчика увеличить пассажиропоток из Украины, учитывая удобные стыковки во все страны Европы через Стамбул. И девиз компании «Расширяя мир» как раз соответствует новым возможностям, открывшимся для граждан Украины.

Александр Павлов,
Руководитель Агентства региональных инициатив