К 200-летнему юбилею Рихарда Вагнера произошел настоящий прорыв в современной украинской опере – “Донбасс Опера” не только поставила спектакль “Летучий Голландец”, но и возродила оперные гастроли в стране.
Гастрольный тур оперы Рихарда Вагнера в постановке Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко прошел по самым крупным городам и завершился спектаклями в столице, в Национальной опере.
Считается, если в стране не ставят Вагнера, то нет и оснований говорить о том, что в ней есть оперный театр. Последний раз Вагнера ставили в Киеве и Львове несколько десятилетий назад, и это – уже глубокая история. То, что “Донбасс Опера” решилась поставить “Летучего Голландца” – это прорыв в национальном масштабе, отмечают музыковеды.
Билеты в городах тура размели за считанные дни (они стоят от 150 до 500 грн.), и до сих пор забронировать билеты на оперу в Донецке нереально – все продано.
Спектакль поставлен с участием немецких и европейских специалистов, помощь оказали “Гете-институт” и посольство Германии, основную часть средств для постановки внесла принадлежащая Ринату Ахметову компания СКМ. По неофициальным данным, спектакль “стоил” 3, 5 млн. грн., а весь тур – около 8 млн.
В постановке играют немецкие и украинские актеры. Режиссер Мара Курочка (Германия) активно использовала современные технологии. Единство 3D-эффекта и строгого следования традициям оперных постановок (“Голландца” ставили по оригинальным партитурам Вагнера на немецком языке) произвело на зрителей потрясающий эффект.
Над совместным украинско-немецким проектом театральные мастера трудились два года. В постановке задействовано более 300 человек. Главную роль Зенты исполнила солистка Национальной оперы Украины Леся Алексеева, Голландца играют Андреас Макко и Штефан Штолль из Германии. Дирижер – Михаил Синькевич, (Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия).
Мара Курочка ранее работала над постановками “Фауста” и “Летучего Голландца” для театра Базеля, “Парсифаля” для Берлинского театра оперы и балета. В работе над “Голландцем” также были задействованы европейские художники-сценографисты Момме Хинриихс и Торге Мёдлер.
Фрагменты донецкого спектакля транслировались по украинскому радио. Что интересно, постановка при всей своей оригинальности приобрела и сугубо местные черты – например, хор девушек “Ну, живей работай, прялка” звучит как украинская народная песня.